Скачать 54.04 Kb.
|
МЕСТО И РОЛЬ ТРИБОТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ Сулейманов Р. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Основной образовательной программой подготовки в Аэрокосмическом институте инженерных кадров по специальности «Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов» и бакалавров по направлению «Машиностроение» предусмотрено изучение триботехнологии. Триботехнология является разделом трибологии, в котором изучают триботехнические аспекты формообразования деталей, обработки материалов разрушающими и деформирующими способами, возможности достижения требуемых свойств поверхностей трения, узлов и деталей в результате упрочняющих воздействий и нанесения специальных покрытий и т. п. Как известно, трибология – это наука о трении, износе, смазке и взаимодействии контактирующих поверхностей при их взаимном перемещении [1]. Важное место и решающая роль триботехнологии в автоматизированном машиностроении определяются тем, что при огромном парке машин и оборудования рост эффективности производства невозможен без повышения долговечности техники и снижения затрат на её эксплуатацию и ремонт. При этом следует учесть, что тренд развития машиностроения, как показывает мировой опыт, связан с созданием гибких автоматизированных производств (ГАП), автоматизированных комплексов и систем машин, оборудования по автоматизации сборочных работ и в целом строительства автоматических цехов и заводов. В условиях России большое значение приобретает развитие промышленности в восточных и северных районах страны, что потребует производства машин, способных выдерживать более высокие нагрузки и обладать большой надёжностью. Развёртывание работ по освоению шельфа морей и океанов также потребует создания совершенно новой техники. Необходимость изучения триботехнологии диктуется тем, что перед трибологией и триботехникой стоят следуюшие сложные задачи [1, 2]: - в два-три раза повысить срок службы узлов трения и инструментов строительно-дорожных, сельскохозяйственных и горнодобывающих машин, металлообрабатывающего и нефтегазового оборудования, снизив вредные уровни вибрации и шума, вызываемые трением; - снизить вредные вибрационные и шумовые эффекты, возникающие в узлах трения. Для этого разработать и применить специальные покрытия, новые смазочные материалы и антифрикционные присадки, микрофильтры и уплотнения, предотвращающие попадание абразивных частиц в зону трения; - повысить температурный барьер в подшипниках высокооборотных машин, а также повысить несущую способность и долговечность подшипников качения; - путём применения новых конструкционных и смазочных материалов и различных технологических покрытий обеспечить снижение износа, вредных выбросов, а также расхода топлива в двигателях; - повысить долговечность деталей и узлов трения машин и механизмов химических и металлургических производств при работе в агрессивных средах (кислоте, щёлочи, галогенах, агрессивных газах и др.); - разработать и создать новые антифрикционные узлы трения, конструкционные и смазочные материалы для них с обеспечением КПД этих узлов на уровне КПД биотрибологических систем (суставов человека и животных) при требуемой долговечности. Это необходимо как для медицинских задач по трибологии, так и для подшипников, опор, шарниров и направляющих в роботах, манипуляторах, приводах малогабаритных счётно-решающих устройств; - разработать новые конструкции газовых опор скольжения для особо тяжёлых условий работы: при нагружении, близком к импульсному, и при высоких температурах окружающей среды применительно к рольгангам прокатных станов, подвижным экипажам монорельсового транспорта, контейнерам пневматических трубопроводов и др.; - осуществить коренной переход к новым технологиям, позволяющим получить поверхности трения с заданными свойствами по трению и износу (плазменным, лазерным, газотермическим, ионно-вакуумным, электронно-лучевым и т. п.); - снизить затраты на ремонт машин и их техническое обслуживание, для чего уменьшить регулировочные работы, в несколько раз сократить объём смазочных работ, исключить дорогостоящие финишные операции при изготовлении трущихся деталей, снизить расход смазочных материалов. Указанные задачи вполне выполнимы, они исходят из научных достижений трибологии и основаны на компетентностном подходе к применению триботехнологии. К триботехнологии принято относить совокупность всех методов обработки поверхностей трения, узлов трения и деталей машин и аппаратов с целью придания им необходимых триботехнических свойств. Так, прогрессивными направлениями использования триботехнологии в машиностроении являются различные методы поверхностного и объёмного пластического деформирования, сварки трением, финишной антифрикционной безабразивной механической обработки (ФАБО), специальной антифрикционной механической обработки (САМО) и безразборного восстановления машин и механизмов. При применении ФАБО цилиндров двигателей внутреннего сгорания износостойкость цилиндров повышается до 40 %, а расход топлива при этом снижается до 3 % [2]. Как известно, свойства материала определяются его химическим составом и структурой. Формирование (создание) покрытий из материала детали путём специальной обработки основано именно на изменении структуры или химического состава и структуры поверхностного слоя этой детали. Эти изменения достигаются разнообразными энергетическими воздействиями на материал поверхностного слоя детали. Энергетическое воздействие осуществляется в виде механической, термической, лучевой, химической и других видов обработки. Например, механическое воздействие обеспечивается путём пластического деформироваия, химическое – в результате поверхностных химических реакций (адсорбции, хемосорбции, диффузии, пропитки, внедрения) и т. д. Восстановление деталей может происходить и путём нанесения покрытий. Нанесение покрытий можно производить наплавкой, металлизацией, электрохимическим осаждением (хромированием, осталиванием, никелированием, меднением). Кроме того, применяют многослойные покрытия. Формирование покрытий и упрочнение деталей производят и механической обработкой (пластическим деформированием, обработкой резанием). Для этих же целей применяют также электрофизическую обработку – электроэрозионную, ультразвуковую, электронно-лучевую или лазерную. Особенности применения указанных методов нанесения покрытий описаны в соответствующей литературе [1, 2, 3]. Изучая основные направления совершенствования различных методов нанесения износостойких покрытий, следует учитывать современные тенденции повышения надёжности и качества выпускаемой продукции, широкое применение безотходных и малоотходных технологий, существенное сокращение доли ручного труда. Учёт этих тенденций позволяет определить место износостойких покрытий в ряду других конструкторских и технологических методов повышения долговечности. Повышение надёжности и долговечности машин является одной из главных задач, стоящих перед машиностроением. Так, повышение долговечности отдельных машин на 30–40 % равноценно такому же увеличению производства, что приводит к высвобождению огромных финансовых, материальных и трудовых ресурсов [3]. В то же время, долговечность машин чаще всего определяется не поломками из-за низкой прочности отдельных деталей, а износом поверхностей трения. В результате этого нарушается также герметичность (например, в трибосопряжении цилиндр–поршень), теряется точность взаимного перемещения деталей (направляющие и суппорт станка) и т. п., и из-за этого ухудшаются показатели работы машины. Вот почему велика роль триботехнологии в ремонтно-восстановительном производстве. Список литературы 1 Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) / А. В. Чичинадзе [и др.] ; под общ. ред. А. В. Чичинадзе. – М. : Машиностроение, 2003. – 576 с. – ISBN 5-217-03193-Х. 2 Гаркунов, Д. Н. Триботехника : учебник / Д. Н. Гаркунов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1989. – 328 с. – ISBN 5-217-00348-0. 3 Пенкин, Н. С. Основы трибологии и триботехники : учеб. пособие /Н. С. Пенкин, А. Н. Пенкин, В. М. Сербин. – М. : Машиностроение, 2008. – 206 с. – ISBN 978-5-217-03437-6. |
Теоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Роль самообразования в развитии личности студента Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный... | ||
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм... Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | Роль цвета в академической живописи Щукин Ф. И. Оренбургский государственный... С 25 февраля по 28 февраля в школе проходило мероприятие «Ради жизни на Земле». Химики тоже принимали участие | ||
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической... Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция.... | Постановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности... В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении... | ||
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки... Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... | Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики и социологии. Протокол №5 от 28 июня 2012 года | ||
Наука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К.... Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола» | ||
Освещение достижений физической науки при изложении материала курса... Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | ||
Инструментальная рациональность техники и деформации социокультурной... Закона Камчатского края от 18. 09. 2008 №122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот... | Развитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история... | ||
2. 1 Место машиностроения в едином народном хозяйстве России Место тяжелого машиностроения и приборостроения в хозяйственном комплексе страны | Лидерский потенциал менеджеров государственного предприятия: гендерные... На основании вышесказанного отметим, что проблема лидерства в организационной сфере выходит на первый план: не только руководителям,... |