Скачать 277.47 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Рф ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 033300.68 М 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САКРАЛЬНОГО ТЕКСТА Трудоемкость (в зачетных единицах) ______3______ Направление подготовки____0033300 Религиоведение______________________________ Профиль подготовки (магистерская программа)__Историко-религиоведческое образование_________________________________ Квалификация (степень) выпускника____________магистр религиоведения_________ 1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения предмета является знакомство с методологическими принципами исследования сакральных текстов, а также принципами понимания и толкования этих текстов в науке и в различных религиозных традициях. Задачи преподавания дисциплины предполагают:
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы. Дициплина относится с вариативной части общенаучного цикла дисциплин ООП. Дисциплина формирует основы системы знаний, закладывающих методологический фундамент профессиональной подготовки магистра, и содержательно связана с курсами «История отечественного и зарубежного религиоведения», «История христианства», «История религиозной философии», «Философские проблемы религиоведения». Учебная дисциплина базируется на таких известных обязательных, стандартных, общепринятых, академических, гуманитарных и социально-экономических учебных дисциплинах высшего образования, как философия, политология, культурология, что также подчеркивает их неразрывную взаимосвязь. Изучение дисциплины необходимо для успешного освоения курсов «Философия религиозного культа», «История религиозной философии», «Философские проблемы религиоведения» 3. Требования к уровню освоения программы В результате изучения курса «Современные проблемы религиоведения» студенты должны обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями :
в области научно-исследовательской деятельности:
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___3____ зачетных единиц и виды учебной работы.
5. Содержание учебной дисциплины (модуля). 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля). 1.Язык и религия в культуре. Народы, языки и религии на карте мира в прошлом и настоящем. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм. 2.Сакральный текст как способ бытия религиозной веры. Проблема происхождения сакральных текстов. Происхождение сакральных текстов с точки зрения различных религий. Сакральный текст как семиотическая система. Единство означающего и означаемого в сакральном тексте. Фидеистическое отношение к слову. Безусловное восприятие знака как предпосылка и первоэлемент словесной магии. Магическая функция языка и неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку. Магия, святость и красота слова (о близости фидеистического и эстетического). Слово в ритуале. Ритуал как единство фидеистического действия и слова. Мифология речи. Мифология имени. Лексико-фразеологические свидетельства словесной магии. Табу и эвфемизмы. Мифы о букве и магия письма. Коммуникация в мифолого-религиозной практике. Диалектика автономии и гетерономии в религии. Сакральный текста как область религиозной гетерономии. Механизмы влияния сакрального текста на религиозное сознание. Лингвистическая составляющая текста и религиозное сознание. Особенности фидеистического общения. 3.Коммуникативные особенности мистических текстов. Мистический выход за пределы слова: "мрак, который выше ума". Выбор апостола Павла и "Откровение" Иоанна Богослова. Христианская мистика за церковной оградой. Каббала, "душа души Закона" Израиля. Алфавитная мистика каббалы: буквы как первовещество мира. Исламский мистицизм. 4.История развития методологии исследования сакральных текстов. Герменевитка как толкование СвященногоПисания. Два аспекта кодификации Священного Писания: правильность текста и правильность корпуса текстов. Канонический текст произведения. "Собиратель Корана" Осман (856 г.). Ориген (185-254), его "Гекзапла" и зарождение текстологии. История «критики текста» и исследование сакральных текстов. Текстологическй анализ сакральных текстов. Современная герменевтика сакральных текстов и новое видение культуры. 5.Лингвокультурология об исследовании сакральных текстов. Лингвистический и семиотический подходы к тексту: общее и особенное. Сакральный текст с точки зрения лингвистики: преимущества и ограничения подхода. Развитие лингвистики сакрального текста, накопление эмпирического материала. Семиотика сакрального текста. Становление лингвокультурологии как научного направления. Работы Е. М. Верещагина, Б. А. Успенского, Т. И. Вендиной и др. Понятие языковой картины мира. Перспективы развития лингвокультурологии. Лингвотекстологический анализ сакральных текстов. Основные подходы к текстологии и лингвистике текста. Принципы лингвотекстологического анализа. Анализ списков. Типологизация разночтений. Работы Л. П. Жуковской, А. А. Алексеева, Е. М. Верещагина, А. М. Камчатнова, Л. Г. Панина. 6.Герменевтика сакрального текста. Сознание как языковое. В. Гумбольдт, Х. Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикёр, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер. Герменевтика в России. Ф. И. Буслаев и А. А. Потебня, А. Ф. Лосев, Г. Г. Шпет, П. А. Флоренский. Труды ученых тартусско-московской семиотической школы – Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, А. Я. Гуревича, Ф. М. Гершковича, Ю. К. Лекомцева. Методологические подходы, близкие к герменевтике, в рамках исторической науки, лингвистики. О. Н. Бахтина, Т. И. Вендина, Е. М. Верещагин, И. Н. Данилевский, Е. Е. Дутчак, А. М. Камчатнов, А. Л. Юрганов. 7.Подходы к изучению изменения сакральных текстов. Методология исследования реформ богослужения, других реформ сакрального текста. Специфика изучения: понимание изменений текста, а не текста в целом. Методы лингвокультурологии. Лингвотекстологический анализ. Методы литургики, теологии, философии религии. Семиотические методы. Культурно-семиотический подход. Семиотико-диалоговый методологический подход. Семинарские занятия 1. Язык и религиозное сознание. 1)язык как составляющая семиотического центра культуры 2)религия как составляющая семиотического центра культуры 3)язык и религия: проблема взаимодействия и взаимовлияния 2. Сакральный текст как способ бытия религиозной веры. 1) Сакральный текст как семиотическая система. 2) Коммуникация в мифолого-религиозной практике. 3. Коммуникативные особенности мистических текстов 1) понятие религиозной автономии 2) понятие религиозной гетерономии 3) текст как способ сакральной коммуникации и его специфика 4. История развития методологии исследования сакральных текстов. 1) Герменевитка как толкование Священного Писания. 2) Текстологическй анализ сакральных текстов. 3) Современная герменевтика сакральных текстов и новое видение культуры. 5.Лингвокультурология об исследовании сакральных текстов. |
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования | ||
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден... | «Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Программа... Области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | ||
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая... Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея... | «Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Проректор по научной работе и информатизации А. Э. Калинина | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Знание видов однородных и смешанных ансамблей и тембровой характеристики инструментов | «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра... Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Федеральное агентство по образованию Томский государственный педагогический университет Томский государственный педагогический университет совместно с Сибирским нии торфа со расхн, Институтом климатических и экологических... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Познакомиться с основными разновидностями современного культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть |