«Согласовано»
Заместитель
директора по ВР
МБОУ «СОШ №21»
__________/ Беляева И.Р./
«27» августа 2013 г.
| «Утверждено»
Директор
МБОУ «СОШ №21»
______/Садетдинов Д.Ш./
Приказ №162 от
«2» сентября 2013 г.
| Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №21» г. Альметьевск
по дополнительному образованию для детей и взрослых
естественнонаучной направленности
Саматовой Эльмиры Фаритовны,
«Умники и умницы»
Возраст учащихся 12-16 лет
Программа рассчитана на 1 год
г.Альметьевск
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка относится к естественно-научному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность. Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ГИА в 9 классе.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель программы: Развить мотивации личности ребенка к познанию. Расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников. Задачи:
Обучающие задачи учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
учить быть критичными слушателями;
учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
достигать более высоких показателей в основной учебе;
синтезировать знания.
Развивающие задачи - повысить интерес к математике;
- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
- развивать эмоциональную отзывчивость
- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
Воспитательные задачи - воспитать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- воспитать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
развить пространственное воображение;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
- воспитать трудолюбие;
- формировать систему нравственных межличностных отношений;
- формировать доброе отношение друг к другу.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на учащихся 6-9 классов. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа рассчитана на один год обучения, 68 учебных часа. Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, успешная сдача ГИА. Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятия. Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся: 2 занятия в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся: -решение занимательных задач; -оформление математических газет; -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; - знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы.
Ожидаемые результаты программы и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
6) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование,
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
4) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) пользоваться изученными математическими формулами;
3) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
4) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
5) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса;
6) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Структура занятия математического кружка
- доклад кружковца 5-10 мин. (по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).
- решение задач, в том числе и повышенной сложности.
- решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
- ответы на разные вопросы учащихся. Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Учебный план
Наименование тем
| Всего часов
| В том числе
| лекция
| П/ р
| С/ р
| 1. Подготовка к олимпиаде по математике.
| 18
| 2
| 14
| 3
| 2. Из истории математики
| 12
|
|
| 12
| 3. Занимательные задачи.
| 18
| 2
| 14
| 2
| 4. Старинные задачи.
| 4
|
| 4
|
| 5. Прикладная математика.
| 16
| 6
| 9
|
| Итого
| 68
| 10
| 41
| 17
|
Тематическое планирование
Но-мер
заня-
тия
|
Тема занятия
| часов
| Дата
проведения
| все-го
| лек-ция
| П/ р
| С/ р
| по плану
| по факту
| Подготовка к олимпиаде по математике. 18 часов.
| 1-4
| Сложные задачи на проценты.
| 4
| 1
| 1
| 2
|
|
| 5-8
| Текстовые задачи.
| 4
| 1
| 3
| 1
|
|
| 9-18
| Задачи олимпиад.
| 10
|
| 10
|
|
|
| Из истории математики. 12 часов.
| 19,20
| Гений 18 века – Леонард Эйлер.
| 2
|
|
| 2
|
|
| 21,22
| Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии.
| 2
|
|
| 2
|
|
| 23,24
| Трагическая судьба Эвариста Галуа.
| 2
|
|
| 2
|
|
| 25,26
| Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев.
| 2
|
|
| 2
|
|
| 27,28
| «Принцесса науки» С. В. Ковалевская.
| 2
|
|
| 2
|
|
| 29,30
| В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров.
| 2
|
|
| 2
|
|
| Занимательные задачи. 18 часов.
| 31,32
| Задачи на перекладывание спичек.
| 2
|
| 2
|
|
|
| 33,34
| Расшифровка текстов.
| 3
|
| 3
|
|
|
| 36-39
| Расшифровка ребусов.
| 4
|
| 4
|
|
|
| 40
| Математические софизмы.
| 1
|
| 1
|
|
|
| 41,42
| Задачи на взвешивания.
| 2
|
| 2
|
| 20.01,24.01
|
| 43-48
| Логические задачи.
| 6
| 2
| 2
| 2
|
|
| Старинные задачи. 4 часа.
| 49
| Задачи из «Арифметики
Л. Н. Толстого».
| 1
|
| 1
|
|
|
| 50
| Задачи С. А. Рачинского.
| 1
|
| 1
|
|
|
| 51
| Индийские старинные задачи.
| 1
|
| 1
|
|
|
| 52
| Греческие, китайские старинные задачи.
| 1
|
| 1
|
|
|
| Прикладная математика.16 часов.
| 53,54
| Математические фокусы.
| 2
| 1
| 1
|
|
|
| 55,56
| Кулинарные рецепты.
| 2
| 1
| 1
|
|
|
| 57,58
| Азбука Морзе.
| 2
| 1
| 1
|
|
|
| 59,60
| Не отрывая карандаш от бумаги.
| 2
| 1
| 1
|
|
|
| 61-68
| Быстрый счёт без калькулятора
| 8
| 2
| 5
| 1
|
|
| итого
|
| 68
| 10
| 41
| 17
|
|
|
Основное содержание программы
Программа включает в себя несколько блоков.
Первый блок – «Подготовка к олимпиаде по математике».
Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.
Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.
Второй блок – «Из истории математики».
В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.
Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.
Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.
Третий блок – «Занимательные задачи».
В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.
Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.
Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.
Четвёртый блок – «Старинные задачи».
В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.
Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.
Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.
Пятый блок – «Прикладная математика».
Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.
Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.
Формы: развивающие игры, лекции, оригами.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
1. форм занятий, планируемых по разделам или темам
лекции, мозговые штурмы, эвристические беседы, конференции, экскурсии в прошлое, развивающие игры, викторины, работа с энциклопедией в Интернете, сообщения учащихся, мини-рефераты. 2. формы приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса (способы передачи содержания образования и способы организации детской деятельности).
а) методы по источнику познания:
-словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия );
-практический (занимательные упражнения: кроссворды, викторины, загадки );
-наглядный (демонстрация, иллюстрирование);
-работа с книгой;
-видеометод.
б) по характеру познавательной деятельности:
-объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
-репродуктивный (работа по образцам);
-проблемный (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);
-частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
в) на основе структуры личности:
-методы формирования сознания, понятий, взглядов (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа);
-методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, тренировки, игра);
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.).
Материально-техническое оснащение Учебный класс с естественным и искусственным освещением, стол и стул для педагога, 14 столов и 34 стула для обучающихся, доска, мел, чертёжные инструменты, наглядные пособия (таблицы, геометрические фигуры), компьютер.
Литература
Для умников и умниц.Энциклопедия. М.:Астрель,2003.453с.
Хочу все знать.Энциклопедия для любознательных.М.:Планета детства,2004,478с.:ил.
Гейтс Фил. Неоткрытые тайны Земли. М.:РОСМЭН,2000,30с.:ил
Энциклопедия игр.Книга для детей и взрослых. М.:АСТ-ПРЕСС,1999,464с.
Астрономия. Достижения вселенной.Загадки звезд и галактик, космос и жизнь.М.: Аванта,2005,686с.:ил.
Что, как и почему. Под ред. Райта. М.: Астрель,2001, 288с.:ил.
Паронджанов В. Занимательная Математика, М.: РОСМЭН,2001,159с.
Федотов И.К. 500 задач по математике на сообразительность с решениями. Казань,6 Хатер, 79с
Юный натуралист.Журнал.
Юный техник. Популярный детский и юношеский журнал.
Список литературы,
рекомендуемый детям. 1. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. ср. шк.- М.: Просвещение,1990.
2. Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики: Пер. с франц. _ М.: Мир, 1986.
3. Никольская И.Л., Семёнов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. для учащихся 6 – 10 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1989.
4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1988.
5. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 1988. |