Скачать 57.87 Kb.
|
Попова Светлана Анатольевна МОУ «СОШ №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов. Учебник: Полякова А.В. Русский язык. 2 класс, М.: Просвещение, 2006.- 142 с. Педагогический стаж: 20 лет, по программе развивающего обучения Л.В. Занкова – 7 лет. Домашний адрес: 428029 Чувашская республика, г.Чебоксары, ул. Шумилова, д.5, кв.40. Контактный телефон: (8352) 521-160 e-mail: shlykova2@rambler.ru Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» с использованием ИКТ С.А. Попова Учитель начальных классов МОУ «СОШ №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Цель урока: Углубление знаний детей об однокоренных словах. Задачи: 1) Составление алгоритма выделения корня в однокоренных словах; 2) Расширение и обогащение словарного запаса учащихся; 3) Развитие связной устной и письменной речи учащихся. Оборудование: проектор; экран; ПК; презентация, выполненная в Power Point; толковый словарь С.И. Ожегова. Ход урока:
Проверка готовности учащихся к уроку.
Продолжим сегодня на уроке изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните её, пожалуйста. (Однокоренные слова. Корень слова.) После ответа детей появляется слайд №1 Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? (Учиться находить однокоренные слова, выделять корень) Слайд №2.
оса осина осиный Чем похожи слова? (Начинаются с о; о – безударный гласный) Какой из них можно проверить?(В словах оса, осиный) Какое слово лишнее? ( 1)Осиный – имя прилагательное; 2) оса - 2 слога; 3) осина, т.к. остальные слова однокоренные; 4) осина – словарное слово с непроверяемым безударным гласным.)
Давайте выпишем слово осина и подберём к нему однокоренные слова. (Ученики называют слова. Затем появляется слайд №4.) Осина – осинка, осиновый, осинник, подосиновик Что обозначают эти слова? (Ученики объясняют значения слов и записывают их в тетрадь.) Появляется слайд №5. Кто слышал выражение «Дрожит как осиновый лист»? Что оно обозначает? Слайд №6. (У листьев осины тонкие черешки. При любом ветерке они поворачиваются то вправо, то влево. А с ними и листья поворачиваются, как будто дрожат. Вот в народе и появилась поговорка «дрожит как осиновый лист» - это значит очень сильно. Это выражение используют в речи, когда говорят о человеке, который дрожит, трясётся от волнения или страха.) Придумайте предложение с этим фразеологизмом. (Саша дрожал как осиновый лист. Перед выступлением Маша дрожала как осиновый лист. От страха зайчик дрожал как осиновый лист.) Слайд №7. Почему все эти слова однокоренные? (Они близки по смыслу; у них есть общая часть – корень) Какой корень у этих однокоренных слов? (-осин-) Выделим. (Осина, осинка, осиновый, осинник, подосиновик). Слайд №8.
Умные совята – Совята у совушки. На каждый совушкин совет Умные головушки Глазами хлопают в ответ. (Чтение хором) Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.) Почему слово «совет» не назвали? (Не однокоренное, корень -совет-.) Правильно ли мы нашли однокоренные слова, посмотрим на следующем слайде. (Появляется слайд №10.) Молодцы, однокоренные слова нашли верно.
А может ли быть такое, что корень в словах одинаковый, а слова не являются однокоренными? (Дети отвечают.) Я вас внимательно выслушала, но чтобы сделать вывод, давайте выполним упр. 357(стр. 56). Что можете сказать об этих словах? Чем они похожи? Можно ли сказать, что все они однокоренные? Будем работать в парах. Пообщайтесь и попробуйте разделить слова на 2 группы (в 2 столбика). Какие слова непонятны? Слайд №11. Горняк – работник горной промышленности; гористый – рельеф, местность с горами; горелка – прибор, в котором происходит горение. Ученики выполняют задание в тетради: гора горелка горняк горение горный горит гористый горка Какая пара готова? Как рассуждали? (Дети объясняют принцип распределения слов по группам.) (Проверка на слайде №12.) Какой корень у первой группы? (-гор-) А у второй?(-гор-) Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными? Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными.
8. Составление алгоритма выделения корня. Как найти в слове корень? (Ученики отвечают.) Выполним упр. 360 (стр.57). Из каждой группы слов нужно выписать однокоренные слова (в тетради и у доски). лес лёд лесной ледок лесочек ледяной лесник ледник лесничий лесистый Какие слова непонятны? Лесник – лесной сторож; лесничий – работник лесного хозяйства или заведующий им; лесистый – поросший обильно лесом; ледник – огромное скопление льда в горах, на Северном полюсе, в Антарктиде. Какие слова называются однокоренными? Как правильно найти в слове корень? (Ученики отвечают.) Давайте составим алгоритм выделения корня в словах. (В процессе рассуждений вывели следующий алгоритм: 1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу. 2 шаг: выделение общей части – корня.) Слайд №13. Какой корень у слов 1 группы? (-лес-) 2 группы? (-лед-) А теперь вместе прочитаем правило. Появляется слайд №14. 9. Творческая самостоятельная работа. Давайте подберём однокоренные слова с корнем -снег- : снег снеговик снегирь снежный снежок снеговые белоснежный снежинка Снегурочка Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне.) Слова мы записали. Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ. (Дети сочиняют свои рассказы и записывают в тетрадь.) Кто хочет прочитать свой рассказ? (Зачитывают несколько рассказов.) 10. Тест-опрос. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-».
Давайте проверим ваши ответы: 1) - 2) + 3) - 4) - 5) + 11. Итог урока. Подведём итог урока. О чем нужно помнить, работая с однокоренными словами? 1)выяснить значение слова 2)найти корень Как правильно найти корень? (Ученики отвечают.) О чем бы вы еще хотели спросить меня по теме урока? Учитель выставляет оценки. 12.Домашнее задание. Упр. 362 (Слайд №15.) Спасибо за урок. (Слайд №16.) Приложениеслайд 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 |
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова» Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные... | Урок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень... Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень | ||
Урок во 2 классе по теме: "Сложные слова" На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове... | Урока русского языка во 2 классе по программе Л. В. Занкова Тема... Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению | ||
Урок по русскому языку «Корень слова» ... | Урок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель... Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы... | ||
Наблюдение над однокоренными словами Целью данного урока является уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова", развитие умений распознавать и подбирать... | Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова.... Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,... | ||
Урок русского языка в 3а классе 25. 10. 13. Тема: «Корень. Однокоренные слова» Тип урока Ууд: 1 познавательные: формировать понятие об однокоренных словах, умении выделять корень,2 коммуникативные : умение вести диалог... | Урок русского языка по теме «Непроизносимые согласные» Закреплять умение писать слова с непроизносимыми согласными, учить подбирать однокоренные проверочные слова | ||
Однокоренные (родственные) слова. Корень слова Познакомить учащихся с понятиями «однокоренные (родственные) слова», корень слова | Урока: Организационный момент Дидактические: Создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы: корень слова, однокоренные слова; для закрепления умений... | ||
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: ознакомление с термином «Корень слова, однокоренные слова», умение находить и выделять корень в словах, развитие коммуникативной... | ||
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова | Тема урока: Однокоренные слова Планируемый результат предметных умений: 53% учащихся смогут находить однокоренные слова, 47% получат возможность находить однокоренные... |