ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ФИЛОСОФИИ БИОЛОГИ И МЕДИКИ ГРУППА БУШЕВА С.А.
2010/2011 уч. год 1
Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки.
Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств.
Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания. Античная математика: пифагорейский квадривиум и «Начала» Евклида.
Древнегреческая наука. Фисиология и концепция элементов. Античный космос. Появление логики и теория научного доказательства у Аристотеля. Физика и биология Аристотеля.
Древнегреческая наука. Греческая медицина: клятва Гиппократа, гуморальная теория. Гален как врач и методолог науки. Геометрия как образец науки. Греческая астрономия и задача «спасения явлений» от Евдокса до Птолемея. Математизация астрономии и географии.
Наука в средние века. Специфика христианства и двойственность его роли в развитии науки. Символическое истолкование «книги природы». Антиматематизм евангелия и образ Бога-геометра. Науки в контексте библейской экзегетики.
Наука в средние века. Цикл семи свободных искусств. Арабский халифат и арабская наука. Наука в западной Европе в позднем средневековье. Средневековые университеты и монашеские ордена. Францисканство и научная методология Оксфордской школы (Р. Гроссетест и Р.Бэкон).
Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в. Гуманизм и секуляризация. Роль реформации и контрреформации для истории науки. Разрушение антично-средневекового иерархического космоса.
Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в. Отказ от геоцентризма и признание бесконечности мира. От созерцания и мысленного эксперимента к эксперименту реальному. «Книга природы написана на языке математики». Отличия новой математики от античной. Натуральная философия И. Ньютона.
Эпоха Просвещения и наука. Возникновение и роль Академий наук. Культ научного разума и романтическая реакция на него. Развитие механики и механицизм. Широкое развитие математического анализа. Применение математики и основной эпистемический треугольник (Бог, мир, человек). Выделение из естественной истории ряда наук – биологии, геологии, химии.
Наука в XIX – XX веках. Промышленная революция и изменение статуса науки в обществе. Вера в прогресс науки. Разрушение эпистемического треугольника. Отделение чистой математики от прикладной. Новые математика, физика и биология. Особенности современной науки.
Позитивизм. Три этапа его развития. О. Конт: закон трех стадий, феноменализм, роль философии на позитивном этапе, классификация наук. Наука и религия человечества. Дж. Ст. Милль: индуктивная логика и критика силлогизма, последовательно эмпирическая концепция математики. Универсальный эволюционизм Г. Спенсера.
Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса. Концепция нейтральных элементов опыта. Логический позитивизм Венского кружка. Пересмотр кантовской классификации суждений. Бессмысленность метафизики и формально-языковой характер математики. Проблема верификации эмпирических суждений.
Прагматизм Чарльза Пирса. Критика картезианского эпистемологического индивидуализма. «Коммунальный» характер научного опыта. Фаллибилизм и истина как регулятив. Концепция закрепления убеждений. Пригматистская максима.
Психологический прагматизм У. Джеймса. Поздний Л. Витгенштейн и прагматизм. У.В.О. Куайн: критика основных догм логического позитивизма с прагматической точки зрения.
Постпозитивизм: критический рационализм К. Поппера. Спор с логическим позитивизмом о предмете и методе философии. Психология открытия и логики научного исследования. Проблема Канта, проблема Юма и их решение Поппером. Принцип фальсифицируемости. Фаллибилизм и истина без критерия истинности. Отличие позиций Поппера и Пирса. Концепция третьего мира.
Постпозитивизм: концепция развития науки Т. Куна. Понятие парадигмы. Допарадигмальное состояние и нормальная наука. Научная революция как смена парадигм. Критика кумулятивизма и тезис о несоизмеримости парадигм. Полемика Кун – Поппер.
Постпозитивизм: утонченный фальсификационизм и концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
Трансцендентальная философия науки. Коперниканский переворот И. Канта. Условия возможности познания и трансцендентальный метод. Конструирование трансцендентальной реальности. Априорные компоненты знания с точки зрения различных версий трансцендентализма. Трансцендентальная аргументация. Реализм и антиреализм. Интенциональная реальность Э. Гуссерля.
Наука как специфическая человеческая деятельность.
Структура научного знания в целом. Проблема редукционизма.
Специфика теоретического и эмпирического уровней научного познания.
Концепции фактуализма и теоретизма в философии науки.
Основные уровни научного знания.
Чувственный уровень научного знания и его особенности.
2
Теоретическое научное знание, его структура и методы построения.
Эмпирический уровень научного знания, его природа и структура.
Метатеоретический уровень научного знания и его структура.
Научная картина мира, ее содержание и функции в науке.
Философские основания науки как структурный элемент метатеоретического научного знания.
Виды философских оснований науки
Механизм и формы взаимосвязи различных уровней научного знания.
Специфика философско-методологических проблем биологии.
Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема номотетического и идеографического характера знаний в науках о жизни.
Теоретизация как проблема развития современной биологии. Дискуссии о природе теоретической биологии. Задачи и модели формирования теоретической биологии.
Основные концепции происхождения жизни. Мировоззренческие основания и методологические принципы концепции биохимической эволюции, их отражение в работе А.И. Опарина «Жизнь, ее природа, происхождение и развитие». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ)
Основные этапы становления идеи развития в биологии. Трансформизм и эволюционизм.
Постановка проблемы эволюции в работе Ж. Б. А. Ламарка «Философия зоологии». (ПРИСУТСТВУЕТ В 3-ЁХ БИЛЕТАХ)
Материалистическая сущность и диалектический характер решения проблемы развития органического мира в работе Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ)
Биоэтика: проблемы связанные с началом человеческой жизни в свете современных знаний о биологии человека (ПРИСУТСТВУЕТ В 6-ТИ БИЛЕТАХ)
Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза.
3
Специфика интеллектуальной собственности в науке. Проблема преимуществ в научной деятельность (по статье Р.Мертона «Эффект Матфея»). ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ)
М.Вебер о задачах и целях науки и ученого. По работе «Наука как призвание и профессия» ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ)
Проблемы социального функционирования науки по работе Роберта Мертона. «Эффект Матфея в науке, II. Кумулятивное преимущество и символизм интеллектуальной собственности»
Философия и наука по работе Х. Ортега-и-Гассета. Что такое философия? Лекция III. "Тема нашего времени." - "Наука" - это чистый символизм. - Мятеж наук. - Почему существует философия? - Точность науки и философское знание
Наука и мифология по работе Лосева А.Д. «Диалектика мифа. Раздел III.»
Проблемы истины и познания в прагматизме. У. Джемс. «Что такое прагматизм?»
Неокантианская модель науки по работе Риккерта Г. Науки о природе и науки о культуре. Главы 1-7
Неопозитивистский подход к науке по работе Р. Карнапа - Преодоление метафизики логическим анализом языка.
Принципы натурализованной эпистемологии по работе Куайна У.В.О. Онтологическая относительность
К Поппер о теориях научного знания. По работе «Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 1987. Глава 3. - Три точки зрения на человеческое познание». ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ)
Статья К. Поппера «Три точки зрения на человеческое познание». Какие точки зрения на познание выделяет Поппер и в чем их сильные и слабые стороны?
Эволюционизм в философии науки. По работе К.Поппера «Эволюционная эпистемология»
Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа. По статье К. Поппера «Эволюционная эпистемология».
Принципы фальсификационизма по работе И. Лакатоса Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. Часть 1.
Т. Кун о научных революциях. По работе «Логика и методология науки. Структура научных революций» ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ)
Методолгический анархизм. На примере идей Пола Фейерабенда в работе «ПРОТИВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Главы 1-9»
Неореализм в философии науки. По работам Г.Башляра «Научное призвание и душа человека» или «О природе рационализма».
Понятие ноосферы и роли науки в ее формировании по работе Вернадского В.И. Научная мысль как планетарное явление
Постмодернистское представление о науке по работе М.Фуко «Археология знания». Введение». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ)
Наука и культура. По статье М. Мамардашвили «Наука и культура»
|