Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы





НазваниеРеферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы
Дата публикации14.12.2014
Размер89.5 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
РЕФЕРАТ

На тему: Жизнь и творчество М.К.Акмуллы

Абдуллин Айрат

Ученик 136 лицея

Именем, данным от

рождения, Будут

звать тебя, По трудам хвалу воздаст родная

страна.

Акмулла

ВВЕДЕНИЕ

Мифтахетдин Камалетдииович Акмулла (1831— 1895)—один из крупнейших прогрессивных представителей башкирской литературы, а также философской и общественно-политической мысли Башкирии XIX столетия. «Акмулла был... общепризнанным писателем Башкирии, который, в отличие от религиозно-мистических поэтов-суфиев, выражал идеалы и чувства простого человека. Он высмеивал баев и мулл, звал народ к просвещению, к овладению ремеслами, прославлял разум, справедливость, гуманизм»'. Творчество башкирского поэта Акмуллы, созданная им поэтическая школа оказали значительное влияние и на развитие казахской, татарской и других родственных и близких по своим традициям тюркоязычных литератур.

Деятельность Акмуллы протекала во второй половине XIX столетия, в условиях все большего и во многом уродливого проникновения капиталистических производственных отношений в жизнь Башкирии, в условиях все большего усиления национально-колониального угнетения. Вместе с тем в этот период деятельность передовых, прогрессивных сил в общественной жизни как Башкирии, так и Казахстана, где немалые годы прожил Акмулла, проходила в острой, непримиримой борьбе против феодальной отсталости и религиозного фанатизма.

Акмулла стал поэтом, целиком и полностью посвятившим свое вдохновенное слово воспеванию земной жизни и земного человека, его желаний и стремлений. В своих стихах он выступает страстным борцом против патриархально-феодальных порядков своего времени, против невежества, косности и отсталости, против своеволия эксплуататорской верхушки и фанатизма мусульманского духовенства. Всю свою жизнь поэт «звал народ к просвещению, овладению ремеслами, прославлял разум, справедливость и гуманизм» '.

Поэт, учитель, широко образованный для своего времени прогрессивный мыслитель Мифтахетдин Акмулла стал смелым трибуном движения за общественное обновление, начавшегося в последние десятилетия XIX века. Возлагая большие надежды на джадидизм (от арабского жэдид «новый»), возникший в последней четверти века как буржуазное общественное течение в Башкирии и Татарии, враждебный кадимизму (от арабского тс а з и м «старый») с его религиозной схоластикой, Акмулла одним из первых среди башкирских поэтов выступает в защиту этого нового движения, создает в конце 80-х годов свое знаменитое произведение «Памяти Шигабутдина Марджанн».

«Идейная направленность поэзии Мифтахетдина Акмуллы, — пишет кандидат филологических наук, литературовед А. X. Вильданов, — обусловлена его просветительским мировоззрением: в ней беспощадно критикуются отсталость, средневековая схоластика, препятствующая установлению новых порядков, а татарский реформатор Шигап Марджани и другие поборники общественною обновления всячески восхваляются, возвышаются до идеального совершенства. В отношении изображения старого во всей его наготе, всей уродливости архаических обычаев и традиций на фоне прогрессивных явлений своего времени поэзия Акмуллы в какой-то мере была явлением оригинальным в башкирской литературе» '.

Путь к прогрессу, к общественному развитию поэт видит, с одной стороны, в просвещении, в овладении знаниями, нужными в практической жизни народа ремеслами, с другой — считает очень важной задачей времени воспитание в людях на этой основе душевной чистоты, честности и в целом высоких моральных и нравственных качеств. Акмулла гневно обличаег гнилую идеологию, бесчеловечные моральные принципы биев, мурз, богатых торговцев, т. е. тех, кто живет за счет эксплуатации трудящихся, с ненавистью, в остро сатирическом плане пишет о невежественных служителях религиозного культа.

Почтенный твой начальник и мулла — дармоеды, Черны их думы, жаден рот и губы хватки,—

пишет поэт в одном из своих стихотворений.

В творчестве Акмуллы встречаются стихи (а иногда отдельные строфы в составе тех или иных поэтических произведений), которые звучат в форме религиозных поучений н наставлений. В отдельных случаях вполне диалектический подход к явлениям окружающей жизни может быть окрашен у поэта мотивами религиозности, в его стихах имеют место вера в судьбу, в рок, в существование потустороннего мира. Но в то же время Акмулла в своем творчестве удивительно близок к жизни простых людей, он сам — органическая часть родного народа. Этот острый на язык, широкий по натуре истинный сын своего времени вместе с народом нес на своих плечах тяжести и страдания людей, поэтому его поэзия становится стихийным протестом против уродств и несправедливостей эксплуататорского общества, притеснения чиновников и мулл. Вместе с осуждением существующих порядков в них мы слышим и мечту поэта о социальном обновлении, о переменах в жизни народа. Вот одно из четверостиший поэта, получившее название «Возрадуется ли бедный люд?»:

Во вселенной верность и справедливость Неужто все так же будут угнетаемы, растоптаны? Как только будут разбиты бессердечие, белая кость, Возрадуются ли хоть раз и бедные люди? *

Если вспомним, что М. Акмулле не суждено было дожить до первых социальных перемен в России нового, XX века, то вопросы, поставленные в этом коротком произведении, должно быть, обретают особую остроту и значимость. Да и в целом все большее усиление и обострение социальных мотивов можно считать одним из важных моментов, характерных для творческой эволюции Акмуллы. Прав исследователь, когда он пишет: «Оптимизм, трезвый реалистический взгляд на жизнь, стремление к философскому осмыслению общественных явлений, подход к несправедливостям классового общества с социальной точки зрения более характерны для произведений последних лет жизни поэта. Усиление и углубление социальных мотивов способствовало дальнейшему развитию и совершенствованию сатирической направленности поэзии Акмуллы» '.

Мифтахетдин Акмулла, по определению профессора А. И. Харисова, стал первым известным поэтом-сатириком в дореволюционной башкирской письменной литературе.

Выдающийся представитель башкирской просветительской литературы М. К. Акмулла вместе со своим младшим современником М. И. Уметбаевым и другими талантливыми мастерами слова той эпохи прокладывал пути к зарождению новой, реалистической поэзии в Башкирии, его богатое и разнообразное творческое наследие послужило основой для формирования башкирской демократической литературы начала XX века. Он предстает перед нами как певец народной жизни, выразитель дум и чаяний, интересов и стремлений человека-труженика, как неустанный борец за торжество справедливости. В свете этого изучение жизни и творчества таких деятелей художественной культуры, как Акмулла, приобретает исключительно важное значение и для истории литературы, и в плане исследования эволюции общественно-политической, философской и эстетической мысли башкирского народа в дооктябрьскую эпоху. Следует сказать, при изучении литературного наследия, наряду со специфическими вопросами, например, поэтики и иных проблем художественного мастерства, должна быть поставлена задача идейно-эстетического анализа творчества поэтов и писателей. Такая работа позволяет более четко определить ценность художественных достижений прошлого с точки зрения сегодняшнего дня. В то же время, несмотря на то, что тема Акмуллы вот уже в течение целого столетия неизменно привлекает внимание многих писателей и исследователей, творчество поэта и особенно его биография до сих пор разработаны далеко не в полной мере. Причем из статьи в статью, из публикации в публикацию повторяются распространившиеся в свое время по различным причинам ошибочные версии, а также просто вымыслы о происхождении поэта, в частности, о том, кого считать отцом Мифтахетдина Акмуллы. Досадно, что авторы, пишущие о происхождении Акмуллы, до сих пор еще не делали попыток подкреплять свои версии конкретными материалами, т. е. архивными документами. Да и все, что написано на сегодняшний день о жизни и творчестве Акмуллы, основано на литературных и архивных источниках, накопившихся главным образом в годы после смерти поэта и лишь как редкая случайность — на немногие свидетельства отдельных известных его современников. Думается, дальнейшая, более полная разработка данной темы вряд ли будет успешной без поисков новых произведений поэта и привлечения достоверных документов, непосредственно связанных с событиями и обстоятельствами его жизни.

Летом 1981 года кандидату исторических наук, доценту Башкирского государственного университета А. 3. Асфандиярову и автору этой книги удалось найти в Центральном государственном архиве Башкирской АССР документы, в которых точно и последовательно зафиксированы имена, отчества, возраст не только самого Мифтахетдина, сына Камалетдииа Ишкузина от первой его жены Бибиимугуль(сум), башкир-вотчинников деревни Туксанбаево бывшей тогда Куль-иль-минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда, но и его деда, указного муллы, мухтасипа Ишкузи Иш-булдина, а также сестер, братьев и других членов этой многочисленной семьи по данным на 1816-й (тогда будущему отцу Мифтахетдина — Камалетдину Ишкузину было еще всего 11 лет), 1834-й (Мифтахетдину, сынуКамалетдйна и Бибиимугуль * 3 года, а его родной сестре. Гулышсе 1- год и т. д.), 1850-й и 1859-й го--ды. Это материалы 7-й, 8-й, 9-й, 10-й переписей населения — так называемых «Ревизских сказок».

Другой пример. В середине 70-х годов акмуллове-дение в Башкирии пополнилось весьма ценной находкой — участники археографической экспедиции Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР привезли из села Канны-Туркеево Буздякско-го района республики рукопись неизвестного и очень ценного поэтического произведения Акмуллы — ставшее теперь знаменитым и опубликованное во многих изданиях, в том числе в сборнике произведений поэта на башкирском языке (Уфа, 1981} «Письмо отцу». Следует сказать, впервые гипотеза о существовании этого поэтического послания была выдвинута автором данной книги в его статье «Изгелекле халытс куцеле» («Священная память народа»), опубликованной в газете «Совет Башкортостаны» 24 июня 1964 г. Тогда были известны лишь первые две строки стихотворения, начинающегося словами: «Послали мы письмо из города Оренбурга» **. И вот в результате дальнейших поисков найден полный, на наш взгляд, текст этого уникального произведения, занимающего в равной мере значительное место и в творческом наследии Акмуллы, и в деле выяснения некоторых очень серьезных вопросов его биографии. Башкирские литературоведы располагают теперь Тремя рукописными списками (копиями) «Письма...* Второй и?, этих списков получен сотрудниками названного выше Института истории, языка и литературы от Хабетдина Бадретдииова из деревни Туксанбаево. Третья рукописная копия обнаружена в 1981 году у одного из родственников и односельчан поэта, 73-летнего Гарифуллы Гильманова, проживающего в центральной усадьбе совхоза «Демский» Бижбулякского района Башкирии, расположенной в 3-х километрах от его родной деревни, и в настоящее время хранится у автора данной книги. И еще более отрадно — в 1977 году, например, в далеком Зилаирском районе Башкирии, в деревне Верхний Туш, в коллекции старопечатных и рукописных книг старика-башкира Исмагила Баймурзиновича Идри-сова, было обнаружено несколько стихотворений Акмуллы, написанных рукой самого поэта!'

Эти факты убеждают в том, что необходимо продолжать целенаправленные поиски материалов о жизни ц творчестве поэта как в архивах, так и путем выезда в башкирские поселки и города.

Башкирским литературоведам предстоит создать новые труды, в которых углубленно разрабатывались бы вопросы поэтического мастерства, поэтики произведений М. Акмуллы, другие проблемы его творчества.

Наследие великого художника, основателя самобытной поэтической школы, составившее целую эпоху в духовном развитии башкир и оказавшее благотворное воздействие и на другие тюркоязычные литературы страны, оценивается как одно из вершинных достижений в культуре дореволюционной Башкирии.

Данное исследование ставит задачу ознакомления читателей с жизнью, творчеством и мировоззрением выдающегося башкирского поэта-гуманиста, просветителя и мыслителя Мифтахетдина Акмуллы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconРеферат по литературе на тему: Жизнь и творчество
Введение 3
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана...
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconРеферат на тему «Жизнь и творчество Н. П. Крымова»
Муниципальный общеобразовательный учреждение «Дойнинская основная общеобразовательная школа»
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconРеферат на тему: «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
Родился 26 мая (6 июня) 1799, умер 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург; похоронен в Святогорском монастыре, ныне Псковская...
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconРеферат на тему: «Жизнь и творчество А. П. Чехова»
Отец — Павел Егорович Чехов (1825 — 1898 г г.). Мать — Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова) (1835 — 1919 г г.)
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconРеферат на тему: «Жизнь и творчество Эжена Изаи»
Изаи в число выдающихся интерпретаторов, определили самобытный характер его исполнительского и композиторского творчества. Его вдохновенные...
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconРеферат на тему: «Жизнь и творчество В. Я. Брюсова»
«Письмо в редакцию», изданное в детском журнале «Задушевное слово» в 1884 году. Интересно, что дома мальчика Брюсова всячески оберегали...
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Написать реферат: Г. Державин, Д. Фонвизин, Н. Карамзин («Жизнь и творчество …») на выбор
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы icon«Поэзия зрелой мысли…»: жизнь и творчество Давида Кугультинова литературно-методическое пособие
«Поэзия зрелой мысли…»: жизнь и творчество Д. Кугультинова: к 90-летию Д. Н. Кугультинова: литературно-методическое пособие / бу...
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconБгпу им. М. Акмуллы малая академия наук
Малая академия наук школьников при бгпу им. М. Акмуллы объявляет набор учащихся на 2009-2010 учебный год
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconРеферат по дисциплине «Физика» на тему: «Радио А. С. Папова»
Поколение двадцать первого века уже не может себе представить жизнь без интернета, телевидения и различных гаджитов. В современном...
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconТема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха
«Бах». Более того, после каждого вопроса я буду как бы коротко резюмировать ответы команд, и таким образом ребята будут иметь возможность...
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconРеферат по информатике на тему “ Интернет и общество”
...
Реферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы iconУрок русского языка в 7 «А» классе. Тема: Подготовка к написанию...
Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск