Скачать 461.86 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Корпоративная культура Направление подготовки Менеджмент Профиль подготовки Корпоративное управление Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов, 2012
Целью освоения дисциплины «Корпоративная культура» является формирование у будущего выпускника системных знаний об основных теориях и моделях корпоративной культуры и на этой основе формирование умений и навыков исследования, создания, поддержания и изменения корпоративной культуры для решения задач адаптации организации к внешней среде и интеграции ее внутренней среды для выживания в долгосрочной перспективе. 2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Корпоративная культура» относится к дисциплинам профиля «Корпоративный менеджмент», входящего в профессиональный цикл (М.2) подготовки магистра по направлению Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в области управления корпоративной культурой. В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Исследование систем управления», «История и методология науки управления», «Современные проблемы науки управления», «Психология управления», «Системный анализ», «Современный стратегический анализ», «Система корпоративного управления», «Корпоративное законодательство», «Стратегическое корпоративное управление». Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании основных философских понятий и методов, закономерностей общественно-политического и экономического развития, экономических методов и инструментария для анализа внешней и внутренней среды организации обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения атрибутов корпоративной культуры, определения ее типа и на этой основе формирование эффективных моделей корпоративных культур, соответствующих требованиям окружения. Студент должен обладать следующим набором компетенций, которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи:
Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин как «Управление человеческими ресурсами», «Механизм корпоративного контроля», «Корпоративная этика», «Корпоративное управление в государственных компаниях». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Корпоративная культура» профессиональные (ПК)
профессиональные профильные (ППК)
В результате освоения дисциплины «Корпоративная культура» обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура и содержание дисциплины «Корпоративная культура» Общая трудоёмкость составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
Тема 1. Корпоративная культура в системе управления организацией. Характерные черты менеджмента ХХ1 века. Изменения управленческой парадигмы корпорации. Новые принципы управления и корпоративная культура. Эффективность организации как объекта и субъекта управления. Особенности организационной структуры адаптивной организации. Особенности системы управления персоналом адаптирующейся организации. Изменение культуры каждого работника. Корпоративная культура и особенности кадровой политики корпорации. Тема 2. Основы теории корпоративной культуры. Определение понятия «Корпоративная культура». Цель и задачи корпоративной культуры. Содержание корпоративной культуры: уровни, качественные характеристики, функции. Объективная и субъективная формы бытия корпоративной культуры. Типология корпоративных культур по национальным особенностям поведения персонала. Типология корпоративных культур в зависимости от специфики вида деятельности. Типология корпоративных культур по признаку специфики гендерных отношений. Комплексные типологии корпоративных культур. Особенности системы ценностей в различных типах корпоративных культур. Субкультуры в корпоративной культуре организации. Тема 3. Технология управления корпоративной культурой. Теоретические предпосылки эмпирического изучения корпоративной культуры. Методы изучения корпоративной культуры: антропологические, количественные, комбинированные. Этапы диагностики корпоративной культуры. Предпосылки и факторы формирования корпоративной культуры российских организаций. Особенности организационной культуры российских организаций. Опосредованные методы управления персоналом как важный принцип корпоративной культуры. Роль руководителя предприятия в создании корпоративной культуры. Технология разработки Кодекса корпорации. Технология освоения корпоративной культуры. Необходимость изменения корпоративной культуры. Факторы, определяющие изменения корпоративной культуры. Механизмы изменения корпоративной культуры. Тема 4. Корпоративная культура и поведение организации. Содержание, функции и механизм поведения организации. Факторы корпоративной культуры, воздействующие на поведение организации: направление воздействия, глубина воздействия, сила воздействия. Ценности и функции корпоративной культуры, обеспечивающие эффективную адаптацию корпорации к внешней среде и интеграцию её внутренней среды. Влияние корпоративной культуры на формирование и управление репутацией организации. Тема 5. Культура и культурное взаимодействие работников в организации. Информационная культура в системе корпоративной культуры. Содержание организационно-управленческой культуры работника. Направления развития и саморазвития организационно-управленческой культуры. Характер межличностных отношений и успешность общения. Коммуникационные барьеры и стили. Влияние личностных особенностей человека на эффективность делового общения. Организационно-культурные особенности проведения деловых бесед и совещаний. Технология проведения эффективных переговоров. Тема 6. Инновационные аспекты управления в корпоративной культуре. Инновации и корпоративная культура. Характеристики работников инновационной организации. Ценности инновационной организации. Сопротивление инновациям или поддержка их. Преодоление сопротивления изменениям. Распространение примеров положительного опыта инновационной деятельности. Обучающие программы. Зарубежный опыт управления инновационной деятельностью. Стимулирование инновационной деятельности как фактор развития корпоративной культуры. Тема 7. Экологическая культура в системе корпоративной культуры организации. Понятие экологической культуры. Структура и критерии экологической культуры личности. Задачи и функции экологической культуры. Экологическая культура - основа эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Система экологического управления корпорацией. Тема 8. Современные принципы этической культуры. Универсальные этические принципы и нравственные нормы. Стандарты деловой этики. Признаки корпоративной культуры этичной корпорации. Организационные механизмы внедрения этических принципов и норм: этические кодексы корпоративной культуры, комитеты по этике, специализированные тренинги, деятельность юридических комитетов. 5. Образовательные технологии При реализации дисциплины «Корпоративная культура» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий проводятся лекции с использованием ПК и мультимедийного проектора; практические занятия ориентированы на применение современных образовательных технологий, включающих деловые игры, анализ конкретных ситуаций и видеокейсов, тесты, задания, научные дискуссии по наиболее острым проблемам, связанным с анализом, формированием, поддержанием и изменением корпоративных культур. Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании рефератов и при выполнении домашних заданий) и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке. Методы обучения, применяемые при изучении дисциплины способствуют закреплению и совершенствованию знаний, овладению умениями и получению навыков в области организационного поведения, управления корпоративной культурой. Содержание учебного материала диктует выбор методов обучения: информационно-развивающие – лекция, объяснение, демонстрация, решение задач, анализ ситуаций и видеокейсов, самостоятельная работа с тестами и рекомендуемой литературой; проблемно-поисковые и исследовательские – самостоятельная проработка предлагаемых проблемных вопросов по дисциплине. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Для организации самостоятельной работы студентов подготовлен УМК, который содержит учебно-методический материал по каждой теме: лекции, вопросы для самопроверки и обсуждения, ситуации для анализа, схемы, таблицы, графики, задания, задачи, тесты, терминологический словарь, вопросы для экзамена, темы докладов и рефератов, список основной и дополнительной литературы. Такой материал позволяет применять следующие формы самостоятельной работы студентов:
Эти формы самостоятельной работы по темам дисциплины «Корпоративная культура» представлены в УМК: Дорофеева Л.И. Корпоративная культура. Например, к теме 2 предлагаются следующие три задания и ситуация для анализа. З А Д А Н И Е 1 Специалист в области корпоративной культуры Э. Шайн считает, что ее формирование обусловлено влиянием пяти первичных и пяти вторичных факторов.1 Разделите приведенные ниже десять факторов на эти две группы, ответ обоснуйте.
З А Д А Н И Е 2 Проанализируйте ценности известных в мире компаний, приведенные ниже, и ответьте на вопросы.
Ценности фирм Мацусита-Денки 1. Служение нации путем развития производства. 2. Честность. 3. Гармония и сотрудничество.
Порше
Сони
IBM
ЗАДАНИЕ 3 Сильная корпоративная культура Проанализируйте культуру любой организации, которую вы хорошо знаете. Укажите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными в табл. 3 утверждениями. Подсчитайте общую сумму баллов. Сумма в 52 балла и выше означает, что в вашей организации существует сильная культура. Если ваша оценка находится в диапазоне от 26 до 51 балла, организация характеризуется умеренно сильной культурой. Если организация набрала менее 25 баллов, ее культура, вероятно, не способствует адаптации к внешней среде и не соответствует потребностям ее членов. Обсудите положительные и отрицательные стороны сильной корпоративной культуры. Таблица 32 Характеристики сильной корпоративной культуры
СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА В Израиле суд обязал организаторов языковых курсов выплатить компенсацию ученице, которая не смогла выучить английский. Причем наказана была одна из самых знаменитых в мире компаний – Berlitz International, специализирующихся на преподавании иностранных языков. Методика лингвиста Максимилиана Берлица существует уже более века, и по ней, в частности, учил английский Николай II. Израильское отделение компании Berlitz всем своим ученикам пообещало успехи в изучении английского, чем и воспользовалась одна из учениц. Она честно отсидела в аудитории весь курс, но выучить язык так и не смогла. Тогда она обратилась в суд с жалобой на компанию, которая, по ее мнению, действовала обманом. Организаторы языковых курсов предложили женщине пройти курсы еще раз, причем бесплатно. Однако та не пожелала тратить свое время и потребовала компенсации за обманутые ожидания. И суд принял ее сторону. Израильское правосудие согласилось, что ученица не сделала всего, что было в ее силах для того, чтобы овладеть иностранным языком. Но компенсацию в размере двух с половиной тысяч шекелей, это примерно 650 долларов, женщина за свою учебную неудачу получила. ВОПРОСЫ
|
Рабочая программа дисциплины дс. В. 03 Корпоративная культура | А. О. Панфилова корпоративная социальная ответсвенность организации Рабочая программа учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность организации» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Памятка для студентов по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» Во 2 семестре изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность (далее – ксо)» предусматривает рассмотрение следующих... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 100200. 62 «Туризм» | ||
Рабочая программа дисциплины физическая культура степень выпускника... ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине корпоративная социальная ответственность Целью изучения дисциплины “Корпоративная социальная ответственность” является формирование у бакалавров в будущей профессиональной... | ||
Рабочая программа дисциплины Корпоративная социальная ответственность Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла ( Б. 9) студентам очной и заочной... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Корпоративная социальная... Корпоративная социальная программа [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 24 с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины корпоративная культура и... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа дисциплины б. 7 «Корпоративная социальная ответственность» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» А. Цели дисциплины: освоение студентами концептуальных и практических основ формирование корпоративной социальной ответственности... | Рабочая программа дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» Место дисциплины в структуре ооп: Б3 Профессиональный цикл, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, корпоративный... | ||
Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине... Для достижения учебных целей дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студентам необходимо, наряду с другими видами... | ||
Рабочая программа дисциплины Б. 3 Б. 11 Корпоративная и социальная ответственность Важно сформировать в сознании будущих управленцев социальную направленность корпоративного управления | Рабочая программа дисциплины «физическая культура» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Физическая культура» специализации 050501. 65 «Профессиональное обучение... |