Конспект урока
Тема урока: Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Класс: 5.
Предмет: русский язык.
Учитель: Маркина Л.Н.
Тип урока: открытие нового знания .
Цели урока: организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:
Целевые установки на достижение результата:
Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы (в рамках ценностно-эмоционального компонентов) уважение к личности и ее достоинствам; потребность в самовыражении и самореализации; социальном признании;
Ученик получит возможность: для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Ученик получит возможность научиться: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД: ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять оценку действий партнера, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно поводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; развивать навыки самоконтроля.
Познавательные УУД: ученик научится делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения.
Предметные результаты: ученик усвоит правило написания не существительными, научится: применять знания и умения по орфографии в практике правописания; соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; обнаруживать и исправлять орфографические ошибки; Ученик научится выбирать из орфографического словаря, мультимедийных орфографических словарей слова с изучаемой орфограммой, демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи.
Оборудование урока: учебник русского языка для 5 класса под. ред. С.И.Львовой; ноутбук, мультимедийная презентация по теме урока, карточки с заданием, листочки для записи на последнем этапе рефлексии, музыкальный файл «Песенка крошки Енота» (сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского).
Приемы: индивидуальная работа учащихся на уроке, работа в парах, в группах, использование приемов «Доброе слово», "Таблица ЗХУ", синквейн, составление кластера.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровая.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| УУД
| I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
|
| - Добрый день, ребята! Прием «Доброе слово». А теперь с хорошим настроением примемся за работу.
Проверка д/з. Какие были затруднения?
Стадия вызова. Скажите, вы – гостеприимные люди?
Сейчас мы это проверим. К нам в гости пришел герой русской народной сказки Емеля. Давайте его поприветствуем.
| (Ученики говорят, улыбаясь, друг другу добрые слова.
Рассказывают, как выполняли д/з.
Оценивают друг друга и себя. Ученики приветствуют Емелю, говорят ему приятные слова.
| Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
Планирование учебного сотрудничества (К)
| II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
|
|
Но Емеля пришел к нам не просто так. У него проблема. Царевна Несмеяна прислала ему смс сообщение с заданием, а он сам не может вставить на месте пропусков нужные буквы. Давайте ему поможем. Вот его невыполненная работа. (Открывается таблица, заранее приготовленная на закрытой части доски). Емеля раздает карточки с заданием. Слайд 1.
Орфограммы в именах существительных и глаголах.
- Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
|
Выполняют задание и осуществляют самопроверку.
Дают ответ. Выделяют признак. Работают в группе по заданию.
Рефлексия, вывод, называют девиз урока.
Слайд 2.
Формулируют тему урока, записывают в тетрадях. Формулируют цель , задачу.
| Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
| III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися.
|
| - С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю провести исследование: четыре высказывания, в чем сходство и различие в них? Слайд 3
-цифровой диктант: количество существительных в каждом высказывании.
Проверка. Слайд 4
Физминутка. Как называют того, кто не может усидеть на месте? Буквы разбежались. -Определите лексическое значение слов:
несчастье, неправда. Морфемный разбор. Составьте кластер по теме урока
| Дети работают в парах с пословицами, отыскивают ошибки, исправляют. Анализ работ и выводы.
На одну тему- дружба.
Определяют цифрами количество существительных в каждом высказывании.
Осуществляют взаимопроверку и самопроверку.
Поворотом головы отыскивают слово. непоседа. Путём подбора синонимов, описательно.
Индивидуальная работа.
Продолжают исследовать пословицы. Составляют кластер, делают вывод.
| Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
| IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
|
| Распределительный диктант. В соответствии с кластером объяснить написание не с существительными и распределить по домикам
Творческая работа в группах. Вспомните сказочных героев, имя которых связано с изучаемой орфограммой и напишите сочинение-миниатюру «Я хочу вам пожелать…» Слайд 5.
Игра «Крестики-нолики».
Проверка. Слайд 6 Тестирование. На экране тест.Слайд 7 Работа с учебником упр 780
| Выполняют задание в парах.
Работа в группах.
Оценивают группы.
Работа в парах на ноутбуках.
Осуществляют самопроверку. Оценивают свою работу.
Учащиеся выбирают правильный ответ и озвучивают его.
Составляют предложения и записывают их на доске, комментируя орфограмму.
Оценивают свою работу.
| Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
| V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
|
| Можем ли мы помочь Емеле? Давайте его позовем.
Емеля: Ребята, как у вас это получилось? Что вы для этого делали?
Вспоминаем девиз
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Выставление оценок. Инструкция по домашнему заданию Слайд 8
Продолжите предложения слайд 9
Заканчиваем урок песней « Улыбка».
|
Дают ответы на вопросы. Не забывают о девизе урока.
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Записывают домашнее задание. Составляют синквейн на тему «Урок».
| Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
|
Приложение
Распределительный диктант.
(Не)работа сушит, а забота.
(Не) силой борются, а умением.
Заколдован (не)видимкой дремлет лес под сказку сна.
Опять гудит, бушует (не)погода.
Слезы (не)годования навернулись на глаза. Крестики-нолики. Красный цвет – слитное написание не с существительными.
Синий цвет – раздельное написание не с существительными. 1.Нас возмутила явная (не)правда. 2.То, что говорил Борис, была (не)правда, а ложь.
3.(Не)поседа портит беседу. 4.Настоящая (не)лепость.
5.Ты (не)друг, а враг. 6.(Не)счастье обрушилось на нас.
7. (Не)счастье, а беда подстерегала товарищей. 8. (Не)пером пишут, а умом.
9. Полная (не)грамотность.
|