Скачать 136.11 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) рабочая Программа учебной дисциплины М.1.В.02 СОЦИОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Трудоемкость (в зачетных единицах) __2__ Направление подготовки __ 050100.68 – Педагогическое образование___ Профиль подготовки (магистерская программа)__Литература и масс-медиа ___ Квалификация (степень) выпускника ___Магистр ___ 1. Цели изучения дисциплины (модуля). Курс ориентирован на студентов, уже освоивших базовый курс по истории русской литературы. Целью дисциплины является углубленное изучение отношений между литературой и обществом, системного представления о сущности литературоведческих подходов к изучению литературы на разных этапах общественно-исторического развития, проблеме отношений писателя и общества, писателя и системы. Задачи: - сформировать представление об основных этапах развития социологических подходов в литературоведении; - познакомить студентов с основными теоретическими положениями социологического подхода в литературоведении; - познакомить с работами выдающихся теоретиков в области социологического подхода в литературоведении; - развить навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности; - сформировать понятийный аппарат в рамках изучаемого курса. 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Социология литературы» входит в вариативную часть (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) профессионального цикла ООП. Модуль «Социология литературы» хронологически завершает цикл курсов по истории русской литературы, читаемых студентам магистратуры. В последние десятилетия в современном литературоведении наметились новые, нетрадиционные подходы к изучению литературного процесса, что связано, в первую очередь, с изменением общей культурной ситуации в мире, освоением новых культурных парадигм. Соответственно, активно развиваются новые направления в филологическом образовании, в частности, связанные с применением и использованием методов социологических исследований. Освоению истории социологии литературы, а также использованию социологических методов при изучении современной литературы и посвящен данный курс. Социологические методы в изучении мировой, а также русской литературы широко использовались учеными-филологами начиная с конца XIX – начала XX вв., соответственно, данный курс будет способствовать более углубленному изучению базовых курсов по истории русской литературы. 3. Требования к уровню освоения программы. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО: В результате освоения содержания данной учебной дисциплины у студентов формируются следующие компетенции, указанные в ФГОС ВПО:
– способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК–1); – способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК–3); – способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК–4); – способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК– 5). 2. Профессиональные компетенции (ПК): Общепрофессиональные: – готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК–1); – способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК–2). По видам деятельности с учётом профиля подготовки: В области педагогической деятельности: – способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК–1); – способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК–3). В области научно-исследовательской деятельности – способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК–5); – готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК – 6); – готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК – 7). В области методической деятельности: – готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК – 8). В области проектной деятельности: – готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК – 14) – способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК – 15) – готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК – 16) В области культурно-просветительской деятельности: – способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК–17); – способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК–19); – готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК – 20). Специальные профессиональные компетенции (СПК): – способность совершенствовать и развивать свой уровень владения методологией литературоведческих и текстологических исследований (СПК–22); – готовность к использованию диалоговых, интерактивных форм взаимодействия в профессиональной сфере (СПК–23); – способность применять в научно-аналитической, педагогической и других сферах профессиональной деятельности знания о современной словесной (художественной и массмедийной) культуре и их взаимодействии (СПК–24); – способность вычленять, профессионально оценивать и исследовать значимые феномены литературного процесса в их взаимодействии с культурно-историческим контекстом и разными формами медийного мышления (СПК–25); – способность использовать в учебной и профессиональной деятельности междисциплинарные связи (СПК–26); – готовность получать и использовать знания об актуальных темах в современном литературоведении, социологии литературы и о направлениях, методах, подходах их исследования (СПК–27). В результате освоения дисциплины студент должен Знать: – основные теоретические труды в области социологии литературы; – основные тенденции в развитии отечественного литературоведения; – основные методы, используемые в области социологии литературы. Уметь: – анализировать художественные произведения с точки зрения их функционирования в современном культурном пространстве. Владеть: - навыками литературоведческого анализа; - терминологическим аппаратом; - необходимыми знаниями по теории и истории литературы. 4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2__ зачетных единицы и виды учебной работы.
5. Содержание учебной дисциплины (модуля). 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).
5.3. Лабораторный практикум. Не предусмотрен 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. а) основная литература
б) дополнительная литература:
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы преподавателя: - лекционные, практические, консультационные занятия; - проверка самостоятельной работы студентов с помощью контрольных вопросов и тестов; - проверка рефератов. Методы обучения ориентированы на рассмотрение литературного процесса в культурно-историческом контексте эпохи, что отражено в системе вопросов для самостоятельной работы. 7.2. Методические рекомендации для студентов. Курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра. Курс носит междисциплинарный характер, особое внимание уделяется изучению специфических связей между обществом и литературой, в связи с чем предполагается знакомство студентов с базовыми понятиями теории и практики социологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения практических занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, рецензирования студентами научных, критических работ, оппонирования рефератов, презентаций). Форма практических занятий способствует развитию диалоговых форм обучения, позволяет продемонстрировать способности студентов к самостоятельной работе со сложным литературоведческим материалом. Контроль за уровнем и качеством освоения дисциплины предполагает экзамен в конце семестра. Тематика практических занятий:
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе); Социологические методы в литературоведении. Литература и общество. Возникновение массовой литературы. Литература и идеология. Литература и массовое общество. Писатель в современном литературном процессе. К вопросу о литературной иерархии. Понятие литературного канона. 8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся. 1. Современные подходы в изучении литературного процесса. 2. Социология литературы. Определение понятия. 3. Основные положения культурно-исторической школы. 4. Основные положения теории И. Тэна. 5. Основные идеи культурно-исторической школы в трудах отечественных ученых конца XIX в. (В. Буслаев, А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов). 6. Основные положения «органической» теории Ап. Григорьева. 7. Основные положения социологической теории в работах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. 8. Философские и эстетические взгляды В.Г. Плеханова. 9. Развитие социологической школы в начале XX в. 10. Современные подходы в исследовании взаимоотношений литературы и общества. 8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз; Понятие «формульной» литературы. Основные этапы развития литературного процесса в 19 в. Основные этапы развития литературного процесса в 20 в. Роль писателя в современном обществе. Социальная роль литературы в 60-е годы 19 в. Социальная роль литературы в – эпоху модерна. Социальная роль литературы в советском обществе. 8.4. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачёту)
8.5. Формы контроля самостоятельной работы. - промежуточное тестирование, - проверка конспектов, - защита презентаций, докладов. Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 – Педагогическое образование (Литература и масс-медиа) Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена: к.фил.н, доц. кафедры литературы ТГПУ Чернявская Ю.О. |
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден... | «Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая... Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений | ||
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая... Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного... | «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа дисциплины Рабочая программа предназначена для магистров химического факультета юфу. Её объём составляет 68 часов, из которых 34 часа лекции... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель данной дисциплины: дать современные научные представления о развитии органического мира на Земле и основных механизмах биологической... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью дисциплины является изучение студентами материала по истории химической мысли и методологии науки на протяжении длительного... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о составе, строении, преобразованиях в процессе жизнедеятельности соединений, входящих... | ||
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Программа... Области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель дисциплины: освоение студентам основных закономерностей наследования и изменчивости признаков организмов, их генетической основы... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования | «Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Проректор по научной работе и информатизации А. Э. Калинина |