Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе





Скачать 157.05 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе
Дата публикации25.04.2015
Размер157.05 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

(декан факультета)

_________________________

“___”____________200__ г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ




ДПП.Ф.04 ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ КОМПЛЕКСНОГО ПЕРЕМЕННОГО


(050201.65 Математика)

Томск – 2008

Пояснительная записка
Теория функций комплексной переменной является одним из заключительных разделов общего курса высшей математики, изучаемой студентами физиками. Фундаментальные понятия теории функций комплексной переменной находят широкое применение в большинстве разделов современной математики и физики.

Теория функций комплексной переменной связана с изучением аналитических функций. В данном курсе важнейшие понятия математического анализа функций действительной переменной, такие как предел, непрерывность, дифференцируемость, интегрируемость, ряд и его сходимость формулируются для функций комплексной переменной и изучаются их свойства. При этом возникают новые интересные аспекты, связанные с конформными отображениями и методами вычисления определенных интегралов от функций действительной переменной на основе понятий теории функций действительной переменной.
1. Цели и задачи дисциплины:

Курс теория функций комплексной переменной направлен на развитие методов исследования функций в комплексной области и применение этих методов к задачам математического анализа. Формулируются базовые понятия математического анализа, такие как предел, непрерывность, производная, интеграл и ряд для комплексных функций, зависящих от комплексной переменной. Материалы данного курса используются при изучении курсов методы математической физики, классическая механика, электродинамика, квантовая механика, а также спецкурсов по теоретической физике. Знание методов теории функций комплексной переменной является необходимым элементов математического образования современного ученого-физика.

Поэтому цель дисциплины – овладение основными понятиями теории функций комплексного переменного, формирование представлений о её методах и взаимосвязях с действительным анализом, а также с другими математическими дисциплинами.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать представления об аналитических функциях, конформном отображении, комплексном интеграле, аналитическом продолжении, римановой поверхности и особых точках функции, рядах аналитических функций, вычетах;

  • выработать умения и навыки дифференцирования функций комплексного переменного, построения конформных отображений простейших областей, вычисления комплексных интегралов, разложения функций в ряд Тейлора и ряд Лорана, а также вычисления вычетов функций;

  • научить применять методы комплексного анализа для вычисления определённых и несобственных интегралов и решения других задач алгебры и анализа;

  • познакомить с современными направлениями развития комплексного анализа.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь представление об основных понятиях теории функций комплексного переменного;

  • знать и уметь доказывать основные теоремы курса;

  • уметь вычислять производные и интегралы функций комплексного переменного,

  • восстанавливать аналитическую функцию по её действительной или мнимой части;

  • уметь производить конформные отображения с помощью линейной и дробно-линейной функций, степенной и радикала, экспоненты и логарифма, а также тригонометрических функций;

  • уметь представлять элементарные функции комплексного переменного рядами Тейлора и Лорана, находить их области сходимости;

  • уметь применять теорию вычетов для вычисления комплексных и вещественных интегралов;

  • иметь представление о современных направлениях развития комплексного анализа и его приложениях.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы


Всего

часов

Семестры


5

6

7

8

Общая трудоемкость дисциплины

126

126










Аудиторные занятия

54

54










Лекции

36

36










Практические занятия (ПЗ)

18

18










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















И (или) др. виды аудиторных занятий
















Самостоятельная работа (СР)

72

72










Курсовые работы
















Расчетно-графические работы
















Рефераты
















И (или) др. виды
















Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)




Экз.











4. Содержание дисциплины:

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)
5 семестр



п/п

Разделы дисциплины

Лекции


Практ. занятия или семинары

Лаборат.

Работы

1

Комплексные числа


4

2




2

Аналитические функции и их свойства

8

6




3

Интеграл по комплексной переменной. Интеграл Коши

8

6




4

Ряды аналитических функций

6

2




5

Основные понятия теории конформных отображений

6

2




6

Преобразование Лапласа

4










Всего

36

18




4.2. Содержание разделов дисциплины:

  1. Комплексные числа: определение и геометрическая интерпретация; арифметика комплексных чисел; алгебра комплексных чисел: Сфера Римана. Бесконечно удаленная точка. Области и их связность.

  2. Аналитические функции и их свойства: определение функции комплексной переменной и ее геометрическое истолкование, выделение действительной и мнимой части. Последовательность комплексных чисел и ее предел. Предел функции комплексной переменной. Непрерывность. Понятия производной функции комплексной переменной. Дифференциал. Условие дифференцируемости функции комплексной переменной. Понятие аналитической функции. Гармонические функции. Восстановление аналитической функции по ее действительной (мнимой) части. Элементарные аналитические функции в комплексной области: Показательная и тригонометрическая функции в комплексной области и их свойства. Применение формул Эйлера. Логарифмы комплексных чисел.

  3. Интеграл по комплексной переменной: понятие интеграла от функции комплексной переменной и его свойства. Интегральная теорема Коши для односвязной области, интегральная теорема для многосвязной области. Интегральная формула Коши и ее следствия. Аналитичность непрерывно дифференцируемой функции. Применение формулы Коши к вычислению определенных интегралов.

  4. Ряды аналитических функций: степенные ряды в комплексной области; ряд Тейлора; теорема единственности аналитических функций; понятие об аналитическом продолжении функций. Ряд Лорана: теорема Лорана; изолированные особые точки; классификация изолированных особых точек. Устранимые особые точки, полюсы, существенно особые точки. Вычеты: определение и применение к вычислению определенных интегралов.

  5. Основные понятия теории конформных отображений, отображение кривых и областей. Дифференцирование функций комплексной переменной и конформные отображения: геометрический смысл аргумента и модуля производной. Конформные отображения I и II рода. Функция Жуковского, конформное отображение . Гиперболические функции в конформной области и их свойства.

  6. Преобразование Лапласа: определение и свойства; операционное исчисление; решение дифференциальных уравнений и систем дифференциальных уравнений с помощью преобразования Лапласа.


5. Лабораторный практикум, практические занятия (семинары)


  1. “Арифметика” комплексных чисел; определение операций над комплексными числами и их выполнение. Решение задач.

  2. Дифференцирование комплексных функций, аналитические функции, гармонические функции. Решение задач.

  3. Интегрирование комплексных функций, теорема и формула Коши. Вычеты. Вычисление интегралов.

  4. Ряды на множестве комплексных чисел: ряд Тейлора и ряд Лорана. Основные понятия теории.

  5. Понятие о конформном отображение. Решение задач.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
6.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

  1. Волковыский, Л.И. Сборник задач по теории функций комплексного переменного: учебное пособие для вузов/ Л.И. Волковыский, Г.Л. Лунц, И.Г. Араманович. - М.: Наука, 2006. – 312с.

  2. Лунц, Г.Л. Функции комплексного переменного: учебник для вузов/ Г.Л. Лунц, Л.Э. Эльсгольц. - М.: Наука, 2002. – 296 с.


б) дополнительная литература:

  1. Евграфов, М.А. Сборник задач по теории аналитических функций: учебное пособие для вузов/ М.А. Евграфов [и др.]. - М.: Наука, 1972. -187с.

  2. Куваев, М.Р. Математический анализ: учебник для вузов. В 3 ч. Ч. 3/ М.Р. Куваев. - Томск: ТГУ, 1980. – 311с.

  3. Лаврентьев, М.А. Методы теории функций комплексного переменного: учебное пособие для вузов./ М.А. Лаврентьев, Б.В. Шабат. - М.: Наука, 1987. – 158с.

  4. Маркушевич, А.И. Краткий курс теории аналитических функций: учебное пособие для вузов/ А.И. Маркушевич. - М.: Наука. 1978. – 319с.

  5. Маркушевич, А.И. Теория аналитических функций: учебное пособие для вузов/ А.И. Маркушевич. - М.: Наука. 1980. – 329с.

  6. Привалов, И.И. Введение в теорию функций комплексной переменной: учебник для вузов/ И.И.Привалов. - М.: Наука. 1999. – 432с.

  7. Шабат, М.И. Введение в теорию функций комплексной переменной: учебник для вузов/ М.И. Шабат. - М.: Наука. 1984. – 317с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:
Рабочие программы по математическому анализу.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Не предусмотрено
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1.Для преподавателей:

Необходимо сделать акцент на вопросах, ближе всего стоящих к профессиональным интересам студентов. Так на факультете экономики и управления следует уделить больше внимания решению математических задач экономического содержания.

Лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Лекция по теме должна завершаться обобщающими выводами.

Цель практических занятий состоит в выработке устойчивых навыков решения основных примеров и задач дисциплины, на которых основана теория лекционного курса.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всей работы, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • качество подготовки;

  • степень усвоения знаний;

  • активность;

  • положительные стороны в работе студентов;

  • ценные и конструктивные предложения;

  • недостатки в работе студентов;

  • задачи и пути устранения недостатков.

По курсу практических занятий рекомендуется проведение контрольных работ и расчетно-графических домашних заданий, оценка которых осуществляется по пятибальной системе.

Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

При проведении итоговой аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.
8.2 Для студентов:

Студентам предлагается использовать указанную литературу и методические рекомендации, разработанные сотрудниками кафедры математического анализа ТГПУ для более прочного усвоения учебного материала, изложенного на лекциях, а также для изучения материала, запланированного для самостоятельной работы. Студентам необходимо выполнить индивидуальные задания по основным темам курса. Задания, вынесенные на самостоятельную работу, проверяются преподавателем в течение семестра. Оценки за индивидуальные задания и самостоятельную работу учитываются при выставлении оценок на экзаменах.

Целью самостоятельной работы, т.е. работы, выполняемой студентами во внеаудиторное время по заданию и руководству преподавателя является глубокое понимание и усвоение курса лекций и практических занятий, подготовка к выполнению контрольных работ, к выполнению семестрового задания, к сдаче зачета и (или) экзамена, овладение профессиональными умениями и навыками деятельности, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Для успешной подготовки и сдачи зачета (экзамена) необходимо проделать следующую работу:

  • Изучить теоретический материал, относящийся к каждому из разделов.

  • Выработать устойчивые навыки в решении типовых практических заданий.

  • Выполнить контрольные работы, проводимые в течение семестра.


Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


  1. Определение комплексных чисел, алгебраическая и тригонометрическая формы комплексных чисел. Возведение в натуральную степень и извлечение корня из комплексных чисел. Операции над комплексными числами в тригонометрической форме. Определение показательной функции и логарифма комплексного числа.

  2. Комплексные функции действительного аргумента. Геометрия на комплексной плоскости: геометрическая интерпретация комплексных чисел и операций над ними, кривые и множества на комплексной плоскости.

  3. Комплексные числовые последовательности: определение, сходимость, свойства (теорема о сходимости, ограниченные последовательности, необходимое и достаточное условия сходимости числовых последовательностей, критерий сходимости Коши).

  4. Множества и области на комплексной плоскости – основные понятия и терминология. Комплексные функции комплексного переменного: определение и геометрическая интерпретация. Кривые и области на комплексной плоскости.

  5. Предел функции комплексного переменного: определение и геометрическая интерпретация. Свойства функций имеющих предел. Непрерывность функции комплексного переменного: определение и свойства.

  6. Дифференцирование функции комплексного переменного: определение производной, дифференцируемые функции и их свойства. Условия Коши-Римана. Аналитические функции. Различные формы условий Коши-Римана. Свойства аналитических функций. Геометрический смысл производной комплексной функции (модуль и аргумент производной). Конформные отображения. Восстановление комплексной функции по ее действительной или мнимой части.

  7. Интегрирование комплексной функции действительного аргумента. Интегрирование комплексной функции комплексного аргумента, связь комплексного интеграла с криволинейным интегралом. Интегральная теорема Коши. Формула Коши и ее следствия. Вычисление интегралов с помощью интегральной теоремы и формулы Коши.

  8. Ряды числовые и функциональные на множестве комплексных чисел. Степенные ряды: определение, область и радиус сходимости, свойства. Ряды Тейлора: определение, теорема Тейлора, разложение в ряд Тейлора.

  9. Ряд Лорана: правильные и особые точки аналитических функций, определение ряда Лорана, область сходимости ряда Лорана, Теорема Лорана. Особые изолированные точки аналитических функций: определение и классификация. Теоремы об особых точках.

  10. Вычеты в особых изолированных точках. Основная теорема теории вычетов. Применение теории вычетов для вычисления интегралов. Логарифмический вычет и его применение.


Примерные темы рефератов, курсовых работ:

Темы рефератов

  1. Формальные производные. Условия Коши – Римана в полярных координатах.

  2. Конформные отображения I и II родов.

  3. Функция Жуковского и ее свойства.

  4. Интеграл типа Коши и его свойства.

  5. Формулы Сохоцкого.

  6. Интеграл Пуассона. Решение задачи Дирихле.

  7. Целые и мероморфные функции. Примеры. Порядок и тип.

  8. Бесконечные произведения с комплексными членами.

  9. Конформные отображения круга на круг или на верхнюю полуплоскость.

  10. Дробно - линейные функции и интерпретация геометрии Лобачевского.

  11. Римановы поверхности радикала, логарифма и других функций.

  12. Гармонические функции и их свойства. Задача Дирихле.

  13. Плоское векторное поле и комплексный потенциал. Физические представления.

  14. Краевая задача Римана.

  15. Сингулярные интегральные уравнения.

  16. Применение ТФКП в решении уравнений с частными производными.

  17. Задачи гидродинамики и газовой динамики.

  18. Разложения мероморфных функций на элементарные дроби.

  19. Разложения функций в бесконечные произведения.

  20. Нули аналитических функций и теория устойчивости.

  21. Методы асимптотических оценок.


Темы курсовых работ

  1. Формальные производные.

  2. Конформные отображения II рода.

  3. Функция Жуковского и ее свойства.

  4. Интеграл типа Коши и его свойства.

  5. Формулы Сохоцкого.

  6. Интеграл Пуассона. Решение задачи Дирихле.

  7. Целые и мероморфные функции.

  8. Бесконечные произведения с комплексными членами.

  9. Конформные отображения круга на круг или на верхнюю полуплоскость.

  10. Теорема Пикара.

  11. Дробно - линейные функции и интерпретация геометрии Лобачевского.

  12. Римановы поверхности радикала, логарифма и других функций.

  13. Гармонические функции и их свойства. Задача Дирихле.

  14. Плоское векторное поле и комплексный потенциал. Физические представления.

  15. Краевая задача Римана.

  16. Сингулярные интегральные уравнения.

  17. Применение ТФКП в решении уравнений с частными производными.

  18. Задачи гидродинамики и газовой динамики.

  19. Разложения мероморфных функций на элементарные дроби.

  20. Разложения функций в бесконечные произведения.

  21. Нули аналитических функций и теория устойчивости.

  22. Методы асимптотических оценок.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050201.65 “Математика”.

Программу составил:
Голубенко Т.Я.____________

Доцент кафедры математического анализа ТГПУ
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры математического анализа
« » 2008 г.
Заведующий кафедрой

математического анализа. _________________ Лавров П.М.

Программа дисциплины одобрена методической комиссией физико-математического факультета ТГПУ

Председатель методической комиссии ФМФ ТГПУ _____________ Шишковский В.И.

Согласовано:

Декан физико-математического факультета ТГПУ _ _______________ Макаренко А.Н.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель – приобретение студентами знаний о разнообразии растений Сибири и о возможностях их использования в качестве лекарственных
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Физическая химия является одной из фундаментальных дисциплин современного естествознания, формирующих научное представление об окружающем...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о составе, строении, преобразованиях в процессе жизнедеятельности соединений, входящих...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель данной дисциплины: дать современные научные представления о развитии органического мира на Земле и основных механизмах биологической...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью дисциплины является изучение студентами материала по истории химической мысли и методологии науки на протяжении длительного...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель дисциплины: освоение студентам основных закономерностей наследования и изменчивости признаков организмов, их генетической основы...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать у студентов представление о торфе как природном образовании, в котором физические, химические и биологические...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Данная дисциплина должна вооружить студентов разнообразными методиками химического эксперимента, приобрести опыт экспериментальной...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» ( тгпу ) утверждаю проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск