Скачать 193.94 Kb.
|
Алгебра 8 класс. Учебник под редакцией Г.В. Дорофеева Тип урока: ОНЗ Тема: «Решение задач с помощью систем уравнений» По данной теме 2 урока, данный урок – первый. Учитель: С.С. Храпутина МОУ СОШ 52 г. Ярославль Основные цели: 1) формировать способность к решению текстовых задач с помощью систем уравнений с двумя переменными; 2) формировать способность построения алгоритма для решения задач с помощью систем уравнений с двумя переменными; 3) тренировать способность решения систем линейных уравнений с двумя переменными; 4) развивать познавательную деятельность, сравнительный анализ, наблюдение; 5) формировать УУД. Оборудование, демонстрационный материал 1) задания для актуализации знаний: Задание из домашней работы
Задание для записи на доске:
Пробное задание
2) эталоны
3) эталон для самопроверки самостоятельной работы.
4) Раздаточный материал 1. Задание для 6 этапа урока Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Ход урока 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность; 2) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности. 3) Создание условий у учащихся потребности включения в учебную деятельность Организация учебного процесса на этапе 1: - Добрый день ребята. Присаживайтесь. Я рада вас видеть. Начнем нашу работу. Давайте вспомним, какую тему мы рассматриваем на уроках алгебры? (Систем уравнений.) - Какие основные задачи мы рассмотрели в данной теме? (Линейное уравнение с двумя переменными, график линейного уравнения с двумя переменными, системы уравнений с двумя переменными, способы решения систем уравнений.) - Сегодня мы продолжим работу с системами уравнений и узнаем, где они применяются. Значит, какой сегодня у нас урок? (Урок открытия нового знания.) - Какие необходимо выполнить шаги в начале урока? (Повторить необходимое. Выполнить пробное действие.) - Начнем нашу работу. Все новое опирается на старое. Что необходимо вам сделать вначале? ( Повторить, что мы знаем.) 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить алгоритмы решения систем уравнений с двумя переменными, повторить алгоритм решения задач с помощью уравнения с одной переменной; 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение; актуализировать норму пробного действия; 3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: для построения математической модели к текстовой задаче. Организация учебного процесса на этапе 2: - Отройте тетради с домашней работой. Какие задания по новой теме вы отрабатывали в ней? (Решение систем уравнений.) - Какие способы при решении систем вы использовали? (Способ подстановки, способ алгебраического сложения.) - Данные алгоритмы вам известны, зафиксируем их на доске. Данные алгоритмы учитель фиксирует на доске. - Какое задание домашней работы вы выполняли, не связанное с изучаемой темой? (Решали текстовую задачу.) - Проверим выполнение данного задания. В перемену на доске решение данной задачи было записано. Проговорим шаги решения данной задачи. Учитель организует работу с тем учеником, который готовился у доски в перемену. - Каким способом вы решали предложенную задачу? (С помощью уравнения.) - Что являлось математической моделью в данной задаче? (Уравнение с одной переменной.) - Чем пользовались при решении задачи? (Алгоритмом решения задач с помощью уравнения.) Учитель фиксирует алгоритм «Решение задач с помощью уравнения» на доске. - Проговорим кратко шаги решения задачи в соответствии с алгоритмом. (1. Ввела переменную х – ширина второго прямоугольника. 2. Через переменную выразила ширину второго прямоугольника (х + 2). 3. Составила уравнение с одной переменной 8(х + 2) = 12х. 4. Решила уравнение, х = 4. 5. Значит, 4 см – ширина второго прямоугольника. 6. Записала ответ.) Запись на доске.
- Поднимите руки те, кто получил другой ответ? Учитель фиксирует результат. - Спасибо. С решением задачи вы справились хорошо. И вы повторили алгоритм решения задач с помощью уравнений. - Решение текстовых задач – один из сложных вопросов математики. Очень важной составляющей в решении задач является умение перевести текст задачи на математический язык. Это умение нам пригодится сегодня на уроке. Потренируемся в составлении моделей к задачам. Откройте тетради, запишите число, «классная работа». На доске записан текст задачи - у вас он есть на столе, лист с заданием 1. 1). Вам необходимо составить математическую модель к этой задаче. Внимательно прочитайте условие и в тетрадях запишите только модель. Время вам на работу 1 мин. На доске записано задание:
- Ваше время истекло, проверим - какие модели вы записали. (Если за переменную обозначить количество ткани второго вида, то моделью будет уравнение: 360(х + 6,5) = 450х) Учитель фиксирует на доске решение. Запись на доске:
- Ребята, есть у вас другие модели? В случае, если будут другие модели, то ее необходимо записать на доске второе решение. - Молодцы. Вы верно составили модель по условию задачи. Поднимите руки те, кто не смог составить модель к задаче. Учитель фиксирует результат на доске. - Подведем итог. При решении домашней задачи и при составлении модели к данной задаче, что являлось моделью по условию задачи? (Уравнение с одной переменной.) - Молодцы. Прочитайте внимательно условие второй задачи. Составьте только модель. Время для работы 1 минута. Пробное задание.
- Ваше время истекло, положите авторучки. Проверим, что вы записали в качестве модели к данной задаче. У кого нет результата? Учащиеся поднимают руки, учитель фиксирует результат на доске. = У кого есть результат - продиктуйте вашу модель. Если результат есть, то учитель под диктовку записывает на доске модель/модели, предлагаемые учениками. Если результата нет, то учитель организует диалог. - Какое задание вам необходимо было выполнить? (Составить модель по условию задачи.) - Вам понятно задание? (Да.) - Почему вы не составили модель? (Не знаем, как составить модель? Не хватило времени. Не хватает данных по условию задачи Не смогли выразить через одну переменную…) - В чем возникло у вас затруднение? (Не смогли составить модель по условию задачи.) В случае, если модель к задаче составлена верно, то учитель просит обосновать свой ответ. Учащиеся не смогут обосновать, так нет алгоритма. - В чем возникло затруднение? (Нет способа действия для обоснования построенной модели.) 3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: отсутствие математической модели для решения задачи, отсутствие алгоритма решения задач такого типа; 2) согласовать цель: уточнить новую математическую модель и алгоритм для решения задач указанного вида. Организация учебного процесса на этапе 3: - Что вы пытались составить в качестве модели по условию задачи? (Уравнение.) - Почему вы решили, что нужно составлять уравнение? (Мы такие задачи раньше решали всегда с помощью уравнения.) - Здесь вы смогли составить уравнение? (Нет.) - Какой вывод можно из этого сделать? (Значит, уравнение не будет являться моделью к данной задаче) - Значит, в чем причина вашего затруднения? (Не знаем модели для решения задач такого типа.) 4. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: 1) Согласование темы урока, 2) выбор средств и способов ля построения нового знания, 3) создание условий для построения нового способа решения 4) постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Организация учебного процесса на этапе 4: - Какую цель ставим сегодня на урок? (Составить алгоритм и получить новую модель для решения текстовых задач.) - Какая тема нашего урока? (Решение задач с помощью новой модели.) - В тетрадях запишем тему урока и оставим место для ее уточнения. Запись на доске и в тетрадях учеников «Решение задач с помощью _____________». - Составим план вывода новой модели. Просмотрите те алгоритмы, которые зафиксированы на доске после повторения и выполнения домашней работы. На что будем опираться при составлении новой математической модели к текстовой задаче? (На известный алгоритм решения текстовых задач с помощью уравнения.) - Что нужно сделать с этим алгоритмом? (Его усовершенствовать.) - Какие этапы алгоритма вы предлагаете изменить? Предлагаю обсудить вам это в парах. Поработайте в течение 1 минуты. Через 1 минуту учитель организует обсуждение. Ученики вместе с учителем формулируют шаги. Учитель фиксирует шаги на доске. На доске вывешивается план действий: 1 шаг. Ввести две переменные. 2 шаг. По условию задачи составить 2 уравнения с двумя переменными. 3 шаг. Составить систему уравнений с двумя переменными. 4 шаг. Решить систему уравнений. 5 шаг. Соотнести решение системы с условием задачи. 6 шаг. Записать ответ. - Давайте реализуем наш план для нашей задачи. 5. Реализация построенного проекта. Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. 3) зафиксировать преодоление возникшего затруднения Организация учебного процесса на этапе 5: - Приступаем к реализации нашего плана. Вы будете комментировать решение задачи в соответствии с планом, а я вам помогу оформить решение задачи на доске (как образец).
- Вы нашли способ выхода из затруднения? (Да.) - Чем вы пользовались при выходе из затруднения? (Планом.) - Как можно по другому назвать ваш план? (Алгоритмом.) - Дайте название вашему алгоритму. (Решение задач с помощью систем уравнений.) - Уточним название нашего урока и допишем тему урока. (Решение задач с помощью систем уравнений.) Учитель на доске, ученики в тетрадях дописывают слова «с помощью систем уравнений». - Подведем итог. Что вы получили нового при выходе из затруднения? (Новый алгоритм и новую модель.) - Что является новой моделью при решении задачи? (Система уравнений с двумя переменными.) - Сравните старый алгоритм решения задач с новым алгоритмом решения задач: чем они похожи и чем они отличаются? (Составляется не уравнение с одной переменной, а система уравнений с двумя переменными.) - Молодцы. Вы нашли главное отличие этих алгоритмов. Чем необходимо теперь заняться? (Потренироваться в применении новых этапов алгоритма.) - Молодцы. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель этапа: 1) создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на применение нового способа действий и зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе 6: - Для тренировки предлагаю вам выполнить два задания: № 2 – задание на ваших столах и № 668(а) – из вашего учебника. Для выполнения первого задания возьмите листы лежащие на ваших партах. Прочитайте задание. Что необходимо выполнить? (По условию задачи составить математическую модель.) - Вам понятно задание? (Да.)
Один ученик выходит к доске и работает по алгоритму, проговаривая свои действия, остальные работают в тетрадях. Запись на доске и в тетрадях учащихся.
- Спасибо. Приступаем к решению задания 668(а).
Один ученик решает у доски, остальные в тетрадях. Запись на доске и в тетрадях учащихся.
- Спасибо. - Мы с вами потренировались вместе. Какой следующий шаг нашего урока? (Выполнить самостоятельную работу.) - Для чего нужна вам самостоятельная работа? (Чтобы узнать, как каждый понял новый способ действия.) - Молодцы. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: проверить своё умение составлять математическую модель - систему уравнений с двумя переменными, при решении текстовых задач в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. Организация учебного процесса на этапе 7: - Для выполнения самостоятельной работы вам нужно выполнить № 666(а) из вашего учебника, обязательно – составить математическую модель, дополнительно – решить задачу. Время вашей работы 3-4 минуты. Приступайте к выполнению задания. Я уверена, что у вас все получится.
- Время закончилось. Проверьте ваши работы по образцу. Для этого возьмите листы на ваших столах. - Поднимите руки те, кто ошибся при составлении модели? Спасибо. Учащиеся поднимают руки. Учитель фиксирует результат на доске. - Результаты самостоятельной работы показывают, что вы хорошо справились с работой. Значит, вы умеете составлять математические модели по условию задачи. Повторим, какие модели вы учились составлять по условию текстовой задачи? (Системы уравнений с двумя переменными.) 8. Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: тренировать навык составления моделей по условию задач на движение по реке. Организация учебного процесса на этапе 8: - Мы с вами выполнили самостоятельную работу, те, кто допустил, нашли и исправили их. Какой следующий шаг нашего урока? (Включить новые умения при выполнении уже известных нам заданий.) - Как вы думаете, может ли меняться количество переменных и количество уравнений в системах уравнений? (Да.) - Какого вида задачи мы еще с вами решали составлением уравнений с одной переменной? (Задачи на различные виды движений, проценты.) - Такого вида задачи то же можно решать с помощью систем уравнений. Предлагаю вам решить задачу на движение с помощью составления новой модели. Для этого рассмотрим № 664(б).
- Данная задача к какому виду задач относится. (К задачам на движение по реке.) - Как вы думаете, мы сможем составить к ней новую модель? (Да.) - Почему вы так считаете? (Нам не известны по условию две величины, значит можно ввести две переменные, а значит, и составить систему уравнений с двумя переменными.) - Выполним данное задание. Один ученик работает у доски, остальные работают в тетрадях. Запись на доске и в тетрадях учащихся:
- Молодцы. На следующем уроке мы с вами продолжим работу по решению задач, используя системы уравнений. Перейдем к заключительному этапу урока. 9. Рефлексия деятельности на уроке Цель этапа: 1) организовать самооценку учебной деятельности; 2) зафиксировать соответствие цели и результатов учебной деятельности; 3) зафиксировать в речи новый способ действий; 4) зафиксировать затруднения, которые еще остались на новое содержание; 5) оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 9: - Подведем итоги урока. Какая тема нашего урока? (Решение задач с помощью систем уравнений.) - Какую цель мы ставили на урок? (Составить алгоритм и получить новую модель для решения текстовых задач.) - Мы достигли поставленной цели? (Да.) - В чем выражается достижение цели? (Получен новый алгоритм для решения задач.) - Что нового в построенном алгоритме? (Что моделью задачи является система уравнений с двумя переменными.) - Оцените свою работу на уроке, поднятием руки на те высказывания, которые я вам буду называть.
- Наш урок подходит к концу. Откройте ваши дневники. Запишем домашнее задание и проанализируем, какие умения вы будете отрабатывать дома. Запись на доске: комментарий
- Я вашей работой сегодня довольна. Спасибо всем. Успеха вам на следующих уроках. До скорой встречи. |
Урока по теме: «уравнения. Решение задач с помощью уравнений» Зун учащихся по теме «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений», навыков устных и письменных вычислений, упрощения алгебраических... | Урок конференция по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений" 8-й класс Решение задач с помощью квадратных уравнений”. Продолжить закрепление решение квадратных уравнений по формуле | ||
Решение текстовых задач с помощью систем. Воспитательная Обучающая: Закрепить умение решать системы уравнений второй степени. Повторить алгоритм решения систем уравнений второй степени | Конспект урока решение задач с помощью системы уравнений (Тема урока)... Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. — 13-е изд., испр.... | ||
Конспект урока алгебры в 9 классе «Решение систем уравнений, используя... Цель урока: Формирование и закрепление у учащихся навыков решения систем уравнений, используя теорему Виета | Урок математики (алгебры) в 9-м классе по теме: "Решение задач с... Оформление кабинета: особым образом расставлены столы для работы в группах (количество групп – 4). На доске – плакат, на котором... | ||
Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Решение задач с помощью рациональных уравнений» Автор: Сорокина Елена Николаевна, учитель математики мбоу «Основная общеобразовательная Сорокинская школа» | Тема: Решение задач с помощью системы уравнений первой и второй степени. Здравствуйте, ребята. Ещё начиная с начальной школы вы учились решать задачи. Для этого с каждым годом вы обучались всё новым и новым... | ||
Урока: онз тема: «Решение уравнений» Оборудование, демонстрационный материал: интерактивная доска; раздаточный материал (эталоны для самопроверки, алгоритмы); слайды | Тема: Старые методы для решения новых систем уравнений Тип урока Изучить методы решения систем уравнений, одно из которых является уравнение i-ой степени, а другое ii-ой степени | ||
Реферат по математике. На тему: «основные методы решения систем нелинейных... Тема моего реферата «Решение систем уравнений с двумя переменными». Эта тема играет важную роль в курсе математики. Издавна применялось... | Разработка урока «Решение задач с помощью уравнений по теме «Семья» Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся посредством внедрения икт-технологии | ||
Конспект урока по алгебре и началам анализа. 10 класс. Тема: Решение... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | Урок по алгебре в 9 классе по теме: «Системы уравнений второй степени.... Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний по данной теме | ||
Урок математики в 5-м классе по теме: "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений" Учебник: Математика: учеб для 5 кл общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. М.: Мнемозина,... | Презентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация... Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера.... |