Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина





Скачать 96.12 Kb.
НазваниеРитуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина
Дата публикации03.08.2013
Размер96.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Тарабукин Алексей, ученик 6Б класса

Научный руководитель: Е.А.Плотникова,

учитель английского языка МАОУ ООШ №11

Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина

Фольклор первобытного общества, когда еще не существовало письменности и вся культура была устной, принято называть архаическим. Он появился тысячи лет назад. Однако следы первобытных представлений сохраняются в быту, религии, языке цивилизованных народов. По словам современного исследователя Е.А.Костюхина, «первобытный человек находился во власти невидимых сил, действие которых постоянно ощущал. Представления об этих силах были вполне отчетливы, окрашены страхом. Одна из главных задач, стоявших перед первобытным коллективом, – нейтрализовать враждебные силы» [Костюхин 2004: 27] . Так возникает два центральных понятия, связанных с жизнью первобытного общества и его идеологией, – обряда (ритуала) и мифа. Современная наука считает, что мифология – это не просто собрание занимательных историй о богах, а система мировоззрения, которая охватывала и выражала всю жизнь первобытного человека, в том числе его религиозные представления. Обряды являлись воспроизведением мифологических рассказов и включали в себя пляски, пение, ряжение.

Считается, что лучше всего архаическое содержание славянской культуры сохранилось в обрядовой поэзии, в том числе календарной, к коей относится и святочная.

Календарные обряды составляли годичный цикл и возобновлялись ежегодно. Они должны были способствовать плодородию земли, благополучию крестьянского хозяйства. С принятием христианства народные праздники как бы подстроились к церковным и проводились в соответствии с церковным календарем.

Новогодние обряды были самыми важными в годовом цикле, так как, в соответствии с архаическим мировосприятием, в новогодние дни воцаряется установленный порядок, и хаос уступает место космосу. Новогодний праздник означал возрождение времени и мира в целом. Точка отсчета нового цикла у разных народов была разной: весна, осень, зима. Но везде новый год был связан с обновлением жизни, возвращением к ее первоистокам.

Как и у многих народов, древнеславянский новый год начинался с мартовского пробуждения природы. Впоследствии русский календарный год стал соотноситься не с сотворением мира, а с окончанием жатвы. Такой счет вели с 1348 г. Петр I, внедряя европейские порядки, распорядился считать первым днем нового года 1 января.

Хэллоуин (англ. Halloween, All Hallows' Eve или All Saints' Eve) – современный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, история которого началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии. Отмечается 31 октября, в канун Дня всех святых.

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово «Хэллоуин» впервые упоминается в XVI веке как шотландское сокращение английской фразы All-Hallows-Even (рус. Вечер всех святых, even – сокращение от evening (рус. Вечер); по-шотландски читается как «хэллувин»). Так в то время называли ночь перед Днём всех святых.

Историк Николас Роджерс, изучавший истоки Хэллоуина, отмечал, что, несмотря на попытки связать его происхождение с древнеримским праздником Паренталий, прообраз Хэллоуина, вероятнее всего, зародился только с появлением кельтского языческого празднества Самайн. Название этого праздника произошло от староирландского слова Samhain, которое означало «конец лета» и впоследствии превратилось в ирландское название месяца ноября.

Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов Британских островов и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным. Уже в VIII веке День всех святых начинает постепенно замещать Самайн; благодаря взаимопроникновению гэльских традиций и католических обрядов начинают формироваться первые зачатки будущего Хэллоуина.

Таким образом, несмотря на все внешние различия, между святками и Хэллоуином определяется глубинная связь, обусловленная тем, что оба эти явления восходят к древним языческим традициям славянских и западноевропейских народов и отражают их архаическое мировосприятие.

Русская новогодняя обрядность включала в себя хождения по домам с благопожеланиями – колядование, новогодний карнавал – ряженье в звериные маски, потехи и гадания.

Колядование проводилось на стыке старого и нового годов, ночью, и в этом нельзя не видеть возвращения к хаосу. Время новогодних праздников – это время разгула чертей. По западноевропейским поверьям, звери накануне Рождества переговариваются между собой на человеческом языке. В этот переходный период время теряло свое значение, и человеку могла открыться его судьба на долгие дни вперед.

Коляда (calendae в Древнем Риме – обозначение нового года и вообще начала месяца; отсюда слово «календарь») – это название и срока празднования, и исполняемых в это время песен, и некоего животного существа («уродилась Коляда»). Во время обряда колядования ватаги молодых людей шли от избы к избе с поздравительными песенками – так, как это описано в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Назывались такие песенки у восточных славян по-разному: колядки, щедровки, овсень, виноградье.

Обряд колядования также подвергся христианскому влиянию. Его связывают с праздником Рождества Христова. Ученики духовных школ, семинаристы, ходили по домам с рождественскими песенками, а также с кукольным театром – вертепом, где разыгрывались сцены из Священной истории. В традицию вошел и особый рождественский ужин со звездой, украшающей новогоднюю елку (начиная с XVIII века), и подарками.

В новогоднюю обрядность входят и многочисленные гадания. Занимались этим исключительно девушки: непременно ворожили на Васильев вечер (31 декабря) и на Крещение. Гадания – не просто забава. Гадать – значит вступать в контакт с нечистой силой.

Во время святок (т.е. от сочельника до Крещения Христа) деревенская молодежь собиралась на посиделки. Самая яркая часть святочных празднеств – игрища. Здесь были ряженья и всяческие забавы. Вообще же святки открывают еще одну особенность ритуалов: ритуал – не только возвращение к традиционному порядку, но и его нарушение. Порядок должен быть сломан и снова восстановлен – тем крепче он будет. Именно это, на наш взгляд, сближает русские святочные обряды с англоязычным Хэллоуином.

Данвич в книге «Языческая Книга Хеллоуина» пишет, что практически все в Хэллоуине берет свое начало в языческих обрядах: ночное время, скелеты, коты, летучие мыши, пауки, гоблины и духи, котлы, а также ужасные истории и маскарадные костюмы. В том числе и желто-оранжевые цвета олицетворяют время урожая, а черный цвет – смерть.

Если в новогоднюю святочную ночь принято было много есть и обязательно – мясо (поросенок), то, поскольку Хэллоуин приходится на время урожая яблок, большинство хэллоуинских сладостей основано на яблоках. Помимо разнообразных сладостей, существует традиционный хлеб бармбрэк.

Главным символом Хэллоуина является так называемый Светильник Джека (англ. Jack-o'-lantern – Джек-Фонарь). Он представляет собой тыкву, на которой вырезано зловеще усмехающееся лицо; внутрь тыквы помещается зажжённая свеча. Истоки этого обычая можно найти в древних ирландских и британских традициях вырезания на овощах лиц во время проведения различных ритуалов.

Примерно в XVI веке сложилась традиция гайзинга – выпрашивания сладостей ночью 31 октября, которая очень напоминает славянское колядование. Дети и взрослые надевали тканевые маски и ходили от одной двери к другой, требуя от хозяев угощение и мелко шаля. Основная тема костюмов на Хэллоуин – это разная нечисть или сверхъестественные персонажи.

Помимо выпрашивания сладостей и ношения разнообразных костюмов, празднование Хэллоуина также связано с некоторыми специфическими играми и гаданиями.

В отличие от святок, отношение официальной религии к Хэллоуину не столь однозначно. Некоторые христиане (особенно православные) критикуют и отвергают празднование Хэллоуина, считая, что его традиции восходят к язычеству и некоторым направлениям оккультизма, противоречащим христианским идеалам.

Основными поэтическими жанрами, сопровождающими святочные обряды, являются колядки и подблюдные песни.

Ученые предполагают, что первоначальной формой колядки (песенки, исполняемой во время обряда колядования) была заклинательная песенка, исполнявшаяся во время весеннего возрождения солнца.

Содержанье колядок однотипно: величание семьи, пожелание ей богатства, благополучия, сказочного урожая, семейного счастья, требование награды за пожелания – угощения:

Пришла Коляда

Накануне Рождества.

Дайте коровку

Масляну головку!

В колядках часто звучат не только благожелания, но и угрозы тому, кто осмелился бы не дать вознаграждения:

Не дадите пирога

Мы корову за рога!

Не дадите лепешки –

Разобьем окошки!

За шуточными текстами проглядывает та власть, которую имели колядовщики. Хозяева стремились всячески ублажить колядующих, так как колядки имели характер не предсказания, а заклинания, в которое глубоко верили. Вообще, колядки не стремились к правдоподобию, и не в том их художественная задача, чтобы отражать реальную жизнь. Сущность их образной системы – гиперболическая идеализация с целью реализации в наступающем году всех пожеланий:

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог…

Подблюдные песни – неотъемлемая часть гадания по блюду. (В остальных гаданиях встречаются лишь кратенькие формулы типа «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный».) В них предсказывалось то, что ожидало девушку: замужество, девичество, разлука, дорога, смерть…

Пророчество выражалось не прямо, а иносказательно: курочка находит перстень, мышь тащит каравай и т.п. Подблюдные песни символичны. Так, сочетание хлеба-соли означало союз богатства и здоровья. Например:

Летел соловей

Через житенку,

Несет соловей

Жита горсточку.

Ладо, ладу!

Кому мы поём,

Тому честь воздаём.

(К богатству)

По своему содержанию подблюдные песни – маленькие символичные картинки, сопровождаемые магической формулой («кому вынется – тому сбудется, тому сбудется – не минуется»). В отличие от колядок, они не программируют, а предсказывают будущее, которое открывается гадающему в момент святочного безвременья.

Поэтическая составляющая Хэллоуина представлена лишь современными стихотворными текстами, напоминающими лубочные прибаутки, исполняемые чаще всего в виде песенок.

В основном в них описывается само ритуальное действо, связанное с проникновением в обыденную жизнь существ из потустороннего мира. При этом содержание стихов определенно имеет современную ориентацию:

Там кругами хороводы
возле адского костра…
Подожженный небосвод мы
мхом тушили до утра,

долго ждали электричку.
Я пришла к тебе чуть свет
и обугленные спички
обронила на паркет.


Как видно, для них не характерна сложившаяся традиция использования средств художественной выразительности и устойчивых композиционных формул, как в колядках или подблюдных песнях. Судя по содержанию данных текстов, несложно догадаться, что складываются они спонтанно, в момент самого празднования его непосредственными участниками.

Таким образом, сравнив главные ритуальные составляющие древнего славянского святочного обряда, дошедшего до нас в достаточно полном виде, и современного, преимущественно англоязычного, праздника Хэллоуин, также восходящего к архаическим традициям, мы можем сделать вывод о том, что между ними много схожего. Приуроченность к переломным моментам календаря (новый год и осеннее завершение природного цикла), связанное с этим особое состояние мира и времени (хаос, ломка старого порядка и зарождение нового, возвращение к временам первоначала, стирание границ между земным, материальным и потусторонним миром, а отсюда – разгул нечистой силы, особые возможности заглянуть и даже предопределить будущее…) – все это одинаково значимо в обоих явлениях и позволяет говорить об общих мифологических истоках, не зависящих от национальной и языковой принадлежности. Конечно, современный вид святочных действ и Хэллоуина, их культурологическая и эстетическая ценность существенно отличаются. История русских обрядов за последнее тысячелетие – это история их трансформации под влиянием христианства, которое, тем не менее, не сломало, не стерло из памяти народа глубинный смысл и особую поэзию народных праздников. История Хэллоуина, вынужденного «мигрировать» по миру, подвергающегося многочисленным влияниям, многое традиционного и, вероятно, ценного в результате этого утратившего, значительно сложнее.
Литература

  1. Велецкая Я.Я. Языческая символика славянских архаических ритуалов. – М., 1978.

  2. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках /Сост. Л.Ш.Рожанский. – М., 1988.

  3. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: генезис и типология колядования. – М., 1982.

  4. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. – М., 1990

  5. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Хрестоматия. – М., 1998. – 4-е изд. – М., 2003.

  6. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М., 2002.

  7. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. – М., 2004..

  8. Круглов Ю.Г. Русский фольклор. – М., 2000.

  9. Данвич Г. Языческая книга Хэллоуина //uti-puti.com.uaview_articles.php?id=579.

  10. «Угощай, а то пожалеешь!» // koolinar.ru.

  11. "МИК": Хэллоуин – мирской, священный или сатанинский? //portal-credo.ru

  12. Хэллоуин в России // newholidays.ru.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconТема урока Домашнее задание
Поэтическая тетрадь. Саша Черный "Что ты тискаешь утенка”,"Воробей","Слон". А. Блок "Ветхая избушка","Сны","Ворона"
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские...
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconВозможна ли поэтическая антропология?
Целью дисциплины является ознакомление студентов с эволюцией структур, институтов и механизмов государственной власти России и с...
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная...
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconТема урока: поэтическая чуткость
Йоффе А. Н., Мишина И. А., Мацияка Е. В., Савченко К. В., Петрова Е. Н., Плотникова А. Ю., Чиндилова О. В., Яковлева С. Г., Обернихина...
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconРеферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы
Творчество башкирского поэта Акмуллы, созданная им поэтическая школа оказали значительное влияние и на развитие казахской, татарской...
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconЗадание 1: составьте на 1-2 стр целостный профессиональный портрет...
Задание 1: составьте на 1-2 стр целостный профессиональный портрет современного педагога, где укажите наиболее значимые составляющие...
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconТемы рефератов к экзамену по предмету «Физическая культура» Здоровый...

Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconКобаяси исса: возвышение низкого в поэтике хайку карнапольцева А....
Эта поэтическая ветвь возникла более 600 лет тому назад, обособившись от более древней формы – пятистиший танка. В XVII в., в течение...
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconПреп. Щекина И. А
...
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина icon«Международное гуманитарное право»
Учащиеся разделены на 4 группы ( уважение, понимание, сострадание, милосердие составляющие понятия «толерантность»)
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconОглавление Введение Глава I. Музыкальные способности: сущность, структура
Музыкальная память и ритм как составляющие музыкальных способностей … … … … … … … … … … … … … … … … …
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconКурсовая работа «Русская идея»
«Национальная идея»: смысловое наполнение понятия, её составляющие
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина icon«Диагностика и энергоэффективное электрооборудование» Оглавление
Вычисление, запись и анализ параметров переменного напряжения и тока, включая гармонические составляющие до 49 порядка, в однофазных...
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лекция: Понятие информационной безопасности. Основные составляющие. Важность проблемы
Ритуальная и поэтическая составляющие святок и Хэллоуина iconКурс (прием 2011 г.) Сессия с 06. 10. 2014 г по 19. 10. 2014 г. Дисциплины
Инвестиционная привлекательность региона страны. Составляющие инвестиционного потенциала


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск