Скачать 102.31 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА» Методическая разработка урока производственного обучения Тема: Сварка стыкового соединения без скоса кромок в вертикальном положении сварного шва. Выполнила: Тараторкина Ольга Дмитриевна, мастер производственного обучения Белово 2012 Методическое обоснование урока МДК 2.4 Технология электродуговой сварки резки металла знакомит обучающихся с технологией выполнения вертикальных швов, требованиями к организации рабочего места и безопасности выполнения сварочных работ. Тема урока: Сварка стыкового соединения без скоса кромок в вертикальном положении сварного шва. Это урок по изучению трудовых приемов. Для реализации образовательных целей формирование ПК 2.2. « Выполнять ручную дуговую сварку конструкций из углеродистых сталей»; ПК2.6 «Обеспечивать безопасность выполнения работ, устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе»; получение ПО 2(выполнение ручной дуговой сваркой конструкций из углеродистых сталей), ПО6(организации безопасного выполнения сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно- техническими требованиями и требованиями охраны труда) используем групповую форму работы. Пары формируются с учетом учебных возможностей обучающихся с целью взаимопомощи. Проверка знаний осуществляется с использованием методического приема «Копилка знаний». «Копилка знаний» формируется из вопросов, сформулированных обучающимися в ходе предыдущих уроков, при этом интересные вопросы оцениваются в дополнительных баллах. Эти баллы плюсуются к полученным результатам работы пар, в ходе урока. На последующих уроках они используются на вводном инструктаже. Реализации образовательных целей способствует использование проблемно – поискового метода - постановка эксперимента по выполнению сварки пластин СТ3 стыкового соединения в вертикальном положении сварного шва. На момент проведения данного эксперимента обучающиеся не владеют техникой выполнения вертикального сварного шва и не знают режима сварки. Сделав выводы, по результатам эксперимента и изучив, трудовые приемы выполнения такого сварного шва, обучающиеся в ходе текущего инструктажа, смогут выполнить качественный вертикальный шов. В ходе урока осуществляется межпредметная связь с УД «Материаловедение» и пополняется « Копилка знаний» вопросами, по изучаемой теме. Конспект урока производственного обучения Тема программы УП 2. Наплавка валиков, выполнение швов сварных соединений ручной дуговой сваркой. Тема урока: Сварка стыкового соединения без скоса кромок в вертикальном положении сварного шва. Цели: получение ПО 2(выполнение ручной дуговой сваркой конструкций из углеродистых сталей), ПО6(организации безопасного выполнения сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно- техническими требованиями и требованиями охраны труда), -образовательная: -продолжить формирование ПК1.1. «Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке»; ПК2.2. « Выполнять ручную дуговую сварку конструкций из углеродистых сталей»; ПК 2.6 Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда. -уметь выполнять подготовку кромок, подбор оснастки; -уметь выбрать режим сварки в соответствии видом и толщиной свариваемого металла и пространственным положением; -уметь владеть техникой выполнения сварных швов. - развивающая: - формировать умение выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль; - приобщить обучающихся к самостоятельному решению учебно- производственных задач; – развитие ОК.2 «Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов её достижения определенных руководителем». -способствовать развитию мышления, т.е. учить анализировать, выделять главное, сравнивать; - умение работать сообща для достижения общей цели; - использовать приобретенные знания в новой ситуации; - воспитательная - развитие толерантности; -воспитывать интерес к профессии. -формировать умение ответственно и качественно выполнять профессиональные функции. Материальное и дидактическое обеспечение занятия: (технологическая карта, инструкции по охране труда и технике безопасности при выполнении сварочных работ (перед началом работы, во время работы, по окончании работы) Материально- техническое оснащение:
Вид занятия урок по изучению трудовых приемов Методы проведения занятия: п рактический (упражнения в выполнении трудовых приемов), наглядно – демонстрационный (показ трудовых приемов) Уровень усвоения материала: (репродуктивный) Литература, использованная для подготовки к занятию.
Литература, рекомендуемая для учащихся для учащихся:
Ход урока І. Организационный этап урока п/о (3мин.) 1.1 Контроль посещаемости и готовности к уроку( спецодежда) 1.2Объяснение хода и последовательности проведения занятия. 1.3 Назначение дежурных (при необходимости) ІІ. Вводный этап урока п/о ( вводный инструктаж -50 мин.) 2.1 Сообщение темы и цели урока. 2.2 Деление обучающихся для работы в парах по учебным возможностям ( 7пар) 2.3.Актуализация опорных знаний, умений и навыков обучающихся. Прием «Копилка знаний». «Копилка знаний» формируется из вопросов, сформулированных обучающимися в ходе предыдущих уроков, при этом интересные вопросы оцениваются в дополнительных баллах. Эти баллы плюсуются к полученным результатам работы пар, в ходе урока. На последующих уроках они используются на вводном инструктаже. Ответы на вопросы «Копилки знаний» - приложение № 1. Фиксирование результата. Проведение письменного опроса пар по теме « Сварка стыкового соединения» для определения параметров сварки и техники ее выполнения на имеющихся у обучающихся умений.( диаметр электрода, сила сварочного тока, техника выполнения шва для сварки в нижнем положении)- вопросы – приложение №2 2.4.Инструктирование по теме урока (обучающиеся изучают тему урока через проблемно – поисковый метод) Задание для проведения эксперимента. Выполнить сварку пластин СТ3 стыкового соединения в вертикальном положении сварного шва. Условия проведения «Эксперимента»: обучающиеся выполняют работу в парах, на источниках переменного тока, используют электроды Э-50 МР-3 диаметром 3мм, пластины толщиной 4мм, установленные в вертикальном положении. Вывод: Выполнить сварку не удается, т.к. металл при выполнении сварного шва стекает. Причина – выбран режим для сварки пластин в нижнем положении шва. Каковы условия выполнения сварного шва в вертикальном положении? - соблюдение режима сварки в вертикальном положении сварного шва; - владение техников выполнения сварного шва в вертикальном положении.(снизу вверх) Демонстрация эталона образца сварного шва выполненного в вертикальном положении. Дача пояснения о причинах появления возможных дефектов (прожог, наплывы, отсутствие шва) -Показ трудовых приемов выполнения стыкового шва в вертикальном положении мастером или инструктором с пояснением особенностей техники выполнения. Приложение 3, 5. Предложить обучающимся сделать самостоятельно вывод по результатам эксперимента. Вывод: для выполнения сварного шва в вертикальном положении - необходимо уменьшить силу сварочного тока; - сварку производить короткой, прерывистой дугой. Меж предметная связь. Из каких металлов нельзя выполнить сварное соединение в вертикальном положении? Почему? ( алюминий и медь из-за текучести) Формирование перечня вопросов по теме урока для « Копилки знаний». (приложение № 4) Подведение итогов вводного инструктажа – приложение № 5 ІІІ. Основной этап урока (текущий инструктаж, упражнения, самостоятельная работ 210 мин.) 3.1.Первый обход - проверить содержание рабочих мест, их организацию. 3.2.Второй обход - обратить внимание на правильность выполнения трудовых приемов. 3.3. Третий обход - проверить правильность соблюдения технологической дисциплины, соблюдение режимов обработки. 3.4. Четвертый обход - проверить правильность ведения самоконтроля ( промежуточного, межоперационного и т.д) 3.5.Пятый обход - провести приемку и оценку выполненных работ. ІV.Заключительный этап урока п/о ( заключительный инструктаж)( 10 мин.) 4.1 . Указать на допущенные ошибки и разобрать причины их вызвавшие. 4.2.Сообщить оценки обучающимся .работающим в паре за выполненное задание. 4.3. Выдать домашнее задание. Возможно ли выполнить стыковое соединение в вертикальном положении сверху вниз? Почему? Приложение 1
Приложение 2 1. Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор сварочного тока, диаметра электрода. 2. Как правильно выбрать режим сварки? 3.Рассчитать величину сварочного тока и длину дуги при выполнении сварки металла при толщине металла 4 мм, в нижнем положении сварного шва. Приложение №3 Конспект урока. При сварке пластин встык без разделки кромок основная трудность заключается в получении провара на всю толщину пластин. Хороший провар во многом зависит от качества сборки, величины зазора, правильности постановки прихваток, также соответствия диаметра, электрода и величины тока. Возьмем пластины и разместим их на ровной поверхности стола. Собираем пластины с определенным зазором( в нашем случае зазор будет 1мм). Величина зазора зависит от толщины металла и обычно составляет 1 – 2мм.Наличие зазора необходимо для провара корня шва. Берем электрододержатель и закрепляем пластины прихватками на расстоянии 10-15мм от обоих концов стыка. Прихватки служат для предварительного соединения деталей при сборке. Прихватка выполняется узким швом небольшой длины(10мм). Сварка стыкового соединения в вертикальном положении( расплавленный металл под действием силы тяжести стремить стекать вниз, что затрудняет формирование шва. Поэтому швы выполняют короткой дугой, при которой расстояние между каплями на электроде и жидким металлом в сварочной ванне настолько мало, что между каплями возникает взаимопритяжение. Величину сварочного тока уменьшают на 10-15 %и электрод меньшего диаметра) Вертикальные швы выполняют снизу вверх и сверху вниз. Дуга возбуждается в нижней точке пластины, при этом застывший металл шва образует подобие полочки, на которой удерживаются последующие капли металла. В дальнейшем для предотвращения вытекания металла из кратера необходимо совершать колебательные движения электродом с отведением в вверх и в стороны. Это дает быстрое затвердевание. Приложение 4. Вопросы в «копилку знаний»
Оценочный лист
Критерии оценок За каждый правильный ответ - 1 балл; Приложение №5 Инструкционно - технологическая карта Тема: Сварка вертикальных швов.
|
Брусова Ольга Петровна – старший мастер производственного обучения, председатель профкома | Роль производственного обучения в подготовке квалифицированных кадров Поденкова Лариса Юрьевна, старший мастер производственного обучения Государственного образовательного автономного учреждения начального... | ||
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ для... Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального образования, разрабатывающих... | На Всероссийский конкурс «Урок XXI века» Ольга Николаевна мастер по использованию средств икт. Она не только сама использует, но и другим помогает. На нее равняется школа.... | ||
План работы му «цбс г. Белово» на 2014 год Белово Белово посредством оптимизации ресурсов, внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность библиотек,... | Организация обслуживания в организациях общественного питания Бугаенко Е. В., мастер производственного обучения первой квалификационной категории | ||
О. С. Фокина мастер производственного обучения гаоу нпо пу№91 Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования | Положение о проведении конкурса профессионального мастерства мастеров производственного обучения О проведении конкурса профессионального мастерства мастеров производственного обучения «Мастер года» | ||
Пояснительная записка Программа профессионального модуля 04 «Приготовление блюд из рыбы» Яковлева В. В., мастер производственного обучения огобу нпо «Профессиональное училище №2 с. Ленинское» | Урок производственного обучения По теме «шпатлевание швов и отверстий... Задача мастера производственного обучения обеспечить прочное овладение обучающимися практических навыков, развить у них умение эффективно... | ||
Конкурс юных мастеров «Своя игра» Автор: Плотникова Любовь Михайловна, мастер производственного обучения гоу спо «Яшкинский техникум технологий и механизации» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Буйских Т. Е., мастер производственного обучения огобу нпо «Профессиональное училище №2 с. Ленинское» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Средне-специальное, курсы кройки и шитья. Мастер производственного обучения 1995г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Московских А. Ю., мастер производственного обучения огобу нпо «Профессиональное училище №2 с. Ленинское» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Зотова Наталья Викторовна – мастер производственного обучения высшей квалификационной категории | Решение кафедры Принципы современного производственного обучения. Особенности производственного обучения? |