1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Целью изучения дисциплины «Стратегический маркетинг» является углубленное ознакомление студентов с теоретическими основами и современными методами маркетинговой деятельности предприятий в условиях восстановительного роста национальной экономики. Это достигается актуализацией проблем развития философии маркетинга, как способа познания рынка и оперировании на нем, учета и отражения многообразных поведенческих реакций потребителя, что требует расширения познавательного поля применения маркетингового инструментария с целью получения практических навыков и умения в разработке и реализации маркетинговых стратегий. Проблемы маркетинга представлены в курсе в качестве ключевого элемента современного эффективного организационно - экономического управления предприятиями и фирмами.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- раскрытие содержания современных тенденций и изменения теоретических и методологических положений, определяющих развитие маркетинга в мире и в России;
- овладение аналитическим инструментарием маркетинговой работы для моделирования маркетинговых стратегий;
- рассмотрение разновидностей содержания и основных этапов разработки и реализации маркетинговых стратегий, включая практические примеры;
- ознакомление с особенностями постановки стратегических целей и разработкой альтернатив их реализации в маркетинговой деятельности;
- изучение влияния стратегических маркетинговых альтернатив на товарную, ценовую, коммуникационную и сбытовую политику предприятия;
- приобретение навыков по определению вариантов и обоснованию выбора маркетинговых стратегий.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Стратегический маркетинг» студент должен:
- усвоить основные принципы и подходы к стратегической маркетинговой деятельности;
- научиться анализировать состояние внешней и внутренней среды предприятия, разрабатывать прогнозы развития рынка и готовить отчеты по результатам маркетинговых исследований;
- владеть основными теоретическими и методологическими положениями концепции стратегического маркетингового управления компанией;
- иметь навыки использования современных стратегических технологий, методических приемов и процедур при разработке и принятию маркетинговых решений, организации маркетинговой деятельности;
- приобрести, наряду с фундаментальными и методологическими знаниями, умения в области разработки маркетинговых стратегий;
- получить начальную квалификацию маркетолога и менеджера по подготовке маркетинговых стратегий и осуществлению контроля над их осуществлением.
В программе дисциплины «Стратегический маркетинг» особое внимание уделено аналитическим инструментам стратегического маркетинга, классификациям и разновидностям маркетинговых стратегий, а также примерам их использования в современной России. Наряду с этим программа включает методы и содержание этапов разработки маркетинговых стратегий и то, как маркетинговые стратегии учитываются в операционном маркетинге, также как и в других сферах деятельности предприятий.
В программу заложен комплекс вопросов конкуренции, как неотъемлемого условия развития стратегического маркетинга, включая формирование устойчивых конкурентных преимуществ длительного действия, изучение конкурентов, выявление ключевых факторов успеха на рынке, методические подходы к оценке конкурентоспособности потребительской, промышленной, инновационной и иной продукции.
В результате изучения студент должен знать основные стратегические концепции маркетинга и уровень их преломления в отечественной практике на основе маркетингового мышления; прикладной инструментарий маркетинговых стратегических решений; процедуру разработки маркетинговой стратегии современного предприятия; основные методы проведения маркетинговых исследований и обоснования стратегических решений; способы и приемы оценки «маркетинговой среды» и ее элементов; стратегии жизненного цикла товара (услуг) и предприятий в обеспечении социального сервиса; основные признаки сегментации рынка и стратегии целевых сегментов рынка; основы теории мотивации и модель покупательского поведения; процедуру и этапы формирования цен на товары и услуги; эффективность формирования каналов распределения товаров в маркетинге; варианты активизации спроса на товары и услуги; вариативность применения маркетинговых коммуникаций в продвижении продуктов; организационные формы маркетинговой деятельности на предприятиях; стратегическое планирование маркетинга, его содержание и основные этапы; формы контроля маркетинговой деятельности.
| Студент должен уметь применять основные методы исследования рынка, владеть практическими навыками организации маркетинговой деятельности на предприятии; владеть навыками обоснования товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики на предприятии.
| Студент должен иметь представление об основах маркетинговой деятельности применительно к сферам производства, товарного обращения и потребления.
| У студента должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК)
- готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способен использовать на практике умения и навыки в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК- 3);
- подготовленностью к проектированию и реализации
информационного и технологического обеспечения профессиональной деятельности (ПК-9);
- способностью к реальной конкурентоспособности товаров и организаций, ее обеспечению, к прогнозированию и проектированию ассортимента товаров; готов к проектированию и разработке бренд-технологий (ПК-10)
- готовностью к анализу и оценке бизнес-среды организации, эффективности ее хозяйственной деятельности, способен к разработке стратегии, контролю за ее реализацией и оценки эффективности путем аудита профессиональной деятельности (ПК-6)
- способностью организовать и проводить образовательную деятельность с учетом современных достижений методики преподавания и профессиональных знаний в области коммерции, или маркетинга, или рекламы, или логистики, или товароведения, или экспертизы (ПК-14)
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Инновации в маркетинговой деятельности и оценка их эффективности
Маркетинговая деятельность в условиях глобализации
Рекламный менеджмент
| Психотехнологии продажи товаров
Стратегическое и оперативное маркетинговое планирование
Креатив в коммуникативном маркетинге
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном режиме и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| |