Рабочая программа Финансовая математика





Скачать 213.58 Kb.
НазваниеРабочая программа Финансовая математика
Дата публикации01.11.2014
Размер213.58 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа


НОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Финансовая математика .
Направление подготовки 230700 – Прикладная информатика

Квалификации (степени) выпускника _бакалавр_______


Санкт-Петербург

2012

Финансовая математика: / авт.-сост. Б.Т. Мозгирев, А.Ю. Вальков – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – с.

Утверждена на заседании кафедры математических и естественнонаучных дисциплин,

протокол № 1 от 17.05.2012
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 4 от 20.05.2012

Авторы-составители



к.т.н., доцент Б.Т. Мозгирев, д.ф.-м.н., проф. А.Ю. Вальков

Рецензент


к.ф.-м.н.; профессор Уланов В.А.

1. Цели и задачи дисциплины

Цели:

  • снабдить студентов математическим аппаратом, необходимым для применения математических методов в практической финансовой деятельности и в финансово-экономических исследованиях и их реализации в программных продуктах;

  • дать студентам базовые знания по финансовой математике, необходимые для понимания и использования математики в финансовых и информационных дисциплинах.

Задачи:

    • теоретическое освоение студентами современных финансово-математических концепций и моделей;

    • приобретение практических навыков применения аппарата математики в финансах и смежных областях.

  • ориентация на обучение и выработку у студентов умения строить и использовать финансово-математические модели для описания и прогнозирования свойств различных финансово-информационных систем, осуществлять их качественный и количественный анализ на базе различных средств информационного обеспечения.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 230700 – «Прикладная информатика».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения математическим дисциплинам в средней общеобразовательной школе.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания школьного курса элементарной математики, курсов «Математики» и «Теории вероятностей и математической статистики» и служит основой для освоения в последующем «Математической экономики», «Компьютерной статистики» и группы специализированных финансовых и информационных дисциплин, использующих понятия и методы финасовой математики.

В таблице приведены предшествующие и последующие математические и экономические дисциплины, направленные на формирование следующих компетенций:



п/п

Наименование

компетенции

Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины

(группы дисциплин)

Общекультурные компетенции

1

ОК-5

«Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Дискретная математика».

«Математическая экономика», «Компьютерная статистика»,

Дисциплины специализации

Профессиональные компетенции

2

ПК-2

«Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Дискретная математика».

«Математическая экономика», «Компьютерная статистика»,

Дисциплины специализации

3

ПК-7

«Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Дискретная математика».

«Математическая экономика», «Компьютерная статистика»,

Дисциплины специализации

4

ПК-17

«Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Дискретная математика».

«Математическая экономика», «Компьютерная статистика»,

Дисциплины специализации

5

ПК-21

«Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Дискретная математика».

«Математическая экономика», «Компьютерная статистика»,

Дисциплины специализации


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных:

      • способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК-5);

профессиональных:

  • способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением системного анализа и математического моделирования (ПК-2);

  • способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7);

  • способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

  • способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основы финансовой математики, необходимые для решения финансово-экономических задач;

уметь:

  • применять методы финансовой математики для теоретического и экспериментального исследования и решения экономических задач

владеть:

  • навыками применения современного математического инструментария для решения финансово-экономических задач;

  • методикой построения, анализа и применения финансово-математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов;


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

6










Аудиторные занятия (всего)

54













В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)

36

36










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

18

18










В том числе:

-

-

-




-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы

(домашние задания и контрольные работы)

9

9










Реферат
















Другие виды самостоятельной работы

(подготовка к практическим занятиям, к контрольным работам)

9

9




























Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зач










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72

72










2

2










5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Логика финансовых операций в рыночной экономике

Временная ценность денег. Операции наращения и дисконтирования. Арифметическая и геометрическая прогрессия.

2.

Простые и сложные проценты

Понятие и способы вычисления простого процента. Области применения схемы простых процентов. Дисконтирование по простым процентам. Налоги и инфляция.

Понятие и способы вычисления сложных процентов. Внутригодовые процентные начисления. Дисконтирование по сложной процентной ставке. Начисление процентов за дробное число лет. Непрерывное начисление процентов. Эффективная годовая процентная ставка. Понятие приведенной стоимости.

3.

Денежные потоки. Оценка аннуитетов.

Понятие денежного потока (поток пренумерандо, поток постнумерандо). Принципы оценки денежных потоков с неравными поступлениями. Оценка потока постнумерандо. Оценка потока пренумерандо.

Оценка срочных аннуитетов. Метод депозитной книжки. Оценка аннуитета с изменяющейся величиной платежа. Бессрочный аннуитет.

4.

Анализ доступности ресурсов.

Критерии оценки инвестиционных проектов.

Прогнозный анализ фондов, доступных к потреблению. Варианты планирования дохода. Графический способ решения задачи. Линия возможностей потребления.

Виды классификации инвестиционных проектов. Понятие типового инвестиционного проекта. Критерии оценки инвестиционных проектов: чистый приведенный эффект, чистая терминальная стоимость, внутренняя норма прибыли инвестиций, срок окупаемости инвестиций, коэффициент эффективности инвестиций. Противоречивость критериев оценки.

5.

Оценка проектов с неординарными денежными потоками.

Модифицированная внутренняя норма прибыли.

Понятие неординарного денежного потока. Варианты графика NPV. Примеры нахождения IRR для различных вариантов денежных потоков.

Понятие критерия модифицированной внутренней нормы прибыли. Области применения критерия. Примеры нахождения критерия.

6.

Сравнительный анализ проектов различной продолжительности.

Формирование бюджета капиталовложений.

Качественное сравнение проектов различной продолжительности. Сравнительный анализ проектов различной продолжительности. Метод цепного повтора в рамках общего срока действия проектов. Метод бесконечного цепного повтора сравниваемых проектов. Метод эквивалентного аннуитета. Качественное сравнение проектов в условиях инфляции и риска.

Анализ разработки бюджета с учетом независимости, нахождения источников финансирования, стоимости капитала, ограничений ресурсного и временного характера. Основные принципы формирования бюджета: с помощью графиков MCC и IOS, на основе критерия NPV. Оптимизация бюджета капиталовложений.

7.

Концепция риска и методы его оценки.

Принципы формирования портфеля инвестиций.

Модель оценки доходности финансовых активов.

Понятие (определение) риска. Составляющие риска. Количественная оценка риска: размах вариации (коэффициент вариации); стандартное отклонение; кривые распределения; риск, как функция времени.

Риск инвестиционного портфеля. Рекомендации при формировании инвестиционного портфеля. Принципы формирования портфеля инвестиций.

«Теория портфеля» (теория финансовых инвестиций): оценка активов, инвестиционные решения, оптимизация портфеля, оценка результатов. Графическое представление модели (модель ценообразования финансовых активов). Индикаторы на рынке ценных бумаг.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

«Математическая экономика»

×

×

×







×

×

2.

«Компьютерная статистика»




×




×




×

×

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Прак.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

1.

Логика финансовых операций в рыночной экономике

2

4

 

 

2

8

2.

Простые и сложные проценты

4

5

 

 

3

12

3.

Денежные потоки. Оценка аннуитетов.

2

6

 

 

2

10

4.

Анализ доступности ресурсов.

Критерии оценки инвестиционных проектов.

2

5

 

 

2

9

5.

Оценка проектов с неординарными денежными потоками.

Модифицированная внутренняя норма прибыли.

2

4

 

 

2

8

6.

Сравнительный анализ проектов различной продолжительности.

Формирование бюджета капиталовложений.

4

8

 

 

4

16

7.

Концепция риска и методы его оценки.

Принципы формирования портфеля инвестиций.

Модель оценки доходности финансовых активов.

2

4

 

 

3

9


6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(часы/зачетные единицы)

1.










2.










3.






















7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_______________________________

_____________________________________________________________________________
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

Учебники

  1. Четыркин Е.М. Финансовая математика: учебник./Е.М. Четыркин. – 6-е изд. испр. – М.: Дело, 2006. – 400с.


Задачники

  1. Уланов В.А. Сборник задач по курсу финансовых вычислений/В.А. Уланов; под ред. В.В. Ковалева. - М.: Финансы и статистика, 2003.


б) дополнительная литература

  1. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент./ В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 768с.

  2. Леонтьев В.Е.Финансовый менеджмент: учеб. пособие./ В.Е Леонтьев.– СП б.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. – 518с.

  3. Самаров К.Л. Финансовая математика: практический курс. учеб.пособие/ К.Л. Самаров. - М: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. – 77с.


в) вспомогательная литература

  1. Ковалев В.В.Курс финансовых вычислений./ В.В. Ковалев, В.А.: Финансы и статистика, 1999.

  2. Мелкумов Я.С. Финансовые вычисления. Теория и практика: Учебно-справочное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.

  3. Финансовая математика: Математическое моделирование финансовых операций. учеб. пособие/ под ред. В.А. Половникова и А.И. Пипиленко. – М.: Вузовский учебник, 2004.



в) программное обеспечение

1. Электронные таблицы: Microsoft Excel, Libre Office Calc.

2. Он-лайн сервис: WolframAlpha: www.wolframalpha.com
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС) ИРБИС 64

  2. ЭБС «КнигаФонд» (Электронная библиотека) 000 «Центр Цифровой Дистрибуции»

  3. Энциклопедии

http://mathemlib.ru/mathenc/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Финасовая_ математика

  1. Сайт посвящённый финансовой математике

http://www.finmath.ru/

  1. Математические форумы

www.dxdy.ru

www.problems.ru

  1. Справочники математических формул

pm298.ru

http://www.wolframalpha.com

  1. Электронные библиотеки, содержащие доступные для скачивания книги по финансовой математике:

http://www.finmath.ru/library

http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library/mathematics.htm

http://ilib.mccme.ru/

http://djvu-inf.narod.ru/nmlib.htm

  1. Он-лайн «решатели» финансово-математических задач.

http://www.finmath.ru/

http://financial-analysis.ru/calculator/javFKCompoundInterest.html

http://www.wolframalpha.com
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Лекционные занятия:

  • комплект электронных презентаций/слайдов

  • аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук)

  1. Практические занятия:

  • компьютерный класс

  • презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук, …),

  • пакеты ПО общего назначения (электронные таблицы, он-лайн математические сервисы)

  1. Прочее

  • рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет

  • рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде.


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Курс «Методы оптимальных решений» соответствует трем разделам:

Раздел 1. Основы финансовой математики

Раздел 2. Оценка инвестиционных проектов

Раздел 3. Риск и доходность финансовых активов


которые, в свою очередь, делятся на темы, перечисленные в пп 5.1 и 5.3 данной программы.

Дисциплина «Финансовая математика» естественным образом продолжает курсы «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика» и «Методы оптимальных решений».

Важным показателем качества освоения материала служит успешное решение студентом контрольных работ и выполнение им домашних заданий.

Данная дисциплина изучается в течение одного семестра. Студенты в этот период выполняют 2 контрольные работы. При сдаче зачета студент должен решить 3 задачи и ответить на 1 теоретический вопрос.

При изложении лекционного материала дисциплины «Финансовая математика» и решении задач на практических занятиях преподавателю рекомендуется использовать современные мультимедийные и компьютерные средства обучения – презентации, электронные таблицы, программы финансовых вычислений. Элементы интерактивного обучения должны обязательным образом использоваться при проведении практических занятий, и по возможности — на лекционных.

При использовании компьютерных программ (например MS Excel или LibreOffice Calc) данная дисциплина предоставляет преподавателю возможность познакомить студентов с достаточно сложными задачами и реальными примерами применения финансовой математики, которые не допускают простых аналитических или «ручных» численных решений.

Для повышения ответственности и стимулирования постоянной работы студентов в течение всего учебного года, а также большей объективности итоговой аттестации преподавателям рекомендуется использовать бально-рейтинговую систему.

Сводная таблица форм контроля и критериев оценки для различных видов занятий


Форма контроля

Наименование

Критерии оценки

Баллы

min-max

Текущая аттестация

Посещаемость занятий

% посещаемости

0-20

Выполнение домашних заданий

Своевременность и полнота выполнения

0-20

Личностные качества студента

Активность на занятии, работа у доски, своевременная сдача тестов

0-20

Рубежная аттестация

2 контрольные работы

Своевременность и полнота выполнения

0-20

Промежуточный контроль

Экзамен/зачет

Качество ответа на теоретические вопросы и решения задач

0-90

Итоговая аттестация

Суммарная оценка

Объединенные

0-170


Итоговая оценка выставляется исходя из суммы баллов набранных студентом:

0-49 баллов – 2

50-69 баллов – 3

70-89 баллов – 4

90 баллов и выше – 5

Разработчики:

___________________ . доцент Б. Т. Мозгирев .


___________________ . зав. кафедрой А. Ю. Вальков .


Заведующий кафедрой_______________ ___________/ Вальков А.Ю. /

Декан факультета___________________ ___________/ Костевят А.Н. /

Дата составления « 17 »_________мая_________2012 г.

Утвержден на заседании НМС « 20 »_________мая_________2012 г.

Протокол №__4__ от « 20»_______мая_______ 2012 г.

Дата обновления « 19 »_______сентября_______2012 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Финансовая математика iconТ. А. Слепнева финансовая стратегия и финансовая политика компании
Программа предназначена для изучения учебной дисциплины «Финансовая стратегия и финансовая политика компании» студентами магистратуры,...
Рабочая программа Финансовая математика iconРабочая программа по дисциплине В. В. Финансовая среда и предпринимательство
Целью дисциплины «Финансовая среда и предпринимательство» состоит в формировании у студентов научного экономического мышления, умения...
Рабочая программа Финансовая математика iconО. Е. Пыркина стохастическая финансовая математика
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Финансовая математика iconЛ. Г. Решетникова мировая финансовая система
Л. Г. Решетникова Мировая финансовая система: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036401....
Рабочая программа Финансовая математика iconРабочая программа по дисциплине Финансовый менеджмент
Финансовая стратегия. Методы прогнозирования основных финансовых показателей. Специальные вопросы финансового менеджмента. Финансовый...
Рабочая программа Финансовая математика iconРабочая программа По предмету математика
«Математика», а также на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике при...
Рабочая программа Финансовая математика iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Финансовая математика iconРабочая программа учебной дисциплины модульная дисциплина «отчетность...
Модульная дисциплина «отчетность организации: бухгалтерская, налоговая, финансовая»
Рабочая программа Финансовая математика iconМоро М. И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М. И. Моро, М. А. Бантова
Рабочая программа предмета «Математика» для 1 класса разработана на основе авторской программы «Математика» М. И. Моро, М. А. Бантовой,...
Рабочая программа Финансовая математика iconРабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс...
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа...
Рабочая программа Финансовая математика iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Математика»...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для11-го класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа Финансовая математика icon«Финансовая политика»
«Финансовая политика» для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» разработана на основании Федерального Государственного образовательного...
Рабочая программа Финансовая математика iconРабочая программа по дисциплине Долгосрочная финансовая политика
Рабочая программа составлена на основании гос впо по специальности «Финансы и кредит»
Рабочая программа Финансовая математика iconБухгалтерская финансовая отчетность по направлению подготовки
«Бухгалтерская (финансовая) отчетность» формирование у будущих бакалавров системы знаний о содержании бухгалтерской (финансовой)...
Рабочая программа Финансовая математика iconРабочая программа учебного предмета «Математика»
«Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего...
Рабочая программа Финансовая математика iconРабочая программа учебного курса «Математика»
Математика 5-6 классы / авт сост. В. И. Жохов /-2-е изд. М.: Мнемозина, 2010г., утвержденной Министерством образования РФ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск