Технологическая карта изучения темы «Что общего у разных растений?».
Тема
| Что общего у разных растений?
| Цель темы
| Познакомить учащихся с частями растений.
Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в паре, в группе.
Воспитывать бережное отношение к растениям.
| Планируемый результат
| Знать о многообразии растений.
Усвоить, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).
Научиться находить, показывать и называть эти части.
| Основные понятия
| Понятия: -растение, -корень, -стебель, -лист, -цветок, -плод с семенами
| Межпредметные связи
| Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
| Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| Учебник А. А. Плешаков « Мир вокруг нас»
Тема: «Что общего у разных растений?»
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Мир вокруг нас»
| Организация пространства
| Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
|
Технология проведения
| Деятельность
ученика
| Деятельность
учителя
| Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Диагностирующие задания каждого этапа
| I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
| Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
| Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
| I этап. Организационный момент.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
| I этап. Организационный момент.
- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
| II этап. Актуализация знаний.
Цель – показать многообразие растений.
ПР: Знать это многообразии растений.
| Работать с информацией, представленной в форме кроссворда. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Организовать фронтальную работу по разгадыванию кроссворда,
показать учащимся всё многообразие растений,
включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
| II этап. Актуализация знаний. -Сказки начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Всё живое в природе делится на царства. Мы сегодня попадём в одно из них. Чтобы узнать в какое царство мы попадём, разгадаем кроссворд. Отгадайте загадки и впишите отгадки в клеточки. В выделенной строке прочитайте получившееся ключевое слово.
1.Русская красавица стоит на полянке,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза).
2.Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит борщ и щи, там меня ищи. (Капуста).
3.Маленький, горький, луку брат. (Чеснок).
4. Золотая голова Велика и тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка. (Тыква)
5.Что же это за девица,
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель).
6.Белые горошки,
На зелёной ножке. (Ландыш).
7. Растёт зелёный кустик, дотронешься, укусит. Крапива).
8.Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, её клюют. (Рябина).
Ключевое слово – растения.
- Прочитайте ключевое слово. А сейчас вы должны догадаться, в какое царство мы отправимся. ( В царство растений).
| II этап. Актуализация знаний.
-Какую роль играют растения в вашей жизни? Для чего они вам нужны?
Растения – зелёный наряд земли. Они выделяют кислород, который так нам необходим. Растения одевают человека – лен, хлопок. Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста картофель…Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо, многие растения используют в медицине.
Познавательные УУД
Познавательные УУД
| III этап. Изучение нового материала. Цель – Познакомить учащихся с частями растений.
ПР: Усвоить, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).
| Участвовать в исследовательс-кой практической работе по изучению частей растений.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Организовать практическую исследовательс-кую работу по изучению частей растений.
Организовать работу в группах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
| III этап. Изучение нового материала. -Ребята, вы изучили много растений. Они такие разные! А есть ли у них что-нибудь общее?
Учитель открывает запись темы на доске.
- Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ.
Учитель демонстрирует несколько растений (фиалка, мак, бархатцы) с хорошо выраженными частями (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.)
-Найдём на всех растениях листья.
( Дети показывают листья).
- Лист- это всё растение или его часть? Какие части растений вам знакомы?
(Дети отвечают из личного опыта).
- Откроем учебник с 18. Какое растение изображено?
(Кабачок).
- Найдём у него листья, посчитаем, сколько их у нарисованного растения.
- Посмотрите, какие длинные у листьев черешки. К чему они крепятся? Как она называется?
(Стебель).
- Какого он цвета?
(Зелёного).
- Проведите пальчиком вдоль всего стебля вниз. Закончилась зелёная часть? Ведём палец ниже. Какого цвета эта часть растения? Как она называется?
(Корень)
-Это подземная часть растения. Поднимаемся вверх от корня по стеблю. Повторяем знакомые части растений. Какие части растения мы ещё не назвали?
(Цветок и плод с семенами).
- Сколько на рисунке цветов? Сколько плодов?
- Когда цветок отмирает, на его месте в большинстве случаев образуется плод с семенами. Итак, перечислите, что мы увидели, рассматривая растение.
- Так что же такое корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами? (Части растения).
- Сверим свой ответ со словами Мудрой Черепахи (с. 18)
- Какое растение держит Черепаха?
(Землянику).
Назовите его части в паре друг другу.
- Растения имеют много общего
(корень, стебель, листья, цветок…) могут быть одинаковы по форме, но могут быть разные по форме, окраске, по размеру. Так же у человека дети. Чем ты похож на своих родителей, сестру, брата? Чем отличаешься?
| III этап. Изучение нового материала. Практическая работа в группах: поиск у разных растений их частей. Каждая группа получает растение и карточку с заданием. Карточка с заданием. 1.Как называется растение?
2.Есть ли у растения корень? Найдите и покажите.
3. Есть ли у растения стебель? Найдите и покажите.
4.Есть ли на стебле листья? Найдите и покажите.
5. Есть ли у растения цветок? Найдите и покажите.
6.Что появилось на месте цветка, когда он отцвёл? Найдите плод с семенами и покажите его.
По окончании работы группы отчитываются о проведённом исследовании.
Делается вывод: « У разных растений есть одни и те же части - корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. - А есть ли эти части у деревьев?
Высказывания детей.
-Стебли у деревьев это их стволы и ветки, они толстые и твёрдые. Хвойные деревья отличаются от остальных тем, что у них нет плодов. Вместо плодов у них шишки. Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
| IV этап. Закрепление изученного. Цель – Научиться находить, показывать и называть эти части. ПР: уметь находить, называть показывать части растений.
| Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Организовать работу в парах, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
| IV этап. Закрепление изученного.
1.Самостоятельная работа в паре с рисунками в верхней части на с. 18
- Найти одни и те же части у двух изображённых растений и соединить их линиями.
2. Работа по учебнику с 19
Обсуждения вопроса Мудрой Черепахи о соцветиях.
- Чем отличаются растения, которые держит Черепаха?
( У тюльпана отдельный цветок, у клевера цветы собраны в соцветия).
- Ребята, что нарисовано в верхней части страницы 19?
(Яблоко, горох, арбуз).
- Как это всё назвать одним словом? ( Плоды).
-Что у них внутри? (Семена).
Рассмотрим эти плоды и семена.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю.
Яблоко с другом своим разделю. Я. Аким
Разделите яблоко с соседом по парте пополам. Что в серединке? (Семена).
-Какие они по форме, цвету, величине?
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки- дробинки. ( Горох)
-Раскройте горох. Какие семена по форме, цвету, величине? (Ответы детей).
| IV этап. Закрепление изученного. Работа в рабочей тетради с.8 (самостоятельная работа)
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
| Контролирующее задание
| 2. Тест
Самостоятельная работа.
1) Какая часть растения находится под землёй?
А корень
Б лист
В цветок
2) На месте какой части у растения
появляется плод?
А стебля
Б листа
В цветка
|
3)Внутри какой части растения находятся семена?
А стебля
Б цветка
В плода
4)Что мы едим у гороха?
А стебель
Б плод
В семена
|
5) Что мы едим у петрушки?
А листья
Б плоды
В цветки
| VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
| VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
-Чему вы научились на уроке? знаю
Расскажите по схеме: Я запомнил
смог
- Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо определять части растений? (Практическая работа)
- Перечислите ещё раз части растений.
| -Посадите дома 2-3 растения и понаблюдайте, как растение развивается. Что общего есть у этих растений? Сделайте сравнение между человеком и растением. Человек также как и растение дышит, ест, пьет. Ему тоже нужен солнечный свет. У человека тоже есть корни. В отличие от растений человеку нужна духовная пища.
| |