Скачать 146.01 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последние годы в связи с появлением новых форм итоговой и текущей аттестации обучающихся особенно важным становится творческое и осмысленное освоение идей функциональной зависимости. На ЕГЭ появились новые виды заданий, решение которых невозможно без усвоения свойств функций. Элективный курс «Функции помогают уравнениям» является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений. Элективный курс «Функции помогают уравнениям» ориентирован на изучение и применение разнообразных свойств функций при решении уравнений и неравенств. Материал предлагаемого элективного курса содержит разнообразные задания, которые активно могут использоваться при проведении текущей и итоговой аттестации обучающихся. Элективный курс содержит 15 тем, посвященных свойствам функций, изучаемых в курсе алгебры средней школы. Этот курс можно изучать как в 10, так и в 11 классе. При этом нужно учитывать, что различные учебники дают изложение материала в различном порядке. Например, тема «Показательные и логарифмические функции» изучается по некоторым учебникам в 10, по другим - в 11 классе. Можно основные вопросы этой темы дать в ходе изучения элективного курса с тем, чтобы получить возможность решать логарифмические и показательные уравнения и неравенства. В ходе изучения элективного курса значительное внимание уделяется самостоятельной работе учащегося. Поэтому в большинстве тем, предлагаемых для изучения, помещены материалы для самостоятельной работы учащегося. Формы самостоятельной работы должны быть разнообразны. Функциональная линия просматривается в курсе алгебры начиная с 7 класса. Возникает потребность обобщить, дополнить и систематизировать вопросы, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций. Многие задания ЕГЭ требуют аккуратного применения вопросов, связанных с периодичностью функций, их монотонностью, нахождением промежутков убывания и возрастания, точек экстремума и экстремумов функций. К 11 классу у обучающихся накапливается существенный арсенал различных математических функций, в курсе информатики они получают представление еще о целом ряде математических функций. Цель данного элективного курса - представить единым целым все вопросы, связанные с применением свойств математических функций при решении самых разнообразных математических задач. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач, связанных со знанием свойств функций. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа. Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений и применению их на практике. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры и начал анализа. Задачи учебного курса:
Место предмета Согласно действующему в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» учебному плану на изучение элективного курса «Функции помогают уравнениям» отводится 34 часа. В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Степенная функция с натуральным показателем, её свойства и график. Графики дробно-линейных функций. Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период. Показательная функция (экспонента), её свойства и график. Логарифмическая функция, её свойства и график. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой , растяжение и сжатие вдоль осей координат. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ |
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Способы задания функции | 1 |
2,3 | Область определения и множество значений функций | 2 |
4,5,6 | Задачи на нахождение области определения и множества значении | 3 |
7,8,9 | Наибольшее и наименьшее значения функции | 3 |
10,11 | Четные и нечетные функции | 2 |
12,13 | Периодические функции | 2 |
14,15 | Свойство монотонности функций | 2 |
16,17,18 | Использование области определения функций при решении уравнений | 3 |
19, 20 | Использование множества значений функций при решении уравнений | 2 |
21, 22 | Применение различных свойств функции к решению уравнений | 2 |
23,24, 25 | Метод оценок при решении уравнении | 3 |
26 | Применение стандартных неравенств при решении уравнений | 1 |
27, 28 | Применение свойств функций к решению неравенств | 2 |
29, 30 | Тестовые задания по теме «Функции и их свойства» | 2 |
31 | Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям» | 1 |
32,33,34 | Решение заданий из сборников ЕГЭ | 3 |
| Всего | 34 |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Формы контроля (измерители) | Планируемая дата проведения | Дата проведения |
1 | Способы задания функции | 1 | Аналитический способ задания функции. Графический способ задания функции | | | |
2 | Область определения функции | 1 | Область определения функции. Нахождение области определения функции. | | | |
3 | Множество значений функции | 1 | Множество значений функции. Нахождение множества значений функций. | | | |
4 | Задачи на нахождение области определения и множества значений функций | 1 | Область определения функции. Нахождение области определения функции. Множество значений функции. Нахождение множества значений функций. Разложение квадратного трехчлена на множители. Теорема Виета. | | | |
5 | Задачи на нахождение области определения и множества значений функций | 1 | | | | |
6 | Задачи на нахождение области определения и множества значений функций | 1 | Самостоятельная работа | | | |
7 | Наибольшее и наименьшее значение функции | 1 | Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции. Зависимость наибольшего и наименьшего значения функции, если известно множество значений функции. | | | |
8 | Наибольшее и наименьшее значение функции | 1 | | | | |
9 | Наибольшее и наименьшее значение функции | 1 | Самостоятельная работа | | | |
10 | Четные и нечетные функции | 1 | Определение четных и нечетных функций. Построение графиков функций | | | |
11 | Четные и нечетные функции | 1 | | | | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Формы контроля (измерители) | Планируемая дата проведения | Дата проведения |
12 | Периодические функции | 1 | Определение периодической функции. Период функции. | | | |
13 | Периодические функции | 1 | | | | |
14 | Свойство монотонности функций | 1 | Возрастающая и убывающая функции. Строго монотонные функции. Монотонные функции. | | | |
15 | Свойство монотонности функций | 1 | | | | |
16 | Использование области определения функций при решении уравнений | 1 | | | | |
17 | Использование области определения функций при решении уравнений | 1 | | | | |
18 | Использование области определения функций при решении уравнений | 1 | | | | |
19 | Использование множества значений функций при решении уравнений | 1 | | | | |
20 | Использование множества значений функций при решении уравнений | 1 | | Самостоятельная работа | | |
21 | Применение различных свойств функции к решению уравнений | 1 | | | | |
22 | Применение различных свойств функции к решению уравнений | 1 | | Контрольная работа №1 | | |
23 | Метод оценок при решении уравнений | 1 | | | | |
24 | Метод оценок при решении уравнений | 1 | | | | |
25 | Метод оценок при решении уравнений | 1 | | Контрольная работа №2 | | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Формы контроля (измерители) | Планируемая дата проведения | Дата проведения |
26 | Применение стандартных неравенств при решении уравнений | 1 | | | | |
27 | Применение свойств функций к решению неравенств | 1 | | Свойства логарифмической, квадратичной, показательной, степенной функций, | | |
28 | Применение свойств функций к решению неравенств | 1 | | | | |
29 | Тестовые задания по теме «Функции и их свойства» | 1 | | | | |
30 | Тестовые задания по теме «Функции и их свойства» | 1 | | | | |
31 | Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям» | 1 | | | | |
32 | Решение заданий из сборников ЕГЭ | 1 | | | | |
33 | Решение заданий из сборников ЕГЭ | 1 | | Тестирование | | |
34 | Решение заданий из сборников ЕГЭ | 1 | | | | |
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | Решение уравнений, содержащих параметры, один из труднейших разделов... Предлагаемый курс «Методы решения алгебраических задач с параметром» является предметно-ориентированным и предназначен для реализации... | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | ||
Элективный курс "История русской культуры" Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры | Конкурс рефератов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | Предмет и история эмбриологии Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Методические указания к самостоятельной работе Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс «информационные системы и модели» И. Г. Семакин,... Учебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,... | ||
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Никола тесла ржонсницкий Б. Н. Глава первая Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Сергей Владимирович Мясоедов Рыжов А. И., Мендрина Г. И., Логвинов С. В Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс «Задачи с параметром» Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы | ||
Проректор по научной и инновационной работе гоу впо оргма росздрава Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... |