Скачать 265.31 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________2013 г. Рабочая программа дисциплины Маркетинг персонала Направление подготовки Управление персоналом 080400 Профиль подготовки Управление персоналом организации Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2013 год 1. Цели освоения дисциплины Курс «Маркетинг персонала» является важным элементом процесса подготовки квалифицированных бакалавров, владеющих знаниями в области управления персоналом, кадрового планирования, управленческого учета и маркетинговой деятельности. Теоретический курс включает следующие разделы: Место МП в кадровой политике организации; Система управления МП организации; Маркетинговые исследования рынка труда; Планирование потребностей организации в персонале; Применение стратегического и тактического инструментария МП организации; Экономическая эффективность МП; Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись; Содержание, назначение и принципы учета для управления; Управленческий учет процессов обеспечения трудовыми ресурсами. Целью дисциплины «Маркетинг персонала» является подготовка студентов к самостоятельному принятию стратегических и тактических (оперативных) решений, затрагивающих различные аспекты перспективной маркетинговой деятельности предприятий в аспекте управления персоналом; овладение принципами и методами маркетингового анализа персонала организации в рамках понимания процесса управления персоналом. Актуальность курса обусловлена переходом к рыночным отношениям, когда деятельность любой организации определяется комплексом маркетинговых факторов и условий конкурентоспособности организации - работодателя, касающихся основных подсистем управления персоналом. Однако практическое использование этого инструмента управления персоналом в практической деятельности сопряжено с наличием проблем нормативно-правового характера (распределения функций маркетинга персонала) и технологических проблем реализации маркетинга персонала в организациях. Предметом курса являются: функции и технология маркетинга персонала в деятельности специалистов службы управления персоналом на организационном уровне. Цель курса: подготовить специалиста – менеджера по персоналу, ориентирующегося в ситуации на рынке труда и умеющего использовать технологию маркетинга персонала в условиях конкретных организаций. Задачи курса: 1) изучить функции и технологии маркетинга персонала; 2) изучить нормативно-правовые оснований маркетинга персонала в организации; 3) получить практические навыки маркетинга персонала в организации и подготовке рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом экономического субъекта; 4) развивать профессионально важные качества и способности будущего менеджера по персоналу. При изучении дисциплины студенты знакомятся с современными методами и подходами к управлению маркетингом персонала, практическим опытом принятия стратегических решений на предприятиях различных отраслей и сфер деятельности. В ходе обучения студенты должны ознакомиться и полностью освоить основные темы и вопросы курса, решать задачи, проводить оценку долгосрочных целей маркетинга персонала. Главной целью практических занятий является закрепление теоретических дискуссионных и проблемных вопросов, а также выработка конкретных маркетинговых решений в зависимости от постоянно меняющихся внешних условий и внутреннего потенциала предприятия, отрасли или региона. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата направление «Менеджмент» профиль «Управление персоналом организации» Дисциплина «Маркетинг персонала» является дисциплиной профессионального цикла блока Б3 (В3) подготовки по направлению 080400 «Управление персоналом» профилю «Управление персоналом организации» профессиональной образовательной программы бакалавриата. Курс «Маркетинг персонала» базируется на знаниях базовых дисциплин «Иностранного языка», «Экономика», «Экономическая теория», «Психология»), расширяет знания по таким дисциплинам, как: «Эконометрика», «Методы оптимизации в экономике», «Статистика». Также дисциплина «Маркетинг персонала» находится в неразрывной логической связи с такими дисциплинами, как: «Организационное поведение», «Маркетинг», «Основы кадровой политики» и проч. К моменту начала изучения курса, студент должен знать:
Студент должен уметь:
В соответствии с ГОС ВПО по специальности в программе рассматриваются вопросы: сущность маркетинга персонала, подходы к определению основных понятий, функции маркетинга персонала, технология маркетинга персонала, организация деятельности службы персонала с учетом маркетингового подхода, аналитические инструменты маркетинга персонала. Курс состоит из двух частей: теоретической и практической (где проводится работа по овладению технологией маркетинга персонала). При ауди-торной работе изучения курса используются формы: лекции, обсуждение и проигрывание реальных ситуаций, кейсы, деловая игра, решение задач, до-клад по проблеме. В практической части планируется тестирование персо-нал-маркетинга конкретной организации и экспресс-исследование потребности работодателей в менеджерах на рынке труда и определение требований у уровню их подготовки. По курсу «Маркетинг персонала» предусматриваются следующие формы контроля знаний: в течение семестра – ответы на контрольные вопросы по темам, решение задач, выполнение эссе. Итоговая форма контроля – зачет. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Международный маркетинг. В процессе изучения курса у студентов должны быть сформированы навыки и умения в соответствии с компетенциями выпускника ООП бакалавриата: ПК-4 - знает основы маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умеет применять их на практике; ПК-5 - знает основы разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала и умеет применять их на практике; ПК-43 - владеет навыками анализа конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала; ПК-44 - умеет составлять описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции и т.д.); В результате освоения дисциплины бакалавр должен знать: основные понятия экономической теории; основные системы управленческого учета; фундаментальные концепции финансового менеджмента; основные нормативные правовые документы; сущность и основные характеристики рынка труда; содержание маркетинговой концепции управления и ее применение в управлении персоналом В результате освоения дисциплины бакалавр должен уметь: принимать участие в разработке инвестиционных проектов, направленных на совершенствование системы и технологий управления персоналом и проводить их оценку; оценивать экономическую эффективность деятельности организации использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности; анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в персонале; оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя В результате освоения дисциплины бакалавр должен владеть: методами реализации основных управленческих функций в сфере управления персоналом; математическими , статистическими и количественными методами решения типовых; методами разработки и реализации маркетинговых программ в управлении персоналом; методами планирования численности и профессионального состава персонала в соответствии со стратегическими планами организации. 4. Структура и содержание дисциплины Дисциплина содержит 9 теоретических разделов, включающих 13 тем, материалы и тематики практических занятий, темы курсовых работ, вопросы для обсуждения и итоговой проверки знаний. Для самостоятельной работы по изучению курса в методических материалах представлены вопросы для контроля приобретаемых знаний, ситуационные задания. Промежуточный контроль предусматривает опросы на семинарах, итоговый контроль – зачет и экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц 288 часов.
Содержание курса Раздел 1. Потенциал маркетинговых технологий в управлении человеческими ресурсами. Понятие и определение «Маркетинга персонала». Современные тренды и тенденции. Внутренний и внешний маркетинг персонала. Потенциал маркетинговых технологий для HR, маркетинговые инструменты для работы с целевыми аудиториями исследований, знание запросов/потребителей компании, понимание какими компетенциями должен обладать персонал, обслуживающий клиента, знание конкурентного рынка и тактических/стратегических действий конкурентов и преобразование информации для HR. Основные составляющие маркетинга персонала. Разработка качественных требований к персоналу; определение количественной и качественной потребности в персонале; расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала; выбор путей покрытия потребности в персонале; деловая оценка персонала; анализ и контроль эффективности распределения трудовых ресурсов организации по должностным позициям. Изучение рынка труда. Направления изучения рынка труда в маркетинге персонала. Спрос на рабочие места. Потребности и ожидания работников. Предложения других работодателей. Позиционирование конкурентов. Характеристики наличной рабочей силы. Особенности социальных потребностей работников. Характеристика потенциальных трудовых ресурсов (города, региона). Внутренние и внешние корпоративные коммуникации, которые предпочитают работники. Репутация компании как работодателей. Имидж профессии и сфер бизнеса. Коммуникационная функция маркетинга персонала. Объекты коммуникационной функции: сотрудники организации, которые выступают в качестве участников внутреннего конкурса на вакансии и являются носителями имиджа компании на рынке труда. Рынок труда как комплексный источник потенциальных претендентов. |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |