Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе





Скачать 42.36 Kb.
НазваниеУниверсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Дата публикации08.09.2014
Размер42.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок

ЗАДАНИЯ «С ЛОВУШКАМИ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




А. Васильева


Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького

Научный руководитель Т.А. Вахромеева
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет определённые требования, в частности требования к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (далее УУД) (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметным понятиям [1].

Урок на сегодняшний день является основным (но не единственным) местом формирования УУД. Задача учителей и нас - студентов научиться проектировать и реализовывать на практике уроки так, чтобы они одновременно формировали и предметные результаты (определенные знания, умения, опыт) и универсальные учебные действия.

Анализируя работы Э. И. Александровой, С. Ф. Горбова, А. Б. Воронцова, мы выделили, что особым способом формирования УУД являются специально конструированные задания диагностического типа.

Э. И. Александрова - автор учебника математики в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова выделяет несколько типов ловушек, которые можно использовать [3]:

  1. тип - «ловушки» на «разгадывание» мыслей;

  2. тип - «ловушки», ориентированные на нахождение нового способа действия (речь идет о постановке учебной задачи, т. е. о ситуации разрыва между знанием и незнанием);

  3. тип - «ловушки», связанные с лишними данными, с недостающими данными или с неверным исходным условием.

  4. тип - «ловушки» - это задания, которые выполнены с ошибками. С помощью «ловушек» данного типа формируются действия контроля и оценки.

  5. тип - «ловушки» – софизмы (от греческого sophisma- хитрая уловка, логически неправильное рассуждение). Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного.

Данные задания заложены в содержание учебников не только математики, но и других предметов по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова [4], но мы приведем примеры математического содержания заданий с ловушками из учебников 1 класса Э. И. Александровой (книга 1, с. 92 №70) [2]:

Задание для учеников: определи, по какому признаку дети сравнивали предметы на рисунке, если они изобразили отношение между ними так:

Ученикам представлены на иллюстрации 5 пар предметов:

- два чайника одинаковых по форме, но разных по цвету;

- треугольник и квадрат одинаковые по цвету;

- виноград и апельсин (на весах) одинаковые по массе;

- кубок и лейка;

- блюдце с кружкой и дерево.

«Ловушка» находится в последних 2 парах предметов. В данном задании есть недостающие данные, которые учащиеся должны выделить. По иллюстрации невозможно установить точно отношения равенства или неравенства между признаками предметов. Так, на иллюстрации, изображенных объемных предметов: кубка и лейки (разных по цвету, по высоте, по форме) ученики могут сказать, что данные предметы равны по объему или по материалу, но «на глаз» невозможно сделать такой вывод. Данное задание может формировать ряд УУД, например такие познавательные действия как анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. На наш взгляд, в данном задании формируются регулятивные действия: рефлексии, контроля и оценки, действие целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. В представленном задании возможно формировать действие коррекции, если обсуждать вопрос после задания: «Как избавиться от «Ловушки»? Э. И. Александровой предлагается использовать еще систему вопросов-заданий, связанных с ловушками: придумай свое задание с «ловушкой», научи других придумывать задания с ловушками.

Надо отметить, что формирование выше перечисленных универсальных действий, по нашему мнению, возможно при соблюдении следующих условий:

  • организация парной или групповой работы при выполнении заданий с ловушками;

  • организации учебного диалога, в котором преобладает взаимодействие вида «ученик-ученик».

Задания с «ловушками» можно назвать заданиями диагностического типа, так как они позволяют учителю диагностировать принятие учебной задачи учениками и показывают учителю качество детских знаний. А значит, такие задания не только формируют УУД учащихся, но и позволяют учителю оценивать их формирование.

Безусловно, что задания с ловушками применялись и ранее на уроках математики, но надо отметить, что их применимость не имела системного характера. Не все современные учебно-методические комплекты включают в содержание своих учебников такие задания.

В нашем красноярском педагогическом колледже №1 им. М. Горького в сентябре, начале октября 2012 было проведено теоретическое и практическое погружение, в котором мы проектировали учебные задания с ловушками, а потом их использовали в собственной практике, проводя уроки разных предметов (русского языка, математики литературного чтения). Наши наблюдения за учащимися на уроке, обсуждения с методистами колледжа и одногруппниками реализованных уроков позволили обнаружить выше описанные универсальные действия.
Библиографический список

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. http://standart.edu.ru/

  2. Александрова Э. И. Математика (учебник), 1 класс. – М., Вита-Пресс, 2011

  3. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова // под ред. А. Б. Воронцова. Пособие для учителя 1 класса. – М., Вита-Пресс, 2010.

  4. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативности учебно-методических комплексов: методические рекомендации/ под. ред. Г. В. Раицкой. - Красноярск: КК ИПК ППРО, 2011. - 80 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconПолат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат
Икт как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconУниверсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования
Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных...
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconПрограмма составлена на основе методического пособия под ред. А....
Универсальных учебных действий
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотроицкая основная общеобразовательная школа
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных...
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний,...
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconПротокол №1 от
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных...
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу школы №168
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе по умк «Школа...
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных...
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconПрограмма развития универсальных учебных действий составлена для обучающихся мбоу унош «Садко»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconПрограмма формирования универсальных учебных действий моу «Гимназия №8»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconУниверсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства
...
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе icon«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании...
Целью проекта является: методическое обеспечение работы учителя английского языка в соответствии с образовательными стандартами второго...
Универсальных учебных действий на уроках в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных действий (ууд). Поэтому каждый урок, любая беседа, классные и внеклассные мероприятия, которые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск