Роль производственного обучения в подготовке квалифицированных кадров
Поденкова Лариса Юрьевна, старший мастер производственного обучения Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный технический лицей №1», г. Благовещенск
Интернет – конференция по учебной работе
1.4. Организация практического обучения в профессиональном образовании.
Система образования переживает модернизацию. Процессы модернизации направлены на созидание и развитие социально – экономической и культурной жизни российского общества. Выпускник образовательного учреждения ХХI века должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и обладать такими личностными качествами, которые дадут ему гибкость и устойчивость в постоянно меняющихся условиях жизни. Анализ основных видов трудовой деятельности современного рабочего позволяет сделать заключение, что ни один из них не может успешно осуществляться без специальной подготовки. Наиболее актуальным в профессиональном образовании сегодня является не усвоение определенной суммы знаний, а личностные качества выпускника, его информированность в различных областях науки, коммуникабельность, современный тип мышления, ответственность в принятии решений. Качество обучения на современном этапе понимается как уровень специфических умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не « впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Как учение жить здесь и сейчас. Современная жизнь требует от выпускника сформированных у него на достаточно высоком уровне ключевых компетенций, лежащих в основе качественного овладения профессией. Производственное обучение в профессионально – техническом учебном заведении – это планомерно организованный процесс совместной деятельности мастера как педагога и обучающихся, направленный на овладение обучающимися профессиональными знаниями, навыками и умениями, соответствующими современному уровню техники и технологии производства, на воспитание у учащихся моральных качеств рабочего, развитие их умственных и физических сил и способностей. Таким образом, в производственном обучении различают две стороны. Первая из них – деятельность учащегося, процесс овладения им знаниями, навыками и умениями. Эту сторону называют учением. Вторая сторона – деятельность мастера, процесс управления познавательной и практической деятельностью обучающегося. Управление процессом учения предполагает четкое определение содержания обучения и его рациональное дозирование. Учебный материал, подлежащий изучению, и деятельность учащихся, направленная на его освоение, расчленяется на относительно законченные части, порции.
Пример: Бутовая кладка – 12 часов.
Чтобы овладеть практическими навыками и умениями, учащимся необходимо выполнять трудовые задания, типичные для данной профессии производственные работы. Поэтому на уроках производственного обучения в мастерской создаем условия приближенные к условиям на строительных объектах. (Фундамент, на котором ведут кладку, выложен из бутового камня и бетонных камней, организация рабочего места: слева – камень, справа – раствор, кладка ведется звеньями «двойка», «тройка».)
Однако производственная работа сама по себе еще не обеспечивает быстрое и правильное овладение профессиональными компетенциями. Чтобы добиться этого, необходимо полностью подчинить производительный труд обучающихся учебно – воспитательным целям: подбирать работы, выполняя которые можно быстро овладеть определенными профессиональными компетенциями, подготавливать обучающихся к этим работам и руководить их трудом так, чтобы учебные задачи решались наиболее успешно. Практические знания сообщаются обучающемуся мастером или он самостоятельно приобретает их, пользуясь технической документацией, наблюдая и измеряя реальные производственные объекта.
Пример: Обучающемуся выдается проект производства работ (рабочий чертеж) и предлагается рассказать по нему все об объекте (о каменной кладке и выполнить ее).
Однако во всех случаях – они средства или условия определенной практической задачи.
Обучающийся должен четко представлять себе результаты действия – продукт труда (его качественные особенности и требования, которым он должен удовлетворять), предмет труда (особенности обрабатываемых материалов, которые надо учесть для правильного выполнения процесса). Он должен знать орудия труда (машины, аппараты, инструменты, приспособления), которые будут использованы, и сам процесс труда (все частные действия, из которых он состоит).
Я разработала « Блоки - задания», которые состоят из трех частей:
- Блок добывания знаний и умений из четырех заданий
( исключить ошибку, усложненного, творческого и задания для удовольствия).
- Блок самоконтроля и взаимоконтроля, в котором четыре пункта
(Как вы объясните? Как вы думаете? Знаете ли вы? Можете ли вы?)
- Методические ключи, в которые входят три раздела
( что нужно вспомнить, что нужно усвоить и что нужно уметь)
При выполнении этого блока у обучающихся помимо профессиональных развиваются и общие компетенции:
- организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения;
- анализ рабочей ситуации, осуществление оценки и коррекции собственной деятельности;
- поиск информации, необходимой для эффективного выполнения производственных задач;
Правильное сочетание деятельности мастера и обучающихся в процессе производственного обучения возможно лишь при условии, если обучающийся сознательно относится к обучению. Поэтому задача мастера производственного обучения – не только сообщать обучающимся информацию, необходимую для формирования навыков и умений, но и воспитывать у них стремление настойчиво и самостоятельно учиться, уметь находить и использовать наиболее рациональные способы овладения навыками и умениями.
Большая часть обучающихся пришли в лицей без мотивации к обучению по строительным специальностям. Для наглядности приведу данные анкетирования, которое я провожу при поступлении учащихся в мои группы:
Мотивы обучения
| 2009 – 2010 г.
| 2010 – 2011 г.
| 2011 – 2012г.
| Заинтересованность в материальной стороне
| 22%
| 12%
| 5%
| Желание приобрести навыки по профессии
| 22%
| 18%
| 7%
| Желание овладеть профессией в совершенстве
| 22%
| 38%
| 30%
| Другие мотивы
| 34%
| 32%
| 58%
| Из этих данных видно, что ребята пришли в училище по разным причинам: не сдали ЕГЭ, не поступили в высшее учебное заведение и т. д.
Не секрет, что около 80% обучающихся в нашем лицее – дети из малообеспеченных и неблагополучных семей. Большой процент составляют дети – сироты, которые не приспособлены к самостоятельной жизни и переходят из одного учебного заведения в другое, где находятся на государственном обеспечении.
На первом этапе очень важно красиво преподнести учащимся преимущество профессии, нужность ее в настоящее время. Для этого я беру газеты и зачитываю объявления о востребованности в рабочих квалифицированных кадрах. Говорим о материальной стороне, что не маловажно для наших обучающихся. В мастерской есть подборка фотографий зданий, в строительстве которых принимали участие выпускники нашего лицея. Приглашаю на первое вводное занятие выпускников, которые рассказывают о своей работе на объектах и о своих достижениях.
Первый урок по производственному обучению у меня традиционно урок без правил (кто что может). На этом уроке ребята выкладывают любую конструкцию, как они считают нужным. Затем все вместе начинаем разбирать конструкцию, озвучиваем ошибки и выполняем правильный вариант. Делаем вывод, что профессии необходимо обучаться.
Характер совместной деятельности мастера и обучающихся меняется на различных ступенях обучения. Вначале обучение идет медленно, каждый шаг на пути к овладению профессиональными компетенциями осуществляется под систематическим и непрерывным контролем мастера. По мере роста сознательности и умения учиться, когда обучающийся постепенно овладевает ориентировочной основой действия, мастер все больше переключается контроля процесса учения на контроль его результатов.
Главная задача мастера производственного обучения – воспитать активного, сознательного рабочего, обладающего профессиональными компетенциями.
На уроках производственного обучения в мастерских работа в звеньях способствует развитию такой компетенции как коммуникабельность, о которой, к сожалению некоторые обучающиеся узнают впервые на уроке. Вырабатывается трудовая дисциплина.
В мастерской на уроках производственного обучения создаем ситуации успешности для развития профессиональных компетенций (деловые игры, творческие задания, слабое звено, счастливый случай, рекламная акция). И самое главное: для развития профессиональных компетенций у обучающихся, мастер производственного обучения должен быть примером своего профессионального мастерства и творческим человеком.
Используемая литература:
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. М. 1982.
Гольдин И.И. Проблемное обучение в профессионально – технических училищах. М.,1979.
Думченко Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров. М.. 1983.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: «Околлективном способе учебной работы» Книга для учителя. М.1991
Новацкий Т. Основы дидактики профессионального обучения. М. 1979.
Батышев С.Я. Научная организация учебно – воспитательного процесса. М. 1980
Под редакцией Жиделева М.А. Производственное обучение в профессионально – технических училищах. М.1972
Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.1983.
|