Корень слова. Однокоренные слова





Скачать 110.84 Kb.
НазваниеКорень слова. Однокоренные слова
Дата публикации17.07.2014
Размер110.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Русский язык

2 класс (система Л.В. Занкова)

Костоломова Ольга Леонидовна,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия»


Тема: Корень слова. Однокоренные слова.


Цель для учителя

Цель для обучающихся

Результат

Критерии оценки

Организовать работу по формированию умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее.

Учиться подбирать и распознавать однокоренные слова

Знание особенностей однокоренных слов, умение подбирать родственные слова и выделять корень

  1. Умение объяснять лексическое значение слова.

  2. Умение подбирать родственные слова.

  3. Умение выделять корень.


Задачи для учителя

Задачи для обучающихся

  1. Создать условия для включения учащихся в учебную деятельность.

  2. Организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью наблюдения над однокоренными словами

  3. Формировать практические умения у обучающихся выделять в слове корень.

  4. Развивать умение распознавать однокоренные слова, учитывая 2 их признака: сходство по смыслу и наличие одинакового корня.

  5. Организовать деятельность детей по принятию и удержанию цели

  6. Учить оценивать свою деятельность.

  7. Развивать монологическую речь, коммуникативные умения.

  8. Воспитывать интерес к изучению

родного языка.


  1. Вспомнить понятия «корень слова», «однокоренные слова»

  2. Учиться подбирать родственные слова.

  3. Учиться выделять корень слова



.


Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, художественные книги для работы в группах, карточки с заданиями для работы в парах, учебник, рисунок дерева «Успеха».

Используемая в уроке презентация – Приложение 1.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Вводно – мотивационный

1.1. Организаци

онный



Организует класс на работу.

- Ученики и ученицы смотрят на учительницу и, готовясь учиться в учебном заведении, произносят: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».

- Что услышали?


Готовят рабочее место.

Слушают слова настроя.

Отвечают:

- предложение, пословицу, однокоренные слова, звуки

Познавательные УУД общеучебные (осознанное построение речевого высказывания)


1.2. Целеполагание

и мотивация


Предлагает прочитать пословицы:

Слайд 1.

На доске:

Учиться всегда пригодится.

Тяжело в учении – легко в бою.

Учёба и труд всё перетрут

Корень учения горек, а плод сладок.
- Какую пословицу выберем девизом урока?

Опираясь на выделенные слова, сформулируем тему урока.
Слайд 2

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Откроем учебники на стр. 51.

- На какой вопрос мы должны ответить?

- Какая цель урока?

Появляется на слайде

Цель: Узнать, какие слова называются однокоренными. Что такое корень?
Учитель сообщает, что сегодня урок – исследование.

- Кто такие исследователи?



Дети читают, выбирают пословицу для девиза.

Формулируют тему урока.

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.


Дети открывают учебник и читают вопрос.
Формулируют цель: вспомнить, какие слова называются однокоренными. Что называется корнем слова?
Дети отвечают

Логические УУД (анализ объектов, подведение под понятие)

Познавательные УУД

общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)
Познавательные УУД

(формулирование познавательной цели)

Регулятивные УУД

(целеполагание)


1.3. Планирование



Знакомство с планом урока.

Слайд 3
Учитель предлагает рассмотреть план и сформулировать задачи урока.
Учитель называет несколько задач:

- будем учиться работать в группе, в паре, самостоятельно;

- оценивать свою работу.
Посмотрите на следующий пункт плана.

Зачем этот этап?



Дети рассматривают план, условные обозначения и называют задачи урока:

- Будем повторять материал;

- Наблюдать, исследовать, делать выводы;

- Будем работать с учебником.

Регулятивные УУД

(планирование)

Коммуникативные УУД

(умение полно и точно выражать свои мысли)


Коммуникативные УУД

(формирование опосредованной коммуникации представленной в знаках и символах)


2. Актуализация знаний

2.1.


Слайд 4

Выводятся слова:

Гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Учитель предлагает проанализировать слова с точки зрения морфологии, определить часть речи, морфологич. признаки.

- Какое слово «лишнее»


(Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить то, что знаем.)

Подготовленные ученики показывают сценку.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя - гусеница.
Ответы учеников: слова относятся к части речи имя существительное, они одушевлённые, нарицательные.

Определяют число, род.

Дети предлагают разные варианты ответа.


Общеучебные УУД

(структурирование знаний)


2.2. Минутка чистописания


- Учитель просит подумать, для чего проводится этот этап урока.
Будем писать сочетания букв, которое образует общую часть родственных слов.

- Какое сочетание?

- Написать до середины строки, прописать родственные слова.
- Как поработали на данном этапе урока?

Тренируют руку для красивого, правильного письма.
Дети называют: гус.

Ученица у доски показывает написание данного соединения. Дети пишут в тетради: Гус, гус, Гус, гусь, гусыня, гусята.
Дети анализируют свою работу.






3. Исследование

3. 1. Постановка проблемы


- Как называется общая часть записанных слов?

- Что такое корень?

Чтение правила.
- В какой пословице встретилось слово корень?
Поговорим о значении слова корень.
Слайд 5.

Слово корень – многозначное:

- корень – подземная часть растения;

- корень – внутренняя находящаяся в теле часть зуба, волоса;

- корень – часть слова.

- Что общего в значении этого слова?



- Корень.

- Общая часть родственных слов.

Дети читают правило на стр. 51.
Корень учения горек, а плод сладок.
Подготовленная ученица читает статью из словаря Ожегова.
- Это важная, главная часть чего – либо. Корень учения - основа знаний.


Регулятивные УУД

(осознание уровня усвоения материала)
Познавательные УУД

(постановка и решение проблемы)

Общеучебные УУД

(подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений).


3.2. Открытие нового


- Вспомним цель урока. На какой вопрос мы ответили?
- Прочитайте слова, которые мы будем исследовать:

Слайд 6

нос носки носильщик

картошка каравай карта карета

квадрат квартал акварель

- Можно ли эти слова назвать однокоренными?
мороз вьюга стужа

ученик школьник гимназист

- А эти слова будут однокоренными?



Что такое корень?
Дети читают слова, рассуждают и делают выводы.
Эти слова нельзя назвать однокоренными, они не близки по смыслу.

Нет, это синонимы. У слов разные корни.



Логические УУД

(анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие)


3. 3. Вывод


- Какие слова мы будем называть однокоренными?
- Оцените работу на этапе «Исследование».


Дети делают вывод:

однокоренные слова имеют два признака:

  • они сходны по смыслу;

  • у них есть общая часть.

Дети оценивают свою работу.


Коммуникативные УУД

(умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)


4. Физминутка





Дежурный ученик проводит зарядку под музыку.





4. Этап усвоения новых знаний

4.1.


- Послушайте сказку В. Волиной «Чужак».

- Постарайтесь ответить на вопрос, поставленный автором.

- Кто приметил «чужака»?

- Найдите ему родственников.

- Кто считает, что он готов приступить к самостоятельной работе?


Ученица рассказывает сказку.

Сказка.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
(слово - водитель).

Запись в тетрадь. (Водитель, водит, водительское)


Коммуникативные УУД

(формирование умения планировать учебное сотрудничество, учитывать позицию собеседника – партнёра,

формировать умение объяснять свой выбор, аргументировать.)

Познавательные УУД

(обобщение полученных знаний)


4.2. Самостоятельная

работа


Учитель организует работу в группах

- В названиях предложенных книг найти однокоренные слова, выписать а тетрадку, выделить корень. (Например: « Зимушка – зима», «Зимовье зверей», « Зимняя девочка», и т. д.)
- Что помогло справиться с заданием?

Учитель организует работу в парах.

- В предложенных текстах найти однокоренные слова.

Учитель организует работу по проверке выполненного задания.

- В чём преимущество работы в паре?
Учитель организует индивидуальную самостоятельную работу

- Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

Для дальнейшей работы предлагаю 3 задания. Просмотрите их, проанализируйте и скажите, все ли они подходят к теме нашего урока.

Выберите для себя одно задание по силам и выполните его.
Учитель контролирует работу учеников, отвечает на возникшие вопросы.


Дети работают в группах по 5 человек. (На партах лежат книги.) Дети выбирают в названиях однокоренные слова, записывают.


- Работали сообща. «Одна голова хорошо – а много лучше».

Дети получают карточки с текстами, для работы в паре.

Они читают тексты, советуются и выписывают слова в тетрадь.

Дети выполняют одно задание по своему выбору, учитывая степень сложности.

. Карточка

1 задание: Выпишите группы однокоренных слов (упр. 348 стр. 52).

2 задание: Подберите однокоренные глаголы к существительным (упр. 351 стр. 54).

3 задание: Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем гриб.

Осень – пора сбора…. Идут, едут с корзинами … в лес. Они ищут … места. Грибы вырастают из … Под берёзами, елями, осинами – всюду прячутся …. Вон их сколько!
( Грибница, грибы, грибники, грибные, грибочки)


Личностные УУД

(саморегуляция)
Коммуникативные УУД

(умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы)

Коммуникативные УУД

(выбирать задания из нескольких предложенных)

Регулятивные УУД

(возвращение к плану, оценивание, саморегуляция, контроль с формой сличения с заданной целью урока)


5. Рефлексивно – оценочный этап


Возврат к цели урока.
- Мы достигли цели урока?

- Ещё раз сформулируйте правила.

- Выберите для себя одно из утверждений и продолжите:

1. Я понял…

2. Я узнал…

3.Теперь я могу сам…

4.Мне было трудно…

5. Мне было интересно…

6. Мне понравилось…

Мудрая сова предлагаем вам повесить своё яблочко на ветку.


Цель:

- Узнать, какие слова называются однокоренными.

- Что такое корень?
- Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы.
Дети проговаривают правила.

Дети оценивают свою работу на уроке.


Ученики прикрепляют яблочки на ветки дерева.

Верхняя ветка – высокий показатель в работе.

Средняя ветка – могу работать лучше.

Нижняя ветка – не постарался.

Познавательные УУД

общеучебные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Корень слова. Однокоренные слова iconУрок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень...
Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень
Корень слова. Однокоренные слова iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Корень слова. Однокоренные слова iconНаблюдение над однокоренными словами
Целью данного урока является уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова", развитие умений распознавать и подбирать...
Корень слова. Однокоренные слова iconУрок по русскому языку «Корень слова»
...
Корень слова. Однокоренные слова iconОднокоренные (родственные) слова. Корень слова
Познакомить учащихся с понятиями «однокоренные (родственные) слова», корень слова
Корень слова. Однокоренные слова iconУрок во 2 классе по теме: "Сложные слова"
На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове...
Корень слова. Однокоренные слова iconУрока: Организационный момент
Дидактические: Создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы: корень слова, однокоренные слова; для закрепления умений...
Корень слова. Однокоренные слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: ознакомление с термином «Корень слова, однокоренные слова», умение находить и выделять корень в словах, развитие коммуникативной...
Корень слова. Однокоренные слова iconТема урока: Однокоренные слова
Планируемый результат предметных умений: 53% учащихся смогут находить однокоренные слова, 47% получат возможность находить однокоренные...
Корень слова. Однокоренные слова iconКорень слова. Однокоренные слова
Компьютер, Обучающая программа –тренажер «Фраза» по русскому языку для 1-9 классов, сигнальные карточки с гласными буквами А,О, Е,...
Корень слова. Однокоренные слова iconУрока русского языка во 2 классе по программе Л. В. Занкова Тема...
Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению
Корень слова. Однокоренные слова iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова»
Моу «сош №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов
Корень слова. Однокоренные слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова
Корень слова. Однокоренные слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать умение находить корень слова, подбирать однокоренные слова с учётом двух признаков однокоренных слов
Корень слова. Однокоренные слова iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
Корень слова. Однокоренные слова iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова....
Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск