Скачать 61.35 Kb.
|
Департамент образования администрации Владимирской области областное государственное образовательное учреждение Владимирской области «Профессиональное училище № 10» г. Муром (ОГОУ НПО ВО « ПУ № 10» г. Муром) Доклад Тема: « Формирование профессиональных интересов учащихся в процессе производственного обучения» Подготовила: Овчинникова Антонина Степановна мастер – преподаватель высшей категории 2011 В формировании производственного интереса решающая роль принадлежит производственному обучению, сочетающему в себе воспитание профессионального мастерства с более широкой задачей - формированием личности молодого рабочего, творчески инициативно относящегося к выбранной профессии. Чтобы быть инициативным, человек должен понимать необходимость своего творческого труда, с любовью относиться к своей профессии и вообще к любой выполняемой работе. Важным условием воспитания профессионального интереса является наличие в учебной мастерской необходимого оборудования, инструмента, оснастки, всевозможных шаблонов и приспособлений, которые бы отвечали как требованиям программы, так и требованиям современного производства. В мастерской должны быть хорошо подготовленные рабочие места и оборудование, так как учащиеся, впервые пришедшие в мастерскую, в первую очередь на это обращают свое внимание, от первого впечатления мастерской зависит настроение учащихся, что влияет на их трудовую деятельность в дальнейшем. В первую очередь я, как мастер производственного обучения, объясняю учащимся нужность выбранной ими профессии, какого уровня мастерства они могут достичь во время обучения в училище, какие теоретические знания потребуются для этого. Мастер главное внимание должен уделять рациональной организации труда учащихся, помогать преодолевать трудности на пути к овладению профессией, создать условия для того, чтобы ученики могли ощущать радость от успеха, от качественно выполненной работы. Каждое задание ученики должны выполнять осмысленно и делать работу интересную для себя, и необходимую для общества. Успех формирования профессионального интереса определяется содержанием, организационными формами и методами производственного обучения. Участие учащихся в практической деятельности, в которой сочетаются обучение и производительный труд, способствует возникновению и развитию интереса к профессии. В процессе производственного обучения учащиеся применяют теоретические знания, что помогает правильно применять полученный практический опыт, а производственное обучение помогает осмыслить теоретические знания. В чем же значение такого метода производственного обучения? Учащиеся осваивают выбранную профессию в условиях рабочего коллектива, где становятся взрослее, ответственнее, понимают пользу своего трудового участия, испытывают гордость за выполненную работу, когда видят с каким качеством изготовлено то или иное изделие. Но самое главное, на мой взгляд, они чувствуют свою нужность на предприятии, родительскую заботу рабочего коллектива и особенно руководства предприятия. К мнению учащихся прислушиваются, не сковывают их инициативу, предоставляя им свободу выбора и доверяя им любую сложную работу. Ребята, возможно, не понимают такой заботы о них в том плане, что в столовой их кормят первыми за счет предприятия, а только потом работников предприятия. Это они принимают как должное, а оценят это потом в процессе дальнейшей жизни. Во время практики к учащимся присматриваются, подбирают по деловым качествам, а затем определяют в бригады. Бригадная форма организации производственного обучения в училище позволяет лучше заинтересовать учащихся выбранной профессией, успешнее развивать профессиональные навыки и умения, реализовать воспитание учащихся в духе коллективизма, толерантности , экономии и бережливости материалов и оборудования. Училище обеспечивает подготовку учащихся к выполнению работ методом бригадного подряда. На уроках спецтехнологии я знакомлю учащихся с основными положениями бригадной формы организации труда, на примере работы наших базовых предприятий. Бригадный подряд в училище применяется в следующих целях: - отработка частей программы обучения; - совершенствование профессиональных компетенций в выполнении рабочих операций; - приближение к освоению норм выработки, принятых на производстве; - приобретение навыков работы в условиях коллектива; - воспитание коллективной ответственности за результаты своего труда. Производительный труд учащихся - это труд, соединенный с обучением, в результате которого создаются материальные ценности, это практическое осуществление принципа соединения обучения с производительным трудом. В ходе организованной деятельности учащихся на уроках производственного обучения формируется познавательный интерес, активизируется процесс познания, владение профессиональными компетенциями. После окончания училища молодым людям предстоит работать в том или ином коллективе, Самой важной задачей является воспитание молодого поколения в духе коллективизма. В начале обучения среди учащихся складываются отношения дружбы, товарищества, выделяются лидеры, выявляются сильные и слабые стороны характера отдельных учащихся, их увлечения, работоспособность, жизненная позиция и ряд других качеств, определяющих каждого из них как личность. Когда сложится микроколлективы в группе, определяются взаимоотношения между учащимися, тогда необходимо воспитывать ответственность каждого члена группы перед коллективом и наоборот. Все это помогает обеспечить развитие коллектива с первых дней учебы, повышает личную и коллективную ответственность за неуспеваемость в группе и выполнение любого производственного задания, способствует развитию самостоятельности в принятии правильных решений. Учащиеся ежедневно приобретают жизненный опыт в коллективе, всегда впереди оказываются учащиеся, хорошо успевающие по всем предметам, с хорошими организаторскими способностями, дисциплинированные, пользующиеся авторитетом среди товарищей, способные вести за собой. По опыту работы я знаю, что такие учащиеся проявляют себя уже в процессе получения первоначальных навыков по профессии и остаются в числе лидеров вплоть до окончания училища. Все годы учатся только на 4 и 5, участвуют в выставках технического и художественного творчества. Наша профессия «станочник деревообрабатывающих станков» предусматривает обработку древесины на станках. На уроках производственного обучения помимо этого участвуют в изготовлении оконных, дверных, балконных блоков, мебели. Примером является Булатов Максим, который проходит практику у « ИП Соболев» и является бригадиром над 10-ю учащимися. Начиная с первого курса, учится на 4 и5, обработкой древесины вместе с отцом занимается с детства, участвует в выставках, его работы были на областной выставке. Руководство « ИП Соболев» отмечает его организаторские способности, ответственность за всех членов бригады, отличное качество работы. Выполняя обязанности бригадира такой большой бригады, Булатов Максим проявил все свои лучшие качества, приобрел опыт работы с людьми. Выдавая сменное задание бригаде, начальник всегда уверен в том, что работа будет выполнена отлично, и бригадир является ближайшим помощником руководства цеха. Знакомясь с учащимися в ходе практических занятий и во внеурочное время, обращаю внимание на их положительные качества. Эти ребята становятся резервом для назначения бригадирами в производственных условиях. Обязанности бригадира в таком сложном прогрессивном, технически оснащенном предприятии не простые. А обязанности таковы: - принимает участие в обсуждении плана работы бригады вместе с руководством предприятия; - оказывает помощь в организации труда учащихся по внедрению прогрессивных форм и передовых методов труда; - принимает участие в экономном расходовании сырья и материалов, топлива, электроэнергии, рациональном использовании оборудования и инструмента; - своевременно доводит до бригады производственное задание; - проверяет правильную организацию рабочего места и соблюдение техпроцесса, обеспеченность материалами, инструментом, приспособлениями; - развивает и поддерживает инициативу учащихся на своевременное выполнение производственного задания; - Обеспечивает безопасные условия труда и противопожарную безопасность при выполнении работ учащимися. По окончании ПУ выпускники - молодые рабочие распределяются на те же предприятия, где проходили практику. Или же приходят в этот коллектив после службы в армии. Им легко вливаться в такой коллектив, не ощущая особого перехода к самостоятельной трудовой деятельности. В ходе учебного процесса еще в училище учащиеся получают представление о преимуществах бригадной формы организации труда, правах и обязанностях члена бригады, коллективной ответственности за выполнение производственных заданий и качества выполняемых работ, о системе оплаты труда в бригадах и по ряду других вопросов. Детский труд пока не дает ощутимого экономического эффекта, но воспитательное значение производительного труда – огромно. Производительный труд – это важное средство всестороннего развития личности, важное средство трудового воспитания. |
Методическая разработка для преподавателей и обучающихся по практике Цель: закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-интерна, формирование... | 3 Мастерам п\о принимать участие в научных конференциях колледжа и области Пцк мастеров производственного обучения работает по теме: «Формирование профессиональных компетенций мастеров п/о как один из методов... | ||
Реферат «Формирование фонетических навыков в процессе обучения русскому... Цель: разработать с применением новых методов и подходов систему упражнений для формирования фонетических навыков в процессе обучения... | Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ для... Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального образования, разрабатывающих... | ||
Решение кафедры Принципы современного производственного обучения. Особенности производственного обучения? | Среднего профессионального образования «трубчевский автомеханический... «Личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» | ||
Российской федерации Сд (М) Ф. 1) подготовки бакалавра по направлению «Управление персоналом». Это означает формирование в процессе обучения у студента... | Российской федерации СД(М)В1) подготовки бакалавра по направлению «Управление персоналом». Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных... | ||
Российской федерации «Управление персоналом». Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках... | Российской федерации Реклама и связи с общественностью. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций... | ||
Российской федерации Дв3 подготовки бакалавра по направлению «Управление персоналом». Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных... | Рабочая программа дисциплины Корпоративная культура М. 2 подготовки магистра по направлению Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний... | ||
Роль производственного обучения в подготовке квалифицированных кадров Поденкова Лариса Юрьевна, старший мастер производственного обучения Государственного образовательного автономного учреждения начального... | Формирование профессиональных компетенций у выпускников политехникума... | ||
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные... Абитуриенты профессиональных училищ (ПУ) обладают важными особенностями, которые оказывают влияние на изучение ими как общеобразовательных,... | Рабочая программа дисциплины Теория организации и организационное поведение Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного... |