Скачать 152.64 Kb.
|
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» Автор: к.с.н., доц. Деханова Н.Г. I. Корпоративная социальная ответственность II. Шифр дисциплины III. Цели и задачи дисциплиныА. Цели дисциплины: освоение студентами концептуальных и практических основ формирование корпоративной социальной ответственности как необходимого элемента устойчивого развития организации.. Б. Задачи дисциплины: усвоение теоретико-методологических подходов к определению сущности корпоративной социальной ответственности; овладение навыками анализа нефинансовой социальной отчётности компании; формирование навыков разработки социальных программ и социальных отчетов организации. IV. Место дисциплины в структуре ООП А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане: -тип образовательного стандарта и вид учебного плана – ФБ – учебный план бакалавриата ФГОС; -направление подготовки – Менеджмент (Маркетинг) Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане: - базовая часть, - тип – обязательный курс, - 3 курс, - 5 семестр. В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной дисциплины: «Теория организации и организационное поведение», «Экономика», «Методы принятия управленческих решений», «Теория и история менеджмента». Г. Общая трудоёмкость дисциплины- 144 академических часа, 4 зачётных единицы. Д.Форма промежуточной аттестации- экзамен V.Форма проведения: А. Форма занятий: лекции – 36 часов; практические занятия – 18 часов; самостоятельная работа – 90 часов -Формы текущего контроля - подготовка и написание рефератов, эссе, контрольных тестов, участие в дискуссиях. VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам
VII. Содержание учебной дисциплины. Тема 1. Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности. Объекты и субъекты в системе корпоративной социальной ответственности (КСО). Теоретико-методологические подходы к определению сущности корпоративной социальной ответственности. Виды и уровни корпоративной социальной ответственности. Внутренняя и внешняя корпоративная социальная ответственность. Концептуальные принципы формирования корпоративной социальной ответственности. Направления развития корпоративной социальной ответственности. Роль государства в развитии и поддержании КСО – правовое регулирование, налоговая политика, институциональная политика. Тема 2. Основные этапы становления концепций социальной ответственности бизнеса. Социальная ответственность бизнеса – экономические, политические, экологические, социальные аспекты. Теории корпоративной социальной ответственности: теория корпоративного эгоизма (М. Фридмен), теория корпоративного альтруизма, теория разумного эгоизма, теория социально-ответственного поведения. Социально-ответственное поведение как основа развития современной компании. Человеческий капитал (Г.Беккер), инвестиции в человеческий капитал, человеческие ресурсы. Основная и периферийная рабочая сила — доступ к социальным гарантиям. Социальное доверие (Ф.Фукуяма). Социальный капитал. Нематериальные активы предприятия. Теория заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Понятие социального менеджмента. Неоклассические, менеджералистские и государственнические интерпретации социальной ответственности Тема 3. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление. Место концепции КСО в стратегическом управлении. Корпоративная миссия. Корпоративная стратегия. Корпоративный имидж. Корпоративная репутация. Внешняя и внутренняя среда корпоративной ответственности. Приоритеты социальной политики компании. Социальные инвестиции. Социально значимые отрасли. Корпоративная идентичность Тема 4. Социальные программы российского бизнес-сообщества. Роль социальных программ и проектов в организации. Типологические основания и виды социальных программ. Принципы разработки и реализации социальных программ на организационном уровне. Благотворительность. Филантропия. Спонсорство. Оценка эффективности социальных программ. Тема 5. Социальная отчетность компании: зарубежный и отечественный опыт. Корпоративный социальный отчет. Ключевые аспекты составления социального отчета компании. Формы распространения социальных отчетов компании. Основные стандарты нефинансовой отчетности. Система КСО в европейских странах. Американская модель КСО. Стандарты нефинансовой отчетности, применяемые в России. Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний. Экспертная оценка нефинансовых отчетов в России. Рейтинг социальной ответственности. Тема 6. Корпоративная социальная ответственность в системе социального партнерства. Основные субъекты в системе социального партнёрства. Эволюция отношений и стратегий взаимодействия властных и предпринимательских структур. Основные модели взаимодействия власти и бизнеса: «добровольно-принудительная благотворительность», «торг», «социальное партнерство». Корпоративная социальная ответственность и социально-трудовые отношения. Социальное партнерство и международное регулирование социально-трудовых отношений. Корпоративная социальная ответственность и социальная защита занятого населения. Влияние государства на объем и направленность социальных инвестиций предприятий. Тема 7. Проблемы этики и современное управление. Этические стандарты и поведение в организации. Технологии разработки этических стандартов: содержание, виды и основные этапы. Кодексы корпоративной социальной ответственности. Принципы разработки и механизмы формирования приверженности. Проблемы этики бизнеса на международном уровне в условиях глобализации. Тема 8. Влияние КСО на имидж компании. Природа корпоративного имиджа. Внутренний и внешний имидж. Процесс создания имиджа. Позиционирование организации в социальном пространстве. Имидж организации. Доверие, репутация, солидарность. Формирование специфической корпоративной культуры. Тема 9. Стандартизация КСО. Эффективность КСО и методы ее оценки. Международный стандарт ИСО 14000 (экология и безопасность окружающей среды). Международный стандарт ИСО 18000 (Охрана труда и техника безопасности на предприятии). Международный стандарт ИСО 26000 (Руководство по социальной ответственности). Существующие методики определения уровня корпоративной социальной ответственности, используемые в России. Методика оценки количественного индекса социальных инвестиций Методика оценки качественного индекса социальных инвестиций. Критерии оценки уровня развития КСО. Социальный аудит. Оценка PR эффектов. Рейтинги деловой репутации. Задания для самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку рефератов и докладов в форме презентаций, решении кейсов по предполагаемой тематике. VIII. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины :
IX. Образовательные технологиипроведение лекционных и семинарских занятий с использованием мультимедийных технологий; обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами; использование кейс-технологий; использование интерактивных обучающихся технологий: дискуссий, круглых столов. X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов А. Темы рефератов и докладов
Б. Вопросы для подготовки к экзамену
XI. Учебно-методическое и информационное обеспечениеА.Основная литература
Б. Дополнительная литература
В. Интернет-ресурсы http://journal.socio.msu.ru/ - журнал «Социология» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm - «Социологический журнал» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm - «Социологические исследования» (социс) http://lib.socio.msu.ru/l/library - Электронная библиотека социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту www.socionet.ru - портал по общественным наукам www.amr.ru – Ассоциация менеджеров www.sprb.amr.ru – Ресурсный центр «Социальной программы российского бизнеса» www.urbaneconomics.ru – Фонд «Институт экономики города». www.executive.ru – Executive (Сайт сообщества профессионалов и менеджеров) www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации (Комитет по деловой этике) www.rspp.ru – Российский союз промышленников и предпринимателей На английском языке: . Социальные стандарты www.accountability.co.uk – The Institute for Social and Ethical Accountability www.globalreporting.org – Global Reporting Initiative www.cepaa.org – The Social Accountability 8000 www.stakeholderalliance.org – The Sunshine Standards www.sustainability.com – SustainAbility Ltd www.bsr.org – Business for Social Responsibility www.cseurope.org – Corporate Social Responsibility Europe www.ibe.org.uk – Institute for Business Ethics www.unglobalcompact.org – UN Global Compact www.globalsullivanprinciples.org – Global Sullivan Principles of Social Responsibility www.sustainability6index.com – Dow Jones Sustainability Indexes www.domini.com – The Domini 400 Social Index www.cauxroundtable.org – Principles for Business, The Caux Round Table www.keidanren.or.jp – Keidanren Charter for Good Corporate Behavior XII. Материально-техническое обеспечение:Учебно-вспомогательные аудитории:
|
Памятка для студентов по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» Во 2 семестре изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность (далее – ксо)» предусматривает рассмотрение следующих... | Учебно-методический комплекс по дисциплине корпоративная социальная ответственность Целью изучения дисциплины “Корпоративная социальная ответственность” является формирование у бакалавров в будущей профессиональной... | ||
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине... Для достижения учебных целей дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студентам необходимо, наряду с другими видами... | А. О. Панфилова корпоративная социальная ответсвенность организации Рабочая программа учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность организации» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Рабочая программа дисциплины б. 7 «Корпоративная социальная ответственность» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины Б. 3 Б. 11 Корпоративная и социальная ответственность Важно сформировать в сознании будущих управленцев социальную направленность корпоративного управления | Алексей Костин, Исполнительный директор некоммерческого партнерства... Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Корпоративная социальная ответственность – Русский Центр» | ||
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» Место дисциплины в структуре ооп: Б3 Профессиональный цикл, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, корпоративный... | Рабочая программа дисциплины Корпоративная социальная ответственность Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла ( Б. 9) студентам очной и заочной... | ||
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Рабочая программа учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080200.... | Технологическая карта по дисциплине корпоративная социальная ответственность... Технологическая карта по дисциплине корпоративная социальная ответственность (гос3) | ||
3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс... Целями освоения учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» являются | Решение заседания кафедры Протокол №1 3 ... | ||
Рабочая программа дисциплины Б. 3 Б. 11 Корпоративная и социальная ответственность Практические примеры социальной ответственности компаний позволят познакомиться с реальной практикой компаний в реализации социальных... | Российской федерации В процессе изучения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студентам предоставляется возможность исследовать феномен... |