Скачать 50.58 Kb.
|
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ НА МЛАДШИХ КУРСАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ Брыткова А.Д., Анисимова Ж.П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Основные образовательные программы курсов разработаны и обеспечены учебно-методической документацией и необходимыми материалами для проведения всех видов занятий. В учебной программе каждой дисциплины сформулированы конечные результаты обучения с указанием тех приобретаемых умений и навыков, которые будут необходимы при изучении других курсов. На первом курсе при изучении неорганической химии многие студенты с трудом воспринимают сложный вузовский материал, так как не имеют необходимых знаний школьного курса. Много времени и значительные усилия преподавателя направлены на повторение школьного материала, без чего усвоение и приобретение новых знаний и навыков самостоятельной работы невозможно. Наиболее распространенной формой обучения на младших курсах является чтение традиционных лекций. При этом формулируется проблема, то есть задается цель и предлагается план лекции. В информационной части лекции излагается материал, который раскрывает темы лекций, разъясняя ключевые моменты. Проведение лабораторно-практических занятий, требует помощи преподавателя, объяснений в ходе выполнения эксперимента, а также использование контролирующего материала для самостоятельной работы как в лаборатории так и дома. Предлагается студентам также решение интерактивных задач и упражнений. В отличие от информационной лекции, на которой сообщаются сведения для запоминания, на проблемной лекции называется проблема, то есть цель, которую нужно достичь, раскрывая определенные вопросы в процессе чтения. Активизируя процесс чтения преподаватель прерывает лекцию вопросами из предыдущих тем, которые связаны с читаемым материалом. Интерактивными формами обучения могут быть так же лабораторные и практические занятия, на которых преподаватель старается реализовать интенсивное взаимодействие с отдельными студентами или со всей группой. При этом осуществляется непосредственное взаимодействие со студентами во время выполнения практических и лабораторных заданий. При этом достигается поставленная цель и облегчается получение правильного вывода по данной теме. Лабораторные занятия обладают значительными возможностями для развития экспериментальных навыков. При выполнении заданий студент имеет дело с описанием лабораторной работы, в которой предполагается алгоритм деятельности и обработка результатов. На лабораторной работе выполняются опыты, которые раскрывают сущность изучаемого явления. При чтении лекций и выполнении лабораторных работ используем разные подходы: даем детальную информацию об изучаемых веществах и процессах, различные интерактивные средства в виде печатного материала – таблиц, схем, плакатов с набором вопросов, задач. На основе ООП дисциплины разработаны планы и графики самостоятельной работы студентов по всем темам и разделам: график представляет систему изучения всей дисциплины в соответствии с последовательностью читаемого материала, что способствует формированию знаний и их усвоению. Такая система помогает студенту организовать самостоятельные учебные занятия. Планы самостоятельной работы, составленные на каждую учебную неделю всего семестра, содержат домашние задания при выполнении которых студент работает с учебником, конспектом лекций и методическими пособиями к лабораторным работам. Каждому студенту выдается индивидуальное задание. Непонятные вопросы и задачи объясняются на занятии или консультации. Контроль усвоения материала осуществляется в виде тестирования, проводимого на лабораторно-практических занятиях, коллоквиумах, контрольных работах. При разработке тестов учитывали содержание всех разделов учебного плана дисциплины. Тестирование проводится в лаборатории с использованием контрольных заданий на карточках, а также в компьютерном классе в системе АИССТ в рамках рубежного контроля знаний студентов. Полученные результаты показывают разный уровень усвоения студентами вузовского материала, что можно объяснить несколькими причинами, а именно: разным уровнем знания школьных разделов химии, большим объемом учебного материала, включенного в тесты; неумением студентов первого курса готовиться к контрольным мероприятиям. Аналитическая химия, как раздел химических дисциплин вузовской программы в своем изложении теоретических вопросов опирается на общую и неорганическую химию, изучаемую в 1 и 2 семестрах обучения. Знания у студентов, пришедших на 2 курс слабые, а точнее не устоявшиеся, не сформировавшиеся. Поэтому им стоит больших усилий подготовка к занятиям по аналитической химии. Речь идет не только об объеме изучаемого материала, но и о времени, отведенном на курс «Аналитической химии». Для большей части направлений подготовки аналитическая химия является базовой частью профессионального цикла, в то же время число часов аудиторных занятий составляет всего от 45 до 70. Стоит сказать, что в основном это будущие выпускники для пищевой промышленности. Усвоение дисциплины «Аналитическая химия» необходимо и для последующего изучения других химических дисциплин. Анализ программ и учебных планов по аналитической химии для прошедших двух семестров показал, что некоторые несовпадения в последовательности изучения разделов связаны с неудачным расписанием. Причина этого – расхождение тем читаемого курса с темами выполняемых лабораторных работ. Корректировку можно провести и исключить эту трудность. Занятия по аналитической химии проводятся с активным привлечением студентов к объяснению хода работы, прогнозированию возможных результатов эксперимента, а также к выполнению индивидуальных контрольных заданий. После проведения нескольких лабораторных работ по близким темам студенты отчитываются, решают домашние задания. В середине и в конце семестра выполняются модульные задания, включающие теоретические вопросы и вычислительные задачи; в каждом потоке задания разные. Особые трудности вызывает у студентов решение домашних задач любого раздела аналитической химии. Этому можно научить только тогда, когда студент берется за это, ищет помощи и посещает консультации. Студенты, семестр которых завершается зачетом выполняют индивидуальные письменные задания в виде конспекта по теоретическим вопросам программы и решают ряд задач из рекомендуемых программой учебников. Ежегодно студенты 2-го курса принимают участие в научно-студенческой конференции с сообщениями о достижениях аналитической химии, используя публикации в научных журналах. Такой вид внеаудиторной работы привлекает студентов. Активность и самостоятельность студентов можно и нужно вырабатывать на групповых занятиях, во время лекций и лабораторных занятий. Но обязательным условием является активность самих студентов. Список литературы
|
Теоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки... Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... | ||
Место и роль триботехнологии в подготовке кадров для автоматизированного... Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное.... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Химическая технология», по профилю «Технология электрохимических процессов и защита от коррозии» разработана профессорско-преподавательским... | ||
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм... Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | Освещение достижений физической науки при изложении материала курса... Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | ||
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00.... Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по химии (секция неорганической химии) при участии Московского... | Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики и социологии. Протокол №5 от 28 июня 2012 года | ||
Роль самообразования в развитии личности студента Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный... | Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники Целью дисциплины является изучение общих законов и принципов химии для последующего использования в межпредметных дисциплинах и специальных... | ||
Наука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К.... Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола» | ||
Роль цвета в академической живописи Щукин Ф. И. Оренбургский государственный... С 25 февраля по 28 февраля в школе проходило мероприятие «Ради жизни на Земле». Химики тоже принимали участие | Ионные равновесия в растворах пенициллинов, цефалоспоринов и их металлокомплексов Работа выполнена на кафедре неорганической и аналитической химии Тверского государственного университета | ||
Институт химии утверждаю Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической, органической,... | Институт химии Аналитическая химия”. Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической,... |