Скачать 182.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Направление подготовки 080200.62- Менеджмент Профиль подготовки Менеджмент организации Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Формирование и развитие корпоративной социальной ответственности является одной из основных управленческих задач. Как показывает практика, высокая корпоративная социальная ответственность позволяет сформировать положительный имидж организации. Понятие «корпоративная социальная ответственность» подразумевает добровольный вклад компании в развитие государства и общества, ее активную деятельность в экономической, социальной и экологической сфере. В процессе изучения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студентам предоставляется возможность исследовать феномен корпоративной социальной ответственности, овладеть навыками ее формирования и развития. Целями освоения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» является освоение студентами концептуальных и практических основ формирование корпоративной социальной ответственности как необходимого элемента устойчивого развития организации и инструмента корпоративной безопасности. Объектом изучения является корпоративная социальная ответственность. Предметом изучения курса являются отношения, складывающиеся на микроуровне экономики в процессе формирования и развития корпоративной социальной ответственности. Основные задачи дисциплины:
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» является дисциплиной профессионального цикла и предусматривает использование знаний и навыков, приобретенных студентами при изучении таких курсов как «Экономика», «Микроэкономика» «Маркетинг», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Экономика фирмы», «Экономический анализ», «Социология». Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» будут востребованы при изучении курсов «Управление качеством», «Антикоррупционная политика», «Теория корпоративного управления», «Управление изменениями», «Маркетинговые коммуникации». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность». 3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13); учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20); 3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); владеет современными технологиями управления персоналом (ПК-14); учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16) имеет представление об экономическом образе мышления (ПК-26); умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); способен оценивать экономические и социальные условия предпринимательской деятельности (ПК-50) В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать - основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами - типы организационной культуры и методы ее формирования - роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации - причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях - связующие процессы в организации и основные школы и направления в управленческой науке - методы и модели принятия решений в управлении деятельностью организации - бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом Уметь -оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по формирования корпоративной социальной отвественности, улучшению имиджа организации как работодателя -разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность -разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации -идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО -диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этичных управленческих решений - анализировать и оценивать воздействие факторов микро- и макросреды на функционирование организации, а также прогнозировать собственные возможности фирмы и ее конкурентоспособность - анализировать обзор средств массовой информации, пресс-релизы компаний, опубликованные финансовые отчеты, рынки потребительских товаров, правительственную статистику, электронные издания - использовать в практической деятельности информацию, полученную в результате маркетинговых исследований рынка, потребителей, конкурентов при разработке стратегий организации Владеть
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Корпоративная социальная ответственность» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретико-методологические подходы к определению сущности корпоративной социальной ответственности. Виды и уровни корпоративной социальной ответственности. Внутренняя и внешняя корпоративная социальная ответственность. Концептуальные принципы формирования корпоративной социальной ответственности. Направления развития корпоративной социальной ответственности.
Понятие социальной активности организации. Виды и формы социальной активности. Социальная политика. Модели социальной политики организации. Принципы формирования социальной политики в организации. Механизмы реализации социальной политики в организации.
Основные теории и концепции для моделирования организационного поведения. Три подхода к объяснению поведения человека в организации. Подход, основанный на психоанализе. Бихевиористский подход. Школа гуманистической психологии. практическое значение основных положений теорий и концепций личности. Управление организационным поведением. Этические стандарты и поведение в организации. Технологии разработки этических стандартов: содержание, виды и основные этапы. Кодексы корпоративной социальной ответственности. Принципы разработки и механизмы формирования приверженности.
Природа корпоративного имиджа. Внутренний и внешний имидж. Процесс создания имиджа. Позиционирвание организации в социальном пространстве. Имидж организации. Доверие, репутация, солидарность. Формирование специфической корпоративной культуры. Имиджелогия и паблик рилейшинз (ПР). Поиск наиболее эффективных методов воздействия на аудиторию. Позиционирование организации в благоприятную информационную среду. Манипулирование. Мифологизация. Эмоционализация. Создание выгодных для организации как коммуникаторов контекстов (форматизация). Акцентирование информации. Дистанцирование. Визуализация. Инструментарий формирования имиджа. Ключевые характеристики и составляющие имиджа, оптимизация воздействия внутренней и внешней среды на формирования имиджа. Природа репутации и репутационного контроля. Формирование репутации. Технологии репутационного контроля в повышении корпоративной социальной ответственности.
Роль социальных программ и проектов в организации. Типологические основания и виды социальных программ. Принципы разработки и реализации социальных программ на организационном уровне. Оценка эффективности программ.
Сущность управления программами. Параметры эффективности программ. Принципы разработки программ. Механизмы реализации программ. Технологии контроля и оценки эффективности программ.
Оценка эффективности организационных систем. Организационное проектирование, методы повышения эффективности организации. Связь проблемы организационного проектирования и жизненного цикла организации. Этапы проектирования. Методология исследования деятельности организации. Критерии эффективности в зависимости от задач организации. Корректировка организационных структур. Роль руководства в обеспечении эффективности организаций. Компетенции и компетентность руководителя. Личная социальная ответственность и корпоративная социальная ответственности.
Управление персоналом организации: сущность и принципы. Кадровая политика в формировании корпоративной социальной ответственности. Принципы управления персоналом в контексте организационного развития. Кадровые технологии и технологии формирования корпоративной социальной ответственности. 5. Образовательные технологии Лекционные и семинарские, практические занятия, самостоятельная работа. Семинарские/практические занятия проводятся с использованием активных методов: работа в малых группах, обсуждение методов и технологий формирования и развития корпоративной социальной ответственности посредством анализа ситуаций, кейсов. Самостоятельная работа студента предполагает изучение литературы, групповые исследования, подготовку докладов и рефератов, массивов фактологических данных, презентаций. Выполнение заданий требует использования не только учебников и пособий, но и информации, содержащейся в периодических изданиях, Интернете.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов осуществляется в виде докладов и практических заданий. Тематика самостоятельной работы:
Результаты самостоятельной работы проверяются в ходе защиты докладов, по результатам тестирования, результатам групповой работы и выполнения практических заданий. Тема доклада указывается преподавателем и соответствует плану семинарских занятий. Доклад предполагает устное выступление студента в пределах 15 минут. По результатам выступления формируется дискуссия: присутствующие задают вопросы (не менее 3 вопросов). В конце выступления возможен краткий опрос основных положений: докладчик или преподаватель задают вопросы аудитории. При составлении сообщения студент должен использовать не менее трех источников (учебник и специализированная литература по теме). Знакомство с оригинальными текстами, изложение и анализ оригинала оценивается дополнительными баллами. Практические задания выполняются в группах по 1-2 человека. Для выполнения задания необходимо провести сбор информации, а также анализ полученных данных. Источником информации являются периодические издания и интернет - ресурсы. Оценка: Оценивается по 5-балльной шкале в зависимости от полноты и логичности анализа, а также от умения студента защитить свою точку зрения. Экзаменационные вопросы
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» а) основная литература:
б) дополнительная литература
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Материально-техническое обеспечение – учебные аудитории, мультимедийное оборудование, аудитории для доступа в Интернет. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 080200.62-Менеджмент профиль «Менеджмент организации». Автор (ы) к.с.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Стазаева И.В. Программа одобрена на заседании кафедры менеджмента и маркетинга от 31.08.2011 года, протокол № 1. Подписи: Зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Л.И.Дорофеева Декан экономического факультета О.С.Балаш |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |