Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург





Скачать 50.58 Kb.
НазваниеПостроение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Дата публикации18.09.2013
Размер50.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ НА МЛАДШИХ КУРСАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ
Брыткова А.Д., Анисимова Ж.П.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Основные образовательные программы курсов разработаны и обеспечены учебно-методической документацией и необходимыми материалами для проведения всех видов занятий. В учебной программе каждой дисциплины сформулированы конечные результаты обучения с указанием тех приобретаемых умений и навыков, которые будут необходимы при изучении других курсов.

На первом курсе при изучении неорганической химии многие студенты с трудом воспринимают сложный вузовский материал, так как не имеют необходимых знаний школьного курса.

Много времени и значительные усилия преподавателя направлены на повторение школьного материала, без чего усвоение и приобретение новых знаний и навыков самостоятельной работы невозможно.

Наиболее распространенной формой обучения на младших курсах является чтение традиционных лекций. При этом формулируется проблема, то есть задается цель и предлагается план лекции. В информационной части лекции излагается материал, который раскрывает темы лекций, разъясняя ключевые моменты.

Проведение лабораторно-практических занятий, требует помощи преподавателя, объяснений в ходе выполнения эксперимента, а также использование контролирующего материала для самостоятельной работы как в лаборатории так и дома. Предлагается студентам также решение интерактивных задач и упражнений.

В отличие от информационной лекции, на которой сообщаются сведения для запоминания, на проблемной лекции называется проблема, то есть цель, которую нужно достичь, раскрывая определенные вопросы в процессе чтения.

Активизируя процесс чтения преподаватель прерывает лекцию вопросами из предыдущих тем, которые связаны с читаемым материалом.

Интерактивными формами обучения могут быть так же лабораторные и практические занятия, на которых преподаватель старается реализовать интенсивное взаимодействие с отдельными студентами или со всей группой. При этом осуществляется непосредственное взаимодействие со студентами во время выполнения практических и лабораторных заданий. При этом достигается поставленная цель и облегчается получение правильного вывода по данной теме.

Лабораторные занятия обладают значительными возможностями для развития экспериментальных навыков. При выполнении заданий студент имеет дело с описанием лабораторной работы, в которой предполагается алгоритм деятельности и обработка результатов. На лабораторной работе выполняются опыты, которые раскрывают сущность изучаемого явления.

При чтении лекций и выполнении лабораторных работ используем разные подходы: даем детальную информацию об изучаемых веществах и процессах, различные интерактивные средства в виде печатного материала – таблиц, схем, плакатов с набором вопросов, задач.

На основе ООП дисциплины разработаны планы и графики самостоятельной работы студентов по всем темам и разделам: график представляет систему изучения всей дисциплины в соответствии с последовательностью читаемого материала, что способствует формированию знаний и их усвоению. Такая система помогает студенту организовать самостоятельные учебные занятия.

Планы самостоятельной работы, составленные на каждую учебную неделю всего семестра, содержат домашние задания при выполнении которых студент работает с учебником, конспектом лекций и методическими пособиями к лабораторным работам. Каждому студенту выдается индивидуальное задание. Непонятные вопросы и задачи объясняются на занятии или консультации.

Контроль усвоения материала осуществляется в виде тестирования, проводимого на лабораторно-практических занятиях, коллоквиумах, контрольных работах.

При разработке тестов учитывали содержание всех разделов учебного плана дисциплины. Тестирование проводится в лаборатории с использованием контрольных заданий на карточках, а также в компьютерном классе в системе АИССТ в рамках рубежного контроля знаний студентов. Полученные результаты показывают разный уровень усвоения студентами вузовского материала, что можно объяснить несколькими причинами, а именно: разным уровнем знания школьных разделов химии, большим объемом учебного материала, включенного в тесты; неумением студентов первого курса готовиться к контрольным мероприятиям.

Аналитическая химия, как раздел химических дисциплин вузовской программы в своем изложении теоретических вопросов опирается на общую и неорганическую химию, изучаемую в 1 и 2 семестрах обучения.

Знания у студентов, пришедших на 2 курс слабые, а точнее не устоявшиеся, не сформировавшиеся. Поэтому им стоит больших усилий подготовка к занятиям по аналитической химии. Речь идет не только об объеме изучаемого материала, но и о времени, отведенном на курс «Аналитической химии». Для большей части направлений подготовки аналитическая химия является базовой частью профессионального цикла, в то же время число часов аудиторных занятий составляет всего от 45 до 70. Стоит сказать, что в основном это будущие выпускники для пищевой промышленности. Усвоение дисциплины «Аналитическая химия» необходимо и для последующего изучения других химических дисциплин.

Анализ программ и учебных планов по аналитической химии для прошедших двух семестров показал, что некоторые несовпадения в последовательности изучения разделов связаны с неудачным расписанием. Причина этого – расхождение тем читаемого курса с темами выполняемых лабораторных работ. Корректировку можно провести и исключить эту трудность.

Занятия по аналитической химии проводятся с активным привлечением студентов к объяснению хода работы, прогнозированию возможных результатов эксперимента, а также к выполнению индивидуальных контрольных заданий.

После проведения нескольких лабораторных работ по близким темам студенты отчитываются, решают домашние задания. В середине и в конце семестра выполняются модульные задания, включающие теоретические вопросы и вычислительные задачи; в каждом потоке задания разные.

Особые трудности вызывает у студентов решение домашних задач любого раздела аналитической химии. Этому можно научить только тогда, когда студент берется за это, ищет помощи и посещает консультации.

Студенты, семестр которых завершается зачетом выполняют индивидуальные письменные задания в виде конспекта по теоретическим вопросам программы и решают ряд задач из рекомендуемых программой учебников.

Ежегодно студенты 2-го курса принимают участие в научно-студенческой конференции с сообщениями о достижениях аналитической химии, используя публикации в научных журналах. Такой вид внеаудиторной работы привлекает студентов.

Активность и самостоятельность студентов можно и нужно вырабатывать на групповых занятиях, во время лекций и лабораторных занятий. Но обязательным условием является активность самих студентов.
Список литературы


  1. Чикина, Т. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников / Т.Чикина. Высшее образование в России. – 2007. – №12. – С. 13 –140

  2. Матушкин, Н. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста / Н.Матушкин, И.Столбова, Т.Ульрих// Alma mater (Вестник высшей школы). – 2007. - №5. – С. 3–7.

  3. Костянов, Д. Формирование специальных компетенций в процессе обучения студентов инженерных специальностей в учебно-информационной среде / Д.Костянов// Alma mater (Вестник высшей школы). – 2010. - №7. – С. 60–64.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconТеоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПроблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки...
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconМесто и роль триботехнологии в подготовке кадров для автоматизированного...
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Химическая технология», по профилю «Технология электрохимических процессов и защита от коррозии» разработана профессорско-преподавательским...
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconНаука и искусство в свете сближения научного и художественного форм...
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconОсвещение достижений физической науки при изложении материала курса...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00....
Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по химии (секция неорганической химии) при участии Московского...
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconСтепанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики и социологии. Протокол №5 от 28 июня 2012 года
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРоль самообразования в развитии личности студента
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный...
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники
Целью дисциплины является изучение общих законов и принципов химии для последующего использования в межпредметных дисциплинах и специальных...
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconНаука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconФормирование мировоззрения у современного специалиста марусич К....
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРоль цвета в академической живописи Щукин Ф. И. Оренбургский государственный...
С 25 февраля по 28 февраля в школе проходило мероприятие «Ради жизни на Земле». Химики тоже принимали участие
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconИонные равновесия в растворах пенициллинов, цефалоспоринов и их металлокомплексов
Работа выполнена на кафедре неорганической и аналитической химии Тверского государственного университета
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconИнститут химии утверждаю
Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической, органической,...
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической химии на младших курсах при подготовке бакалавров брыткова А. Д., Анисимова Ж. П. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconИнститут химии
Аналитическая химия”. Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск