Скачать 226.79 Kb.
|
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал Южно-Уральского государственного университета в г. Златоусте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины В.3.05 Гидравлика для 151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств профиль подготовки: Технология машиностроения форма обучения: очная кафедра-разработчик: Технология машиностроения, станки и инструменты Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 151900.62, утвержденным приказом Минобрнауки от 24.12.2009 №827 Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Технология машиностроения, станки и инструменты, протокол №____ от ________________ Зав. кафедрой разработчика программы: д.т.н., профессор А.В.Козлов ___________ Разработчик программы: ст. преподаватель Т.П.Чиненова __________________ Златоуст 2011 1. Цели и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование у студентов знаний законов равновесия и движения жидких и газообразных тел, приобретение студентами умений и навыков использования этих законов для решения технических задач, связанных с профессиональной деятельностью. Задачами изучения дисциплины являются: - получение представления о фундаментальных и прикладных исследованиях в области механики жидкости и газа; - изучение основных законов покоя и движения жидкости и газов; - изучение особенностей течения потоков через различные виды сопротивлений и трубопроводов при установившемся течении и при мгновенном закрытии трубопроводов; - получения навыков расчета основных параметров потоков, расчета трубопроводов, отверстий и насадков. Краткое содержание дисциплины Вводные сведения. Основные физические свойства жидкостей и газов. Общие законы и уравнения статики и динамики жидкостей. Идеальная жидкость. Гидравлические сопротивления, течение жидкостей, истечение жидкостей через отверстия и насадки. Гидравлический удар. Расчет основных параметров потоков жидкости. 2.Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Гидравлика» относится к дисциплинам базовой части Б.3 профессионального цикла.
Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин. Для успешного освоения дисциплины студент должен: - знать базовый курс естественнонаучных и профессиональных дисциплин на уровне среднего учебного заведения; - обладать умением производить необходимые расчеты, оперировать необходимыми формулами, нормативами; - знать физические основы измерений, систему воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствами измерений; – знать способы оценки точности (неопределенности) измерений и испытаний и достоверности контроля; – уметь производить поиск технической и нормативно-справочной литературы и с ее помощью решать различные задачи, связанные с гидравлическими расчетами; 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: – способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владением культурой мышления (ОК-1); – способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); – способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4); – способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); – способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); – способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); -способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16); -способность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17); -способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-18); -способность участвовать в постановке целей проекта (программы), его задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разработке структуры их взаимосвязей, определении приоритетов решения задач с учётом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности (ПК-6); -способность принимать участие в разработке средств технологического оснащения машиностроительных производств (ПК-9); -способность выбирать средства автоматизации технологических процессов и машиностроительных производств (ПК-12); -способность участвовать в мероприятиях по контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации действующим стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-15); -способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов (ПК-16); -способность проводить диагностику состояния и динамики производственных объектов машиностроительных производств с использованием необходимых методов и средств анализа (ПК-17); -способность участвовать в разработке математических и физических моделей процессов и объектов машиностроительных производств (ПК-18); -способность разрабатывать планы, программы и методики, другие текстовые документы, входящие в состав конструкторской, технологической и эксплуатационной документации (ПК-34); - способность к пополнению знаний за счет научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследования в области разработки, эксплуатации, реорганизации машиностроительных производств (ПК-45); -способность выполнять работы по моделированию продукции и объектов машиностроительных производств с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования (ПК-46); -способность проводить эксперименты по заданным методикам, обрабатывать и анализировать результаты, описывать выполнение научных исследований, готовить данные для составления научных обзоров и публикаций (ПК-49); - способность выполнять работы по составлению научных отчетов, внедрению результатов исследований и разработок в практику машиностроительных производств (ПК-50); -способность выполнять работы по настройке и регламентному эксплуатационному обслуживанию средств и систем машиностроительных производств (ПК-51); -способность выбирать методы и средства измерения эксплуатационных характеристик изделий машиностроительных производств, анализировать их характеристику (ПК-52). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные законы механики и газообразных сред, модели течения жидкости и газа, основы моделирования гидромеханических явлений; Уметь: использовать математические модели гидромеханических явлений и процессов для расчетов на ЭВМ, проводить гидромеханические эксперименты в лабораторных условиях; Владеть: методами расчета жидких и газовых потоков, приемами постановки инженерных задач для их решения коллективом специалистов различного профиля. 4.Объем и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
5. Содержание дисциплины
5.1. Лабораторные работы
5.2. Контрольные вопросы по практическим занятиям. Лабораторная работа № 1
Лабораторная работа № 2
Лабораторная работа № 3 1. Каковы причины вызывающие потери энергии по длине потока? 2. Что характеризует абсолютная и эквивалентная шероховатость стенок труб? 3. Почему одна и та же поверхность трубы в одном случае является гидравлически гладкой, а в другом случае – гидравлически шероховатой?
Лабораторная работа № 4 1. Причины, вызывающие потери энергии в местных сопротивлениях? 2. Меняется ли коэффициент местного сопротивления в зависимости от режима движения жидкости, т.е. числа Рейнольдса? 3. По какой формуле рассчитываются местные потери?
Лабораторная работа № 5 1. Какие отверстия считаются малыми? Почему происходит сжатие струи? 2. Что называется насадкой и каково ее назначение? Типы насадков и область их применения? 3. Как связаны между собой коэффициенты скорости φ, расхода μ, сжатия ε, и местного сопротивления ζ? 4. Как и почему отличаются значения расходов при истечении жидкости через отверстия и насадки при одинаковых значениях d и H? 5.2. Практические занятия
5.3. Семинары (не предусмотрены учебным планом) 5.4. Самостоятельная работа студентов СРС предполагает углубленное изучение теоретического материала дисциплины по всем темам в общем объеме 49 часов по рекомендованному списку литературы: Таблица 5 – Состав и объем самостоятельной работы
5.5. Самостоятельная работа студентов Курсовой проект (работа) или семестровое задание.
6. Образовательные технологии, используемые в учебном процессе данной дисциплины (рекомендации преподавателю) 6.1. Интерактивные формы обучения
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе составляет 27 % аудиторных занятий. 6.2. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов При проведении текущего контроля по освоению дисциплины, а также при контроле самостоятельной работы обучающегося по разделам дисциплины используется фонд тестовых заданий по дисциплине «Гидравлика», составленный по образцуЗадание №1 (выбрать один вариант ответа) Что называется сплошностью жидкости Варианты ответов: а) это свойство жидкости сопротивляться сдвигу; б) это характеристика жидкости, говорящая о равномерном распределении массы и свойств жидкости по всему объему; в) это характеристика жидкости, говорящая о равномерном распределении по всему объему вязкости; г) это неспособность жидкости сопротивляться касательным напряжениям. Вопросы, выносимые на зачет:
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература 1.Кудинов А.А. Техническая гидромеханика. – М.: Машиностроение,2008. 2. Шейпак А.А. Гидравлика и гидропневмопривод. Ч. 1: Основы механики жидкости и газа: учебное пособие для вузов по направлениям 653200 «Транспортные машины и трансп.-технолог. комплексы» и др. /А.А.Шейпак. М.: Издательство МГИУ, 2007. 263. 3.Чиненова Т.П., Чиненов С.Г. Гидравлика: Учебное пособие по лабораторным работам.– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 53 с. б) дополнительная литература 1. Баша Т.М. и др. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. – М.: Машиностроение, 1982. 2. Чугаев Р.Р. Гидравлика. – Л.: Энергоиздат. Ленингр.отд-ние, 1982. 3. Сборник задач по машиностроительной гидравлике. Бутаев Д.А., Калмыкова З.А., Подвидз Л.Г. и др., М., «Машиностроение» 1972 в) отечественные и зарубежные журналы по дисциплине, имеющиеся в библиотеке г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. Электронно-библиотечная система издательства «Лань». 9. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Специализированная лаборатория: приборы: манометры, пьезометры, секундомеры. Лабораторные установки для: – определения режимов движения жидкости; – исследования уравнения Бернулли; – определения коэффициента трения; – исследования местных сопротивлений; – определения коэффициентов при истечении жидкости через отверстия и насадки. |
Рабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата | Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | Рабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование... ... | ||
Рабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование... ... | ||
Рабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики |