Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова»





Скачать 57.87 Kb.
НазваниеУрок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова»
Дата публикации12.08.2014
Размер57.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Попова Светлана Анатольевна
МОУ «СОШ №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов.

Учебник: Полякова А.В. Русский язык. 2 класс, М.: Просвещение, 2006.- 142 с.

Педагогический стаж: 20 лет, по программе развивающего обучения Л.В. Занкова – 7 лет.

Домашний адрес: 428029 Чувашская республика, г.Чебоксары, ул. Шумилова, д.5, кв.40.

Контактный телефон: (8352) 521-160

e-mail: shlykova2@rambler.ru

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» с использованием ИКТ

С.А. Попова

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №40 с углубленным

изучением отдельных предметов»

г. Чебоксары
Цель урока: Углубление знаний детей об однокоренных словах.

Задачи: 1) Составление алгоритма выделения корня в однокоренных словах;

2) Расширение и обогащение словарного запаса учащихся;

3) Развитие связной устной и письменной речи учащихся.

Оборудование: проектор; экран; ПК; презентация, выполненная в Power Point; толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока:

  1. Оргмомент.

Проверка готовности учащихся к уроку.


  1. Тема и задачи урока.

Продолжим сегодня на уроке изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните её, пожалуйста. (Однокоренные слова. Корень слова.)

После ответа детей появляется слайд №1

Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? (Учиться находить однокоренные слова, выделять корень) Слайд №2.


  1. Найди «лишнее» (слайд №3).

оса

осина

осиный
Чем похожи слова? (Начинаются с о; о – безударный гласный)

Какой из них можно проверить?(В словах оса, осиный)

Какое слово лишнее? ( 1)Осиный – имя прилагательное;

2) оса - 2 слога;

3) осина, т.к. остальные слова однокоренные;

4) осина – словарное слово с непроверяемым безударным гласным.)


  1. Словарная работа.

Давайте выпишем слово осина и подберём к нему однокоренные слова.

(Ученики называют слова. Затем появляется слайд №4.)

Осина – осинка, осиновый, осинник, подосиновик
Что обозначают эти слова? (Ученики объясняют значения слов и записывают их в тетрадь.) Появляется слайд №5.

Кто слышал выражение «Дрожит как осиновый лист»? Что оно обозначает? Слайд №6.

(У листьев осины тонкие черешки. При любом ветерке они поворачиваются то вправо, то влево. А с ними и листья поворачиваются, как будто дрожат. Вот в народе и появилась поговорка «дрожит как осиновый лист» - это значит очень сильно. Это выражение используют в речи, когда говорят о человеке, который дрожит, трясётся от волнения или страха.)

Придумайте предложение с этим фразеологизмом. (Саша дрожал как осиновый лист. Перед выступлением Маша дрожала как осиновый лист. От страха зайчик дрожал как осиновый лист.)
Слайд №7. Почему все эти слова однокоренные?

(Они близки по смыслу; у них есть общая часть – корень)

Какой корень у этих однокоренных слов? (-осин-) Выделим.

(Осина, осинка, осиновый, осинник, подосиновик). Слайд №8.


  1. Грамматическая задача. (Слайд №9.)

Умные совята –

Совята у совушки.

На каждый совушкин совет

Умные головушки

Глазами хлопают в ответ.

(Чтение хором)

Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.)

Почему слово «совет» не назвали? (Не однокоренное, корень -совет-.)

Правильно ли мы нашли однокоренные слова, посмотрим на следующем слайде. (Появляется слайд №10.)

Молодцы, однокоренные слова нашли верно.


  1. Работа в паре.

А может ли быть такое, что корень в словах одинаковый, а слова не являются однокоренными? (Дети отвечают.)

Я вас внимательно выслушала, но чтобы сделать вывод, давайте выполним

упр. 357(стр. 56).

Что можете сказать об этих словах? Чем они похожи? Можно ли сказать, что все они однокоренные?

Будем работать в парах. Пообщайтесь и попробуйте разделить слова на 2 группы (в 2 столбика). Какие слова непонятны? Слайд №11.

Горняк – работник горной промышленности; гористый – рельеф, местность с горами; горелка – прибор, в котором происходит горение.
Ученики выполняют задание в тетради:

гора горелка

горняк горение

горный горит

гористый

горка
Какая пара готова? Как рассуждали? (Дети объясняют принцип распределения слов по группам.) (Проверка на слайде №12.)

Какой корень у первой группы? (-гор-) А у второй?(-гор-)

Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными?

Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными.


  1. Физкультминутка.



8. Составление алгоритма выделения корня.

Как найти в слове корень? (Ученики отвечают.)

Выполним упр. 360 (стр.57). Из каждой группы слов нужно выписать однокоренные слова (в тетради и у доски).

лес лёд

лесной ледок

лесочек ледяной

лесник ледник

лесничий

лесистый
Какие слова непонятны?

Лесник – лесной сторож; лесничий – работник лесного хозяйства или заведующий им; лесистый – поросший обильно лесом; ледник – огромное скопление льда в горах, на Северном полюсе, в Антарктиде.

Какие слова называются однокоренными?

Как правильно найти в слове корень? (Ученики отвечают.)

Давайте составим алгоритм выделения корня в словах. (В процессе рассуждений вывели следующий алгоритм:

1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу.

2 шаг: выделение общей части – корня.) Слайд №13.
Какой корень у слов 1 группы? (-лес-) 2 группы? (-лед-)

А теперь вместе прочитаем правило. Появляется слайд №14.
9. Творческая самостоятельная работа.

Давайте подберём однокоренные слова с корнем -снег- :

снег снеговик снегирь

снежный снежок снеговые

белоснежный снежинка Снегурочка
Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне.)

Слова мы записали. Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ. (Дети сочиняют свои рассказы и записывают в тетрадь.)

Кто хочет прочитать свой рассказ? (Зачитывают несколько рассказов.)
10. Тест-опрос.

Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-».

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.

  2. Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.

  3. Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть.

  4. Корень – это общая часть близких по смыслу слов.

  5. Согласные звуки в корнях могут чередоваться.

Давайте проверим ваши ответы: 1) - 2) + 3) - 4) - 5) +
11. Итог урока.

Подведём итог урока. О чем нужно помнить, работая с однокоренными словами?

1)выяснить значение слова

2)найти корень

Как правильно найти корень? (Ученики отвечают.)

О чем бы вы еще хотели спросить меня по теме урока?

Учитель выставляет оценки.
12.Домашнее задание.

Упр. 362 (Слайд №15.)

Спасибо за урок. (Слайд №16.)

Приложение





слайд 1 слайд 2


слайд 3 слайд 4


слайд 5 слайд 6


слайд 7 слайд 8



слайд 9 слайд 10


слайд 11 слайд 12


слайд 13 слайд 14


слайд 15 слайд 16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень...
Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconУрок во 2 классе по теме: "Сложные слова"
На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconУрока русского языка во 2 классе по программе Л. В. Занкова Тема...
Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconУрок по русскому языку «Корень слова»
...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconУрок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель...
Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconНаблюдение над однокоренными словами
Целью данного урока является уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова", развитие умений распознавать и подбирать...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова....
Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconУрок русского языка в 3а классе 25. 10. 13. Тема: «Корень. Однокоренные слова» Тип урока
Ууд: 1 познавательные: формировать понятие об однокоренных словах, умении выделять корень,2 коммуникативные : умение вести диалог...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconУрок русского языка по теме «Непроизносимые согласные»
Закреплять умение писать слова с непроизносимыми согласными, учить подбирать однокоренные проверочные слова
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconОднокоренные (родственные) слова. Корень слова
Познакомить учащихся с понятиями «однокоренные (родственные) слова», корень слова
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconУрока: Организационный момент
Дидактические: Создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы: корень слова, однокоренные слова; для закрепления умений...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconУрока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: ознакомление с термином «Корень слова, однокоренные слова», умение находить и выделять корень в словах, развитие коммуникативной...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» iconТема урока: Однокоренные слова
Планируемый результат предметных умений: 53% учащихся смогут находить однокоренные слова, 47% получат возможность находить однокоренные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск