Программа дисциплины «Теория возмущений»





Скачать 176.32 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Теория возмущений»
Дата публикации20.11.2014
Размер176.32 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Математика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теория возмущений»

для направления подготовки бакалавра 231300.62 Прикладная математика





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной математики и кибернетики
Программа дисциплины «Теория возмущений»

для направления 231300.62 «Прикладная математика» подготовки бакалавра


Автор программы:

Новикова Е.М., к.ф.-м.н., доцент, emnovikova@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры прикладной математики «28» января 2013 г.

Зав. кафедрой М.В. Карасев

Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]

Утверждена УС факультета прикладной математики и кибернетики «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  FILLIN \* MERGEFORMAT 231300.62 «Прикладная математика», изучающих дисциплину «Теория возмущений».
Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ВПО по направлению «Прикладная математика»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 231300.62 "Прикладная математика" специализации "«Математическое и программное обеспечение систем управления» ".


2Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Теория возмущений» является изучение методов теории возмущений, обсуждении их достоинств и пределов применимости, а также рассмотрении некоторых примеров.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

- основные методы теории возмущений для линейных и нелинейных систем

обыкновенных дифференциальных уравнений;

- базовые понятия теории возмущений: ряд Рэлея-Шредингера, бифуркация

решений, частотный резонанс, нормальные формы.


  • Уметь

    - вычислять приближенные решения линейных и нелинейных систем обыкновенных

    дифференциальных уравнений при наличии возмущения;



  • Иметь навыки

    - исследования перестройки фазового портрета системы при изменении параметров;

    - исследования гамильтоновых систем в окрестности положения равновесия.

    .


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

А) общекультурных (ОК):

  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-1);

  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-6);

  • использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования (ОК-12);

  • способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-14);

  • уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-15);

  • способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-16).

Б) профессиональных (ПК):

  • готовность к самостоятельной работе (ПК-1);

  • способность использовать современные прикладные программные средства и осваивать современные технологии программирования (ПК-2);

  • знать основные положения, законы и методы естественных наук (ПК-11);

  • готовность применять математический аппарат для решения поставленных задач, способностью применить соответствующую процессу математическую модель и проверить ее адекватность (ПК-12);

  • способность самостоятельно изучать новые разделы фундаментальных наук (ПК-14).

4Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Математический анализ»

  • «Дифференциальные уравнения»,

  • «Линейная алгебра».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Владеть навыками решения и анализа основных типов обыкновенных дифференциальных уравнений.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Нелинейные модели».


5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Асимптотические разложения.

18

6

6




6

2

Теория возмущений для линейных систем.

12

4

4




4

3

Теория возмущений для нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений.

30

10

10




10

4

Асимптотика решений многочастотных систем.

24

8

8




8

5

Теория возмущений в окрестности положения равновесия. Нормальные формы.

24

8

8




8


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **




1

2







Текущий

(6-7 неделя)

Домашнее задание

*




Прикладная математика

Письменная работа. Выдается на 6-ой неделе. Срок выполнения – 1 неделя.

Текущий

(12-13 неделя)

Домашнее задание




*

Прикладная математика

Письменная работа. Выдается на 12-ой неделе. Срок выполнения – 1 неделя.

Текущий

(10 неделя)

Контроль-ная работа




*

Прикладная математика

Письменная работа.

Итоговый

Экзамен










Устный экзамен.


6.1Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Выполненные работы можно отсканировать и прислать на проверку по электронной почте.


6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность студентов на семинарах; правильность решения задач на семинарах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: регулярность и правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,6 * Отекущий + 0,2 * Оауд + 0,2 * Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как

Отекущий = 0,3Одз1 +0,3Одз1+0,4Оконтр.работа;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,4* Онакопл + 0,6 *·Оэкз

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7Содержание дисциплины


Раздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.

Раздел 1. Асимптотические разложения.

Асимптотические последовательности и разложения. Примеры. Решение алгебраического уравнения с малым параметром. Решение трансцендентного уравнения при больших значениях переменной.

Литература по разделу: [1], [2]
Раздел 2. Теория возмущений для линейных систем.

Спектральная задача. Ряд Рэлея-Шредингера. Вычисление высших приближений к собственным векторам и собственным числам. Эволюционная задача. Случай периодического по времени возмущения: нерезонансный случай; случай, близкий к резонансному; точный резонанс.

    Литература по разделу: [1], [2]

    Раздел 3. Теория возмущений для нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений.

Решение возмущенного уравнения колебаний. Yравнения Ван-дер-Поля и Дюффинга. Многопараметрические семейства решений обыкновенных дифференциальных уравнений. Асимптотика решений yравнения колебаний по трем параметрам: масса, коэффициент жесткости, коэффициент трения. Бифуркации решений нелинейных дифференциальных уравнений. Бифуркации точек покоя уравнения градиентного типа на примере кубического потенциала. Бифуркации в динамической системе Пуанкаре-Андронова.

    Литература по разделу: [1], [2], [4], [7]

    Раздел 4. Асимптотика решений многочастотных систем.

    Нерезонансный случай. Гармонический осциллятор с двумя несоизмеримыми частотами при наличии возмущения. Резонансный случай. Гармонический осциллятор с резонансом частот 1:2 при наличии возмущения.

    Литература по разделу: [1], [3], [4], [5], [6]

    Раздел 5. Теория возмущений в окрестности положения равновесия. Нормальные формы.

    Нерезонансный случай. Уравнение математического маятника. Исследование устойчивости периодического решения. Резонансный случай. Уравнение Дюффинга. Нормальная форма уравнения с периодическими коэффициентами. Нормальная форма двумерной устойчивой системы. Теория возмущений для систем с адиабатическими инвариантами. Осциллятор с медленно меняющейся частотой.

    Литература по разделу: [1], [3]

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для домашних заданий:

1. Решить трансцендентное уравнение при больших значениях переменной.

2. Решить возмущенную спектральную задачу в случае двукратно вырожденного уровня.

    3. Исследовать параметрическую перестройку фазового портрета для уравнения градиентного типа.



8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.
1. Асимптотические последовательности и разложения. Примеры.

2. Решение алгебраического уравнения с малым параметром.

3. Решение трансцендентного уравнения при больших значениях переменной.

4. Спектральная задача. Ряд Рэлея-Шредингера.

5. Вычисление высших приближений к собственным векторам и собственным числам.

6. Эволюционная задача.

7. Случай периодического по времени возмущения: нерезонансный случай.

8. Случай периодического по времени возмущения: случай, близкий к резонансному.

9. Случай периодического по времени возмущения: точный резонанс.

10. Решение возмущенного уравнения колебаний.

11. Yравнения Ван-дер-Поля и Дюффинга.

12. Асимптотика решений yравнения колебаний по трем параметрам: масса, коэффициент жесткости, коэффициент трения.

13. Бифуркации точек покоя уравнения градиентного типа с кубическим потенциалом.

14. Бифуркации в динамической системе Пуанкаре-Андронова.

    15. Гармонический осциллятор с двумя несоизмеримыми частотами при наличии возмущения. 16. Гармонический осциллятор с резонансом частот 1:2 при наличии возмущения.

    17. Нормальные формы. Нерезонансный случай.

    18. Нормальные формы. Резонансный случай.

    19. Нормальная форма уравнения с периодическими коэффициентами.

    20. Осциллятор с медленно меняющейся частотой.

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


1. Коул Дж.,

Методы возмущений в прикладной математике,

М., "Мир", 1972.
2. А.Х.Найфэ

Методы возмущений.

Москва «Мир», 1976.

9.2Основная литература


3. В.И.Арнольд

Дополнительные главы теории обыкновенных дифференциальных уравнений.

Москва «Наука», 1978.

4. Г.Е.О.Джакалья

Методы теории возмущений для нелинейных систем.

Москва «Наука», 1979.

9.3Дополнительная литература


5. Олвер Ф.,

Введение в асимптотические методы и специальные функции,

М., "Наука", 1978.

6. Федорюк М.В.,

Асимптотические методы для линейных дифференциальных уравнений,

М., "Наука", 1983.
7. Андронов А. А., Леонтович Е. А., Гордон И. М., Майер А. Г. 

Теория бифуркаций динамических систем на плоскости. 

М.: Наука, 1967.


Приложение

Методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине

Данные методические рекомендации составлены на основании Положения об организации контроля знаний, утвержденного УС НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.

  1. Структура оценки по дисциплине согласно положению об организации контроля знаний:

































  1. Таблица 1. Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается 1 этап (модуль)


  2. Элемент оценки

    Накопленная оценка

    Итоговая оценка за экзамен/ зачет

    Результирующая оценка
    за дисциплину
    (Выставляется в диплом)

    Текущий контроль

    Аудиторная работа (Лекции, практические занятия, семинарские занятия)

    Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

    Действия преподавателя

    1

    Выставление оценки
    в 10-балльной системе
    по каждой форме текущего

    контроля (эссе, контрольная работа, домашнее задание, реферат, коллоквиум)

    Выставление оценки Оауд по 10-балльной

    шкале за аудиторную работу студента.

    ВАЖНО: в НИУ ВШЭ в рамках аудиторной работы

    не оценивается посещение лекций, семинарских занятий и практических занятий, а только работа студента.

    (Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)

    Выставление оценки Осам.работа по 10-балльной

    шкале за аудиторную работу студента.

    (Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)

    Выставление оценки за итоговый контроль (зачет/экзамен) в 10 балльной системе

    1

    Определение весов q1 и q2 (ВНИМАНИЕ, Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑qi = 1, при этом, 0,2 ≤ qi 0,8)

    2

    Определение весов ni (ВНИМАНИЕ, сумма ni =1)

    2

    Орезульт =

    q1·Оитог.контроль + q2·Онакопленная


    3

    Расчет оценки за текущий контроль Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4·Окол + n5·Одз

    Определение весов k1 k2 k3 (ВНИМАНИЕ, сумма ki =1, в случае, если преподаватель не учитывает аудиторную и самостоятельную внеаудиторную работу студентов, то k2 и k3 равны 0 (нулю), а k1=1).










    Расчет накопленной оценки

    Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

    Что получается в результате

    Онакопленная*

    Оитог.контроль

    Орезультирующая*
    Формирование оценки по дисциплине, если она читается несколько этапов (модулей) поясним на примере дисциплины читаемой 3 этапа (таблица 2).

Таблица 2.Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается несколько этапов (модулей)





Промежуточная оценка
за 1 этап

Промежуточная оценка
за 2 этап

Накопленная оценка 3 (за 3 тап)

Итоговая оценка
за экзамен/ зачет

Результирующая оценка
за дисциплину

(Выставляется
в диплом)

Элемент оценки

Накопленная
оценка 1

Оценка за экзамен/ зачет

(по окончанию этапа 1) (ВАЖНО!
Не является блокирующей)

Накопленная
оценка2

Оценка за экзамен/ зачет

(по окончанию этапа 2)

(ВАЖНО!
Не является блокирующей)

Текущий контроль

Аудиторная работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Текущий контроль

Аудиторная работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Текущий контроль

Аудиторная
работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Действия
преподавателя

действия преподавателя в рамках каждого этапа соответствуют действию преподавателя
по формированию оценки,
если дисциплина читается один этап (модуль) (таблица 1)

действия преподавателя в рамках каждого этапа соответствуют действию преподавателя
по формированию оценки,
если дисциплина читается один этап (модуль) (таблица 1)

действия
преподавателя
(таблица 1)

Выставление оценки за итоговый контроль (зачет/экзамен) в 10 балльной системе

Определение весов q1 и q2 (ВНИМАНИЕ, Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑qi = 1, при этом, 0,2 ≤ qi 0,8)

Орезульт итог =

q1·Оитог.контроль +

q2·Онакопленная

Результат

этап

Опромежуточная 1*

Опромежуточная 2*

Онакопленная 3*

Оитог.контроль

Орезультирующая Итог*

ИТОГ

Онакопленная Итоговая=промежут 1+ Опромежут 2+ Онакопленная 3):кол-во модулей

Среднее арифметическое от суммы оценок.
* способ округления оценки должен быть указан в программе учебной дисциплины


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Теория возмущений» iconРазработка и исследование системы автоматического управления технологическим...
Охватывает все возможные виды возмущений возникающие в процессе работы блока фильтров, однако позволяет дать качественную оценку...
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconРабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование...
...
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconРабочая программа учебной дисциплины общая экономическая теория (название...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconРабочая программа дисциплины Теория менеджмента: организационное поведение
Дисциплина «Теория менеджмента: организационное поведение» входит в профессиональный цикл дисциплин ( Б. 3). Преподавание дисциплины...
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconО возбуждении и развитии искусственных возмущений в пограничном слое...

Программа дисциплины «Теория возмущений» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Общая теория налогов»
Структура и объем дисциплины «Общая теория налогов» для направления 080100. 62 «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение»
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconРабочая программа Учебной дисциплины управление персоналом для направления...
Изучение дисциплины базируется на таких курсах, как «Экономическая теория», «Теория организации и организационное поведение», «Основы...
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconПрограмма дисциплины «Политическая теория» для направления 03200. 62 «Политология»
«Политология» отделения прикладной политологии факультета менеджмента. Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Политическая...
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconТеория менеджмента 2 (организационное поведение)
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История аграрных отношений», «Экономическая теория»
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconКафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный...
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconПрограмма по дисциплине «теория государства и права для факультета...
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconТесты на Гетероскедастичность
Строим и анализируем график остатков. Может появиться предположение о том, что дисперсия возмущений увеличивается с некоторой переменной...
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconРабочая программа дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций»
Программа и методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» для...
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconИспользование доплеровского метода наклонного радиозондирования для...
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconПрограмма учебной дисциплинЫ «теория автоматического управления»
Цели и задачи дисциплины «Теория автоматического управления» (тау) – изучение общих принципов построения и функционирования автоматических...
Программа дисциплины «Теория возмущений» iconРабочая программа дисциплины «теория автоматического управления»
Цели и задачи дисциплины «Теория автоматического управления» (тау) – изучение общих принципов построения и функционирования автоматических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск