Скачать 1.09 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Организационное поведение Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины: формирование у студентов профессиональных компетенций в области менеджмента, основы знаний по проблемам поведения людей в организациях; вопросам результативности организаций; развитию культуры организаций и культуры поведения отдельной личности в организациях, а также рассмотрение базовых теоретических моделей и практических следствий эффектов организационного поведения для менеджмента. Задачи дисциплины:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший данную дисциплину должен иметь системное представление: - знать теоретические концепции, базовые подходы и модели организационного поведения; - понимать и уметь анализировать основные аспекты взаимодействия человека и организации; - представлять основные принципы и подходы реализации изменений в организации: - владеть профессиональными навыками менеджера в области организационного поведения (осуществление коммуникаций, организация групповой работы, разрешение конфликтов, самоменеджмент и т.д.) знать: теории поведения людей в организации; особенности групповых взаимоотношений людей; эффективные коммуникации; управление стрессами и конфликтами, отношение людей к нововведениям и т.п. уметь: анализировать сложившуюся управленческую ситуацию и ставить цели по ее развитию; формировать программу влияния на поведение индивидов, групп и организации с учетом особенностей внутриорганизационной среды. Содержание разделов дисциплины 1. Основы организационного поведения Понятие и направления развития организационного поведения. Предмет, цели и задачи организационного поведения. Связь оргповедения с другими дисциплинами. История становления организационного поведения как научной дисциплины. Классический этап. Хотторнские эксперименты. Гуманистический этап. Культурологический этап. Система оргповедения, ее структура. Поведение индивида. Особенности поведения: причинность, целенаправленность, мотивированность. Виртуальное поведение, его особенности. Понятие, признаки и виды организации. Эффективность деятельности организации. Критерии эффективности: краткосрочные, долгосрочные. Индивидуальная, групповая, организационная эффективность. 2. Восприятие и атрибуция Основные переменные, влияющие на индивидуальное поведение. Сущность и значимость восприятия. Сенсорные процессы. Роль восприятия в поведении человека. Свойства (предметность, структурность, активность, апперцептивность, контекстность, осмысленность) восприятия. Процесс восприятия, его этапы: регистрация, селекция, организация, категоризация, хранение и интерпретация. Внешние и внутренние факторы восприятия. Формы и принципы организационного восприятия. Законы и эффекты восприятия. Атрибуция. Каузальная атрибуция. Диспозиционная и ситуационная атрибуция. Акт атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции, условия ее возникновения. Исследование Келли атрибутивного процесса. Мотивационные ошибки атрибуции. Возможные причинные атрибуции успеха и неудачи. Модель Б.Вайнера. Формирование и управление впечатлениями. Основные тактики управления впечатлениями. Усиление позиции собеседника. 3. Основные теории и модели организационного поведения Теории поведения человека в организации. Теории типов (Гиппократ, В. шелдон, К. Юнг). Теории черт (Р. Кэттелл). Гештальтпсихология. Психодинамические и психоаналитические теории (З. Фрейд, К. Юнг, Э.Формм). Бихевиоризм (И.П. Павлов, Д. Уотсон, Б.Скиннер). Теории гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франкл). Теории социального научения (А. Бандура). Ситуационизм (В. Мишель). Интеракционизм. Системный подход в организационном поведении. Современные и перспективные модели организационного поведения. 4. Личность и организация Понятие личность. Процесс формирование и развития личности. детерминанты личности. Стадии развития личности. Социализация. Модель «от незрелости к зрелости» К. Арджириса. Подход с позиций черт личности. Параметры «большой пятерки»: пятифакторная модель. Индивидуальные различия личностей работников: демографические характеристики, компетентность, психологические особенности. Основные личностные характеристики: самооценка, локус контроля, авторитаризм, макиавеллизм, ориентация по типу А, ориентация по типу Б. ориентация на достижения, склонность к риску, догматизм, самомониторинг. Ценности личности. Классификация ценностей. Критерии ясности личностных ценностей. Установки. Понятие, компоненты и функции установок. Изменение установок. Когнитивный диссонанс. Удовлетворенность трудом. Вовлеченность в работу и приверженность организации. 5. Мотивация и результативность Сущность и содержание мотивации. Условия мотивации личности. Взаимосвязь мотивации личности с результативностью ее работы в организации. Комплекс мотивов поведения работника. Самоорганизация индивида: понятие, стадии. Развитие самоорганизации индивида. Комплекс задач мотивации работника. Мотивация и стимулирование. Сравнительный анализ мотивов и стимулов поведения индивида. Система экономического стимулирования. Система морального стимулирования. Механизм мотивации. Результативность мотивации. Закон результата. Моделирование мотивации организационного поведения. Факторы, обеспечивающие повышение результативности мотивации. 6. Формирование группового поведения в организации Понятие «группа», классификация. Причины создания групп. Этапы формирования группы (Подход Б.Такмана и Н.Дженсена). Характеристики группы: основные, ситуационные. Групповая сплоченность. Факторы, влияющие на групповую сплоченность. Формальные и неформальные группы, их взаимодействие в организации. Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе. Командный подход в управлении организацией. Команда, ее характеристики, типология. Различия между рабочей группой и командой. Факторы, влияющие на формирования команд. Модель развития команды (Дж. Катценбах, Д. Смит). Самоуправляемые команды. Управленческая команда. Условия и факторы эффективности групповой работы. Критерии эффективности группой работы. Условия деятельности организации. Поддерживающее окружение. Личностные характеристики сотрудников, входящих в группу. Особенности и причины межгрупповых конфликтов. Управление межгрупповыми конфликтами. 7. Коммуникативное поведение в организации Понятие и значение коммуникаций. Этапы и элементы коммуникационного процесса. Классификация коммуникаций. Формальные и неформальные коммуникации. Слухи. Невербальные коммуникации. Кинесические, просодические и экстралингвистические, такесические, проксемические средства общения. Коммуникационные барьеры. Коммуникационные сети. Коммуникативное поведение руководителя. Активное слушание как средство эффективного общения. 8. Лидерство в организации Истоки и классические исследования лидерства. Теория личностных черт. Поведенческий подход. Ситуационные теории. Организационное лидерство или лидер в организации. Властный аспект организационного лидерства. Управленческий аспект лидерства. Делегирование полномочий и ответственность. Проблемы делегирования полномочий. Современные оценки феномена лидерства. Развитие навыков лидера. 9. Анализ и конструирование организации Организационное проектирование. Формулирование стратегии, целей организации. Конструирование переменных. Принципы конструирования эффективной организации. Проектирование организации: исследование при помощи прямого наблюдения: при помощи анализа документов, при помощи опроса. Методика конструирования организации. 10. Управление поведением организации Стадии жизненного цикла организации и трансформация задач менеджера на разных стадиях. Особенности ОП на различных этапах жизненного цикла организации. Организационная структура. Зависимость поведения организации от оргструктуры. Корпоративная культура и организационное поведение. Корпоративная культура, основные элементы, типология. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Формирование репутации организации. Имидж организации. Репутация организации. Ловушки «репутации». Методы управления репутацией организации. Защита деловой репутации. 11. Изменения в организации Современные тенденции развития организации. Сущность организационного развития. Основные положения концепции организационного развития. Каузальные, промежуточные и результирующие переменные организационных процессов развития. Достоинства и ограничения организационного развития. Природа организационных изменений. Виды изменений в организации. Стили проведения изменений в организации. Принципы управления изменениями. Сопротивление организационным изменениям, его причины. Формы проявления сопротивления персонала изменениям. Методы преодоления сопротивления изменениям. Сущность индивидуального стресса, его динамика. Факторы, вызывающие стресс. Управление стрессом. 12. Персональное развитие в организации Сущность процесса социализации. Обучение при вхождении в организацию. Методологическое представление социализации личности в организации. Проблематика организационной социализации. Факторы, способствующие девиации. Классификация преступлений и девиаций на работе. Взаимодействие человека и организационного окружения. Сущность карьеры. Жизненный цикл работника как объект управления. Состав и содержание карьеры работника. Управление карьерой работника. Эффективность карьеры. 13. Управление нововведениями в организации «Силовые поля» нововведений. Характеристика поведенческих типов, участвующих в инновационном процессе. Реализация инновационного потенциала организации. Создание инновационного климата в организации. Критерии оценки инновационного поведения. Новое управленческое мышление. 14. Поведенческий маркетинг Маркетинг: поведенческий подход. Маркетинговая поведенческая среда. Компетенция персонала. Основные факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей. Типы поведения работников организации с клиентами. Формирование привлекательного клиентурного поведения. 15. Организационное поведение в системе международного бизнеса Особенности организационного поведения в системе международного бизнеса. Факторы, влияющие на организационное поведение и организационную культуру мультинациональных организаций. Модели межкультурных различий. Выделение групп стран по признаку сходства культурных ценностей. Модель изучения культурных ценностей Г. Хофштеде. Модели национальной культуры. Особенности формирования организационной культуры российский компаний. Адаптация организаций в международной среде. Рекомендуемая литература ОСНОВНАЯ
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы Основы организационного поведения
Восприятие и атрибуция 1. Каково различие «эффекта ореола» и стереотипа в восприятии? 2. Какие стереотипы связаны с восприятием демографических характеристик личности? К каким последствиям это может привести? 3. Найдите в СМИ пример дискриминации. Проанализируйте ситуацию и объясните, почему это произошло. Предложите способы решения этой проблемы. 4. Почему важно понимать процесс восприятия и влияющие на него факторы в условиях организации? 5. Чем ощущения отличаются от восприятия? 6. Приведите несколько примеров внешних факторов, которые влияют на выборочность восприятия. Объясните, как работает принцип постоянства восприятия. 7. Что означает термин «стереотип»? Почему он рассматривается как проблема процесса восприятия? 8. Объясните факторы, определяющие восприятие одного человека другим. 9. Прокомментируйте утверждение «восприятие реальности важнее самой реальности» в организационном контексте. 10. Почему некоторые судят о других людях лучше, чем остальные? Как наше самомнение отражается на восприятии? 11. Как может повлиять различие между студентами и преподавателями на оценку письменных работ и активности на занятиях. 12. Некоторые компании и агентства проводят опросы общественного мнения среди собственных сотрудников. Почему они заинтересованы в таких опросах? 13. Какая ошибка восприятия, допущенная менеджером, могла бы создать дополнительные проблемы в оценке работы подчиненных? В оценке кандидата при приеме на работу? 14. Объясните фундаментальную ошибку атрибуции. Приведите пример из личного опыта или другого источника, когда наблюдатель способен сделать такую ошибку. 15. Опишите виды атрибуции, которые люди используют в своей работе. 16. Изучение провалов малого бизнеса показало, что владельцы обычно видели причины в экономическом спаде и жесткой конкуренции, тогда как кредиторы более склонны видеть причину провалов в неэффективном менеджменте. Какие в данном случае проявляются атрибуционные склонности? Почему при этом существует разница в атрибуции? 17. Согласны ли вы с изначальным тезисом о том, что люди представляют собой информационные процессы? Если согласны с этим утверждением, то почему? Основные теории и модели организационного поведения. Личность и организации
Мотивация и результативность
Формирование группового поведения в организации
Коммуникативное поведение в организации
Лидерство в организации
Управление поведением организации
Изменения в организации
Персональное развитие в организации
Поведенческий маркетинг
Организационное поведение в системе международного бизнеса
|
Рабочая программа дисциплины Теория менеджмента: организационное поведение Дисциплина «Теория менеджмента: организационное поведение» входит в профессиональный цикл дисциплин ( Б. 3). Преподавание дисциплины... | Рабочая программа дисциплины б. 9 Организационное поведение | ||
Рабочая программа дисциплины б. 3 В организационное поведение (указывается... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа учебной дисциплины организационное поведение Москва, Просвещение 2008 год автор Н. Н. Гара и государственного образовательного стандарта | ||
Программа дисциплины Теория организаций и организационное поведение... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | Рабочая программа Учебной дисциплины управление персоналом для направления... Изучение дисциплины базируется на таких курсах, как «Экономическая теория», «Теория организации и организационное поведение», «Основы... | ||
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | Рабочая программа дисциплины б. 5Теория организации и организационное... Программа одобрена на 2014-2015 учебный год на заседании кафедры «Стратегический менеджмент и управление инновациями» Протокол № | ||
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | Рефератов по дисциплине «Организационное поведение» Организационно-функциональная структура управления организацией и ее влияние на поведение личности | ||
Теория менеджмента 2 (организационное поведение) Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История аграрных отношений», «Экономическая теория» | Рабочая программа дисциплины Теория организации и организационное поведение Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного... | ||
Программа дисциплины «Основы государственного и муниципального управления» Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине... | Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение» Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | 1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины, ее место в... Цель дисциплины: рассмотреть образ и место молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности, пути включения... |