НазваниеПрямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет?
Дата публикации31.08.2014
ТипВопрос
100-bal.ru > Математика > Вопрос

АВГУСТ 2013 ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕМАТИКИ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

МБОУ СОШ №99

ЛЕОНТЬЕВА О.М.

Эстетический потенциал математики.

Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? Математика. Каждое из этих явлений – описывается с помощью математической модели. Если рассмотреть примеры, характеризующие эти явления, то становится очевидным, каждое из них кладезь, хранящий большой эстетический потенциал математики, открывающийся тем, кто терпеливо изучает искусство и математику. Работая в школе с углублённым изучением предметов художественно – эстетического цикла необходимо учитывать особенности восприятия точных наук учениками. Большинство из них воспринимает эстетику архитектуры, музыки, стихотворений и т.д., но отказываются воспринимать красоту вычислений, формул, доказательства теоремы и т.д.. возникает потребность в формировании мировоззрения, такого, что взаимосвязь разных, не всегда очевидных научных дисциплин будет угадываться и доказываться с помощью аксиом и теорем, обобщений и синтеза. Интеграция учебного предмета «математика» с учебными предметами «черчение», «МХК» и т.д., помогает раскрывать ученикам окружающий мир как единый и неразделенном на отдельные научные разделы. Однако, синтез этих учебных предметов требует использование:

интерактивной доски,

проектора

обычной меловой

маркерной доски.

Что же такое эстетика?

1. ЭСТЕТИКА – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине XVIII в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (Эстетика, 1750).

2. ЭСТЕТИКА от греч. αισθάνομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. ( Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов)

3. Техническая эстетика, научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека . (БСЭ 1969 – 1978)

Живопись, скульптура и архитектура в XIII веке, покоилась на чистой эмпирии. А одной из самых замечательных особенностей мастерских, боттег крупных художников XV века, было то, что ученики знакомились не только с приемами и методами живописи, скульптуры и архитектуры, но и с основами точных наук. В Риме с 1403 по 1405 год Леонардо да Винчи , изучая римские архитектурные памятники, вычисляя, вымеривая, взвешивая, докапываясь до фундаментов, стал постигать законы архитектурной техники, угадывать и изучать пути, ведущие от зодчества к математике. Я предлагаю, на уроках математики, наметить пути соединения учебного предмета «математика» с учебными предметами родственными с живописью, архитектурой, музыкой, риторикой и т.д. .

С первых уроков в 5 классах необходимо провести диагностику не только остаточных знаний, но и как иллюстрируются величины измерения и к каким дисциплинам тяготеют ученики. Стоит предложить провести первое исследование в средней школе, и сразу предлагать темы, имеющие только математическое содержание, и темы которые раскрывают возможности практического применения математики, что позволит выработать план мини исследований и сформулировать концепцию развития грамотного, успешного и эрудированного выпускника.

Самыми простыми и воспитывающими чувство уважения к Родине, к научной школе, к дому, являются работы по истории математики, такие как биографии великих математиков России и мира. Они позволяют увидеть историю страны через судьбы великих ученых. А учителю оценить способности ребят к анализу прочитанного текста, к критическому мышлению, и даже к авантюрным наклонностям выдавать чужие работы за свои.

Затем, опираясь на изученные особенности ребят, можно предложить проанализировать любимое хобби, найти закономерности, и представить классу или параллели своё исследование, поделиться открытиями с другими.

В 6 классе, когда всё ещё математический аппарат не достаточно развит, и необходимо сделать девизом слова Иоганна Кеплера: «Главной целью всех исследований внешнего мира должно быть открытие рационального порядка и гармонии, которые Бог ниспослал миру и открыл нам на языке математики». Именно в 6 классе создается ситуация возможности научить основам поэтапного выполнения математического исследования: постановка цели, разбивка на задачи, выполнение задач, подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез, аргументированное, формулирование вывода. Задачи по топологии, которые решают ребята как обычные головоломки (ещё в начальной школе), можно исследовать, систематизировать и обобщить, например: «Графы», «Фракталы». В 7 классе можно фракталы, изученные в 6 классе, изображенные на листе, предложить перенести в пространство, то есть изучить фрактальные многогранники, и исследовать изменения суммы длин сторон (периметр).

Но поиски гармонии гуманитарных наук и точных не могут быть трудом только учеников или только учителя, а значит надо проводить игры, факультативные занятия, внеклассные мероприятия и уроки.

Для 5 классов одна из оптимальных форм изучения нестандартного математического материала это игра. Я предлагаю провести «Путешествие в страну математической логики», с эпиграммой: «Если мозг не засевать зерном, то он зарастет чертополохом» Дж. Герберт, поэт XVI века.

На первой станции «Комбинаторика»:

из заданных фрагментов сердца, применяя фантазию, собирают рисунок,

расшифровывают запись (анаграмма),

решают задачи с помощью древа возможностей.

На станции «Классификация»:

анализируем предложенный вариант выделения слов, затем свойств этих предметов и находим закономерность, вводя понятие классификация,

учимся выделять принципы классификации сначала на очень знакомых предметах, а затем на числовых рядах.

На станции «Умозаключение»:

Знакомимся с условными и безусловными умозаключениями,

Выполняем умозаключения из двух и трех предложений.

Таким образом, в 5 классе можно познакомить с простейшими правилами математической логики.

В 6 классе при закреплении материала по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями» я провожу урок «Музыка, сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями», эпиграфом к которому становятся слова Г. Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души, которая вычисляет себя, сама того не сознавая». Знакомя на уроке ребят с основными понятиями музыки: нотный стан, ключ «соль», ключ «фа», доли, музыкальный такт, размерность такта, длительность музыкальной паузы мы решаем задачи на закрепление пройденного материала и узнаем, на сколько, математика и музыка дополняют друг друга. Во время урока, выполняя задания, ученики знакомятся с музыкальными классиками и их произведениями. Однако, более удачны такие уроки в классах, где нотную грамоту знают менее 40%, так как у ребят посещающих уроки специальности в музыкальной школе, ответы на поставленные вопросы звучат без вычислений, они их проверили в первом классе музыкальной школы.

7 классы не только могут участвовать в игре или необычном уроке, но стать полноправным автором некоторой части урока. Знакомство с темой: «Золотое сечение» на страницах учебника «Математика», 6 класса, автор Виленкин, с последующим мини - исследованием, поставили вопрос: а где не используется или не применимы пропорции золотого сечения? А одна из работ касалась архитектуры домов и храмовых комплексов как Новосибирска, так и Москвы, Санкт – Петербурга. Что побудило провести урок «Геометрия храма». А эпиграфом стало высказывание М. Витрувия: «Всё в архитектуре …должно делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту». Без условно урок проходил в контексте изучение темы: «Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки», а начинался с представления исследования проведенного семиклассниками освещяя вопросы: где в мировой архитектуре встречается золотое сечение, что такое золотое сечение, кто изучал золотое сечение и когда, в каких храмовых комплексах России и Новосибирска встречается это отношение. Так как тема квадратных корней не изучается в 7 классе, то одной из первых практических работ класса стало найти приближенное значение числа φ, пользуясь определние золотого сечения и измерительными приборами (линейкой, калькулятором). Вторым практическим задание стало деление отрезка с помощью циркуля и линейки в золотом сечении, причем построение выполнялось на доске и в тетради, а ведь это было только вспомогательной задачей урока. Затем ребята проанализировали изображения храмовых куполов и выполнить их классификацию. Познакомившись с цитатами из альбома Красовского 1854г., обобщение о том, что материалы меняются, а формы глав храмов остаются поставило перед нами задачу выполнить наиболее точный рисунок одной из форм главы с помощью циркуля и линейки. Именно, здесь нам и понадобились ранее выполненые практические задания.

Так же 7 классе проводилось факультативное занятие по теме: «Перспектива и живопись» навеянное исследованиями проводимыми учениками по вопросу различий в изображениях разных культур и народов. Обобщая полученные результаты, исследователи - семиклассники пришли к выводам, что есть какая – то закономерность, а значит появляется возможность задать вопрос и найти ответ, так появились три работы:

1. «Линейная перспектива»;

2. «Обратная перспектива»;

3. «Параллельная проекция».

И здесь эпиграф: «Одна только Природа – наставница высших умов», А. Веррокьо.

На этом факультативном занятии анализировали фотографии и картины, классифицируя их по проекциям. Однако, законы линейной перспективы не выводились, а были приняты как правила, причем у каждого на парте был лист с их формулировками. Основными практическими задачами этого занятия стали задачи на построение перспективного изображения.

В 8 классе творческое домашнее задание: выпонить рисунок обладающий осевой симметрией и рисунок обладающий центральной симметрией, вернулся вопросом (точнее возгласом) одной из учениц и ко мне, и к классу:

- ой, я не знаю, что у меня получилось?!

И вновь мы искали ответ. Только теперь эпиграфом стали строки: «Идеи не умирают. Они мигрируют в другие области жизни, они рассредоточиваются по частям, они оборачиваются к нам своей изнанкой - но и в другой точке пространства, но и в отдельной части, но и в изнанке, наконец, - легко узнаётся всё то же вещество, та же плоть, та же бессмертная душа первоначального прозрения»

Ю. Карабчиевский

Так знакомство с химией, архитектурными формами и народными орнаментами позволили проанализировать, обобщить и выделить общее для тмина и мяты, кельтского орнамента и паркетного рисунка – поворотная симметрия. Моими соавторами урока были учащиеся, проводившие исследования по темам:

1. Поворотная симметрия в архитектуре

2. Поворотная симметрия в природе

3. Поворотная симметрия в национальных костюмах мира

представившие свои работы.

Создавая рисунки с повторением элемента «точки» можно увидеть только закономерность, а если заранее приготовить фрагмент колоритного «Турецкого огурца» и его отображать в поротной симметрии n – го порядка с использованием: транспортира, линейки и канцелярского клея, то учащиеся осознают насколько красивым может быть результат применения математики в реальной жизни.

Школьный курс математики знакомит учеников с формулами, теоремами, порой оставляя за рамками урока сокрытый потенциал создания гармоничной предметной среды, а расширение некоторых тем учебного предмета «математика» позволит нашим выпускникам осознано использовать эстетический потенциал математики в дальнейшей их жизни.

Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconУрок по математике в 6 классе на тему “ Прямая и обратная пропорциональные зависимости
Открытый урок по математике в 6 классе на тему “ Прямая и обратная пропорциональные зависимости ”(по учебнику Н. Виленкин)
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconПрямая и обратная пропорциональность
Игра «Хочу все знать» по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» (открытое индивидуальное занятие)
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconЗакон движения материальной точки. Прямая и обратная задача кинематики. Примеры
Материальная точка. Система отсчета. Радиус вектор точки. Траектория, путь, перемещение. Примеры
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconКонспекты уроков математики в 6 классе тема: «прямая и обратная пропорциональные зависимости»
Цель и задачи урока – введение понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости, установлением свойств изучаемых объектов,...
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconПрограмма курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители
Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать,...
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconПрямая на плоскости урок 1
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconКонспект урока Тема: «Архитектура музыка застывшая в камне»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение»
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconКонспект урока физкультуры. 9класс. 3 четверть. Тема: «Волейбол»
Различают четыре способа подачи: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconЧто такое «камерная музыка»?
В этом проекте речь пойдёт о том, как появилась камерная музыка (подробная история развития этого стиля), что она собой представляет....
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconХод урока Частные задачи
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconКакая музыка звучит сегодня в нашем доме, в нашем обществе?
Ввести учащихся в круг проблем, которые относятся к понятию «современная музыка», показать, что музыка прошлых веков может быть глубоко...
Прямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура, музыка, риторика, что их объединяет? iconВнимание! Внимание!
Авторский проект Каримова А. М. и концертного объединения «Камертон», посвящается 300-летию г. Омска «Архитектура и музыка»