Скачать 0.61 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Теория организации и организационное поведение Направление подготовки Менеджмент Профиль подготовки Корпоративное управление Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов, 2012
Целью освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» является получение будущим выпускником теоретических и прикладных профессиональных знаний и умений в области законов, принципов и механизмов функционирования организационных систем, формирование системных знаний о закономерностях поведения человека, группы, организации в целом и на этой основе формирование умений и навыков управления индивидуальной и совместной деятельностью в рамках определенных организационных структур, выявления причин недостаточной результативности организации для повышения эффективности ее функционирования в постоянно меняющейся внешней среде, а также приобретение навыков самостоятельного и творческого использования теоретических знаний в практической деятельности. 2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» относится к дисциплинам профиля «Корпоративный менеджмент», входящего в профессиональный цикл (М.2) подготовки магистра по направлению Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в области управления поведением индивидов, групп, организации в целом. В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Исследование систем управления», «История и методология науки управления», «Современные проблемы науки управления», «Психология управления», «Системный анализ», «Современный стратегический анализ», «Система корпоративного управления», «Корпоративное законодательство», «Стратегическое корпоративное управление». Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании основных философских понятий и методов, закономерностей общественно-политического и экономического развития, экономических методов и инструментария для анализа внешней и внутренней среды организации, поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства, обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения закономерностей поведения человека, группы, организации в целом и на этой основе формирование эффективных моделей поведения этих субъектов в постоянно меняющемся окружении. Студент должен обладать следующим набором компетенций, которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи:
Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин как «Методы исследования в менеджменте», «Управление человеческими ресурсами», «Механизм корпоративного контроля», «Корпоративная этика». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» профессиональные (ПК)
В результате освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4.2. Структура и содержание дисциплины «Теория организации и организационное поведение» Общая трудоёмкость составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
Тема 1. Организация как социально-экономическая система Понятие организации и её роль в жизни общества. Социальные и социально-экономические системы. Типология организаций. Принципы организации. Характеристики организации как системы. Закрытые и открытые организации, способы их развития. Внутренняя и внешняя среда организации. Организационно- правовые формы организаций. Отношения между различными организациями и их изменение. Жизненный цикл организации. Организационная культура. Понятие организационной культуры, ее элементы и типы. Формирование организационной культуры в организации. Тема 2. Основополагающие законы организаций. Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях. Закон синергии. Основные показатели созидательного синергетического эффекта. Закон самосохранения и борьба организаций за выживание. Основные факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации. Закон развития. Возможности реализации основной цели организации. Выбор стратегии развития организации. Законы организации второго уровня: закон информированности-упорядоченности; закон анализа и синтеза; закон композиции и пропорциональности; закон гармонии. Тема 3. Рационализация организационной деятельности Принципы рационализации. Направления рационализации организационной и трудовой деятельности. Повышение качества управленческого и исполнительского труда. Концепция управления качеством. Влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности. Тема 4. Организационные структуры управления Процесс формирования организационной структуры. Методы проектирования структур. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура. Изменения структуры. Механическая и органическая модели организационного проектирования. Бюрократические системы. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение. Оценка эффективности организационных проектов. Тема 5. Интеграционные процессы в организации. Понятие и источники интеграции в организации. Характеристики интеграции менеджмента в организации: степень дифференциации управления, содержание и структура ценностей организации, тип управления, стиль управления, технологии управления. Границы интеграционных процессов. Тенденции интеграционных процессов в менеджменте. Формы интеграционных структур: корпоративные организации, финансово-промышленные группы, транснациональные компании, международные совместные предприятия. Тема 6. Адаптация организации к рынку. Формы собственности и организация управления. Реакции организации на изменения внешней среды. Организация малых предприятий. Формы организации предприятий. Акционерные общества. Организация государственных предприятий. Взаимодействие государства и предприятий. Тема 7. Поведение индивида в организации. Основа понимания поведения людей в организации. Характеристики поведения человека. Самоорганизация индивида. Мотивация и стимулирование требуемого поведения. Механизм мотивации. Организация и содержание труда как фактор мотивации. Результативность мотивации. Роль восприятия в поведении человека. Сущность, свойства и процесс восприятия. Законы и эффекты восприятия. Понятие атрибуции, ее типы и эффекты. Формирование впечатлений и управление впечатлениями. Тема 8. Личность и организация. Теории поведения человека в организации. Процесс формирования и развития личности. Личность и работа. Ценности. Критерии ясности личностных ценностей. Изменение ценностей. Установки. Функции установок. Изменение установок. Вовлеченность в работу и приверженность организации. Тема 9. Формирование группового поведения в организации. Понятие группы и их виды. Классификация групп. Причины создания групп. Стадии развития групп. Характеристики группы. Взаимодействие формальных и неформальных групп в организации. Принятие решений в группе. Преимущества и недостатки работы в группе. Группа и команда: сходство и различие. Модель развития команды. Самоуправляемая команда. Управленческая команда. Условия и факторы эффективности групповой работы. Управление межгрупповыми конфликтами. Тема 10. Коммуникативное поведение в организации. Понятие и роль коммуникаций в управлении. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы. Виды коммуникаций в организации. Классификация коммуникаций. Невербальные коммуникации. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры. Барьеры на пути эффективных коммуникаций. Активное слушание как средство эффективного общения. Типы коммуникационных сетей. Коммуникационные стили. Тема 11. Управление поведением организации. Эффективность деятельности организации. Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла. Корпоративная культура и поведение организации. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Влияние корпоративной культуры на инновационную деятельность. Перспективы развития корпоративной культуры в России. Формирование и управление репутацией организации. Тема 12. Социализация индивида в организации. Понятие, этапы и механизмы социализации работников в организации. Обучение при вхождении в организацию. Формы социализации. Факторы, способствующие девиации. Классификация преступлений и девиаций на работе. Тема 13. Изменения в организации. Концепция организационных изменений. Необходимость, факторы, предпосылки и природа организационных изменений. Современные тенденции развития организаций. Уровни организационных изменений. Типы организационных изменений. Принципы управления процессом изменений. Структура системы управления изменениями. Модели организационных изменений. Модель и этапы процесса управления плановыми изменениями. Причины и формы проявления сопротивления работников переменам в организации. Преодоление сопротивления изменениям. Изменения и конфликты. Индивидуальный стресс и управление стрессом. Стили проведения изменений в организации. Концепции организационного развития, ее достоинства и ограничения. Этические проблемы организационного развития. 5. Образовательные технологии При реализации программы дисциплины «Теория организации и организационное поведение» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий проводятся лекции с использованием ПК и мультимедийного проектора; практические занятия ориентированы на применение современных образовательных технологий, включающих деловые игры, анализ конкретных ситуаций и видеокейсов, тесты, задания, научные дискуссии по наиболее острым проблемам, связанным с анализом и формированием эффективного поведения индивидов, групп и организаций в целом для их адаптации и выживания в неопределенной среде в долгосрочной перспективе. Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании рефератов и при выполнении домашних заданий) и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке. Методы обучения, применяемые при изучении дисциплины способствуют закреплению и совершенствованию знаний, овладению умениями и получению навыков в области организационного поведения. Содержание учебного материала диктует выбор методов обучения: информационно-развивающие – лекция, объяснение, демонстрация, решение задач, анализ ситуаций и видеокейсов, самостоятельная работа с тестами и рекомендуемой литературой; проблемно-поисковые и исследовательские – самостоятельная проработка предлагаемых проблемных вопросов по дисциплине. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Для организации самостоятельной работы студентов подготовлен УМК, который содержит учебно-методический материал по каждой теме: лекции, вопросы для самопроверки и обсуждения, ситуации для анализа, схемы, таблицы, графики, задания, задачи, тесты, терминологический словарь, вопросы для зачетов и экзаменов, темы докладов и рефератов, список основной и дополнительной литературы. Такой материал позволяет применять следующие формы самостоятельной работы студентов:
Эти формы самостоятельной работы представлены в УМК: Дорофеева Л.И. Основы менеджмента: УМК. – 3-е изд., перераб. и доп. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – 411 с.; УМК: Дорофеева Л.И. Организационное поведение: УМК для студентов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Саратов: Издат. Центр «Наука», 2011. – 301с. 6.1. Текущий контроль освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» по темам и промежуточная аттестация студента в рамках балльно-рейтинговой системы представлен в таблице 1. 6.2. Темы докладов, рефератов, направлений научных исследований (выделены полужирным шрифтом)
6.3. Вопросы для экзамена
6.4. Тестирование. |
Рабочая программа дисциплины Теория менеджмента: организационное поведение Дисциплина «Теория менеджмента: организационное поведение» входит в профессиональный цикл дисциплин ( Б. 3). Преподавание дисциплины... | Рабочая программа Учебной дисциплины управление персоналом для направления... Изучение дисциплины базируется на таких курсах, как «Экономическая теория», «Теория организации и организационное поведение», «Основы... | ||
Российской федерации ... | Программа дисциплины Теория организаций и организационное поведение... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | ||
Теория менеджмента 2 (организационное поведение) Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История аграрных отношений», «Экономическая теория» | Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение» Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины организационное поведение Цель и задачи дисциплины Развитие знаний и навыков студентов в сфере управления поведением людей в современной организации | ||
Пояснительная записка. Требования к студентам Специальная дисциплина «Управление персоналом» является обязательной для изучения современными специалистами по всем направлениям... | Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины теория организации и организационное... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080200. 68 «Менеджмент», утверждённого приказом... | Рабочая программа дисциплины б. 9 Организационное поведение | ||
Требования гос впо к обязательному минимуму содержания основной образовательной... В организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации;... | Рабочая программа дисциплины б. 5Теория организации и организационное... Программа одобрена на 2014-2015 учебный год на заседании кафедры «Стратегический менеджмент и управление инновациями» Протокол № | ||
Рабочая программа учебной дисциплины организационное поведение Москва, Просвещение 2008 год автор Н. Н. Гара и государственного образовательного стандарта | Рабочая программа дисциплины б. 3 В организационное поведение (указывается... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |