Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
|
1.Вводно – мотивационный
1.1. Организаци
онный
| Организует класс на работу.
- Ученики и ученицы смотрят на учительницу и, готовясь учиться в учебном заведении, произносят: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».
- Что услышали?
| Готовят рабочее место.
Слушают слова настроя.
Отвечают:
- предложение, пословицу, однокоренные слова, звуки
| Познавательные УУД общеучебные (осознанное построение речевого высказывания)
|
1.2. Целеполагание
и мотивация
| Предлагает прочитать пословицы:
Слайд 1.
На доске:
Учиться всегда пригодится.
Тяжело в учении – легко в бою.
Учёба и труд всё перетрут
Корень учения горек, а плод сладок. - Какую пословицу выберем девизом урока?
Опираясь на выделенные слова, сформулируем тему урока. Слайд 2
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Откроем учебники на стр. 51.
- На какой вопрос мы должны ответить?
- Какая цель урока?
Появляется на слайде
Цель: Узнать, какие слова называются однокоренными. Что такое корень? Учитель сообщает, что сегодня урок – исследование.
- Кто такие исследователи?
| Дети читают, выбирают пословицу для девиза.
Формулируют тему урока.
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Дети открывают учебник и читают вопрос. Формулируют цель: вспомнить, какие слова называются однокоренными. Что называется корнем слова? Дети отвечают
| Логические УУД (анализ объектов, подведение под понятие)
Познавательные УУД
общеучебные (поиск и выделение необходимой информации) Познавательные УУД
(формулирование познавательной цели)
Регулятивные УУД
(целеполагание)
|
1.3. Планирование
| Знакомство с планом урока.
Слайд 3 Учитель предлагает рассмотреть план и сформулировать задачи урока. Учитель называет несколько задач:
- будем учиться работать в группе, в паре, самостоятельно;
- оценивать свою работу. Посмотрите на следующий пункт плана.
Зачем этот этап?
|
Дети рассматривают план, условные обозначения и называют задачи урока:
- Будем повторять материал;
- Наблюдать, исследовать, делать выводы;
- Будем работать с учебником.
| Регулятивные УУД
(планирование)
Коммуникативные УУД
(умение полно и точно выражать свои мысли)
Коммуникативные УУД
(формирование опосредованной коммуникации представленной в знаках и символах)
|
2. Актуализация знаний
2.1.
| Слайд 4
Выводятся слова:
Гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Учитель предлагает проанализировать слова с точки зрения морфологии, определить часть речи, морфологич. признаки.
- Какое слово «лишнее»
| (Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить то, что знаем.)
Подготовленные ученики показывают сценку.
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя - гусеница. Ответы учеников: слова относятся к части речи имя существительное, они одушевлённые, нарицательные.
Определяют число, род.
Дети предлагают разные варианты ответа.
| Общеучебные УУД
(структурирование знаний)
|
2.2. Минутка чистописания
| - Учитель просит подумать, для чего проводится этот этап урока. Будем писать сочетания букв, которое образует общую часть родственных слов.
- Какое сочетание?
- Написать до середины строки, прописать родственные слова. - Как поработали на данном этапе урока?
| Тренируют руку для красивого, правильного письма. Дети называют: гус.
Ученица у доски показывает написание данного соединения. Дети пишут в тетради: Гус, гус, Гус, гусь, гусыня, гусята. Дети анализируют свою работу.
|
|
3. Исследование
3. 1. Постановка проблемы
| - Как называется общая часть записанных слов?
- Что такое корень?
Чтение правила. - В какой пословице встретилось слово корень? Поговорим о значении слова корень. Слайд 5.
Слово корень – многозначное:
- корень – подземная часть растения;
- корень – внутренняя находящаяся в теле часть зуба, волоса;
- корень – часть слова.
- Что общего в значении этого слова?
| - Корень.
- Общая часть родственных слов.
Дети читают правило на стр. 51. Корень учения горек, а плод сладок. Подготовленная ученица читает статью из словаря Ожегова. - Это важная, главная часть чего – либо. Корень учения - основа знаний.
| Регулятивные УУД
(осознание уровня усвоения материала) Познавательные УУД
(постановка и решение проблемы)
Общеучебные УУД
(подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений).
|
3.2. Открытие нового
| - Вспомним цель урока. На какой вопрос мы ответили? - Прочитайте слова, которые мы будем исследовать:
Слайд 6
нос носки носильщик
картошка каравай карта карета
квадрат квартал акварель
- Можно ли эти слова назвать однокоренными? мороз вьюга стужа
ученик школьник гимназист
- А эти слова будут однокоренными?
| Что такое корень? Дети читают слова, рассуждают и делают выводы. Эти слова нельзя назвать однокоренными, они не близки по смыслу.
Нет, это синонимы. У слов разные корни.
| Логические УУД
(анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие)
|
3. 3. Вывод
| - Какие слова мы будем называть однокоренными? - Оцените работу на этапе «Исследование».
| Дети делают вывод:
однокоренные слова имеют два признака:
они сходны по смыслу;
у них есть общая часть.
Дети оценивают свою работу.
| Коммуникативные УУД
(умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
|
4. Физминутка
|
| Дежурный ученик проводит зарядку под музыку.
|
|
4. Этап усвоения новых знаний
4.1.
| - Послушайте сказку В. Волиной «Чужак».
- Постарайтесь ответить на вопрос, поставленный автором.
- Кто приметил «чужака»?
- Найдите ему родственников.
- Кто считает, что он готов приступить к самостоятельной работе?
| Ученица рассказывает сказку.
Сказка.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? (слово - водитель).
Запись в тетрадь. (Водитель, водит, водительское)
| Коммуникативные УУД
(формирование умения планировать учебное сотрудничество, учитывать позицию собеседника – партнёра,
формировать умение объяснять свой выбор, аргументировать.)
Познавательные УУД
(обобщение полученных знаний)
|
4.2. Самостоятельная
работа
| Учитель организует работу в группах
- В названиях предложенных книг найти однокоренные слова, выписать а тетрадку, выделить корень. (Например: « Зимушка – зима», «Зимовье зверей», « Зимняя девочка», и т. д.) - Что помогло справиться с заданием?
Учитель организует работу в парах.
- В предложенных текстах найти однокоренные слова.
Учитель организует работу по проверке выполненного задания.
- В чём преимущество работы в паре? Учитель организует индивидуальную самостоятельную работу
- Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?
Для дальнейшей работы предлагаю 3 задания. Просмотрите их, проанализируйте и скажите, все ли они подходят к теме нашего урока.
Выберите для себя одно задание по силам и выполните его. Учитель контролирует работу учеников, отвечает на возникшие вопросы.
| Дети работают в группах по 5 человек. (На партах лежат книги.) Дети выбирают в названиях однокоренные слова, записывают.
- Работали сообща. «Одна голова хорошо – а много лучше».
Дети получают карточки с текстами, для работы в паре.
Они читают тексты, советуются и выписывают слова в тетрадь.
Дети выполняют одно задание по своему выбору, учитывая степень сложности.
. Карточка
1 задание: Выпишите группы однокоренных слов (упр. 348 стр. 52).
2 задание: Подберите однокоренные глаголы к существительным (упр. 351 стр. 54).
3 задание: Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем гриб.
Осень – пора сбора…. Идут, едут с корзинами … в лес. Они ищут … места. Грибы вырастают из … Под берёзами, елями, осинами – всюду прячутся …. Вон их сколько! ( Грибница, грибы, грибники, грибные, грибочки)
| Личностные УУД
(саморегуляция) Коммуникативные УУД
(умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы)
Коммуникативные УУД
(выбирать задания из нескольких предложенных)
Регулятивные УУД
(возвращение к плану, оценивание, саморегуляция, контроль с формой сличения с заданной целью урока)
|
5. Рефлексивно – оценочный этап
| Возврат к цели урока. - Мы достигли цели урока?
- Ещё раз сформулируйте правила.
- Выберите для себя одно из утверждений и продолжите:
1. Я понял…
2. Я узнал…
3.Теперь я могу сам…
4.Мне было трудно…
5. Мне было интересно…
6. Мне понравилось…
Мудрая сова предлагаем вам повесить своё яблочко на ветку.
| Цель:
- Узнать, какие слова называются однокоренными.
- Что такое корень? - Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы. Дети проговаривают правила.
Дети оценивают свою работу на уроке.
Ученики прикрепляют яблочки на ветки дерева.
Верхняя ветка – высокий показатель в работе.
Средняя ветка – могу работать лучше.
Нижняя ветка – не постарался.
| Познавательные УУД
общеучебные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
|