Скачать 157.33 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.00 КЛАСС АНСАМБЛЯ 1. Цель и задачи дисциплины Цель курса – развитие навыков игры в ансамблях (дуэтах, трио, квартетах) в объеме, необходимом для будущей практической деятельности, изучение произведений отечественных и зарубежных композиторов, расширение музыкального кругозора, музыкально-эстетическое воспитание студента, приобретение опыта концертного выступления в качестве ансамблиста. Задачи курса:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Занятия в «Классе ансамбля» способствуют приобретению навыков коллективного творчества, освоению специфики исполнительского искусства, познанию его закономерностей и своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки, предусматривает расширение музыкального кругозора, знакомство их с музыкальной литературой, выходящей за круг сольного репертуара. «Класс ансамбля» должен привить студентам необходимые исполнительские навыки, воспитать умение решать музыкально-художественные задачи, научить самостоятельно работать над художественным произведением. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины 1. Совершенствование навыков ансамблевого исполнения. Выравнивание звучания ансамбля, выработка единого исполнительского стиля. Слуховой анализ в ансамблевом исполнительстве. Единое понимание музыкального материала. 2. Выучить 3-5 музыкальных произведений (одно из них может быть аккомпанементом солисту, хору, танцевальному коллективу).Расширение ансамблевого репертуара. Сравнение стилей, характера и целей музыкального материала. 3. Художественное исполнение трех произведений с более сложными размерами, ритмическими строениями, подвижными темпами и усложненными знаками альтерации. Развитие навыков чтения нот с листа. Теоретическое освоение сложного нотного материала. 4. Темпо-ритмический ансамбль в процессе исполнения (ускорение, замедление). Штриховой ансамбль. Постановка и проработка единых требований в конкретных произведениях для достижения качественного ансамблевого исполнения. 5. Развитие навыков слухового контроля. Выработка умения слышать и понимать соединение двух или нескольких партий с различными оркестровыми функциями в оркестровой игре (бас – гармоническая фигурация, мелодия – контрапункт и т.д.). Развитие навыка слухового анализа при исполнении музыкального материала. 6. Художественное исполнение 2-3 произведений повышенной трудности или крупной формы. Совершенствование навыков ансамблевого исполнения на материале повышенной сложности. 7. Навыки концертного исполнительства. Постановка и решение собственно исполнительских задач ансамблевой работы: подготовка к выступлениям и участие в концертах с аккомпанементами вокальной, инструментальной музыке и с игрой в ансамбле. 8. Подготовка и исполнение 2-3 произведений. Игра в смешанном вокально-инструментальном ансамбле. Игра в ансамбле народных музыкальных инструментов.5. Лабораторный практикум - не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Компоненты учебно-методического комплекса, как основное средство обучения. Нотная библиотека, видеотека. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие специализированной аудитории с хорошим освещением, инструментов, пюпитров, сборников нот, подставок для ног. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Специфика ансамблевой игры – функциональное разделение фактуры произведения на отдельные партии – делает доступным для изучения самую разнообразную музыкальную литературу, что значительно расширяет художественный кругозор студентов, их исполнительский опыт, воспитывает их художественный вкус, развивает слух, укрепляет музыкальную память. В зависимости от уровня профессиональной подготовки студентов, их интереса к определенным разделам, можно варьировать количество часов, отведенных на изучение каждой темы. Работа в классе начинается с комплектования состава ансамбля. К формированию ансамблей следует подходить с учетом степени подготовки каждого студента, что дает возможность, играя на музыкальных инструментах, знакомиться с различными видами ансамблей, с партитурами инструментальных ансамблей, особенностями инструментовки. Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильно подобранного музыкального произведения и того, как своевременно осуществляется его выполнение. Умело подобранный репертуар помогает творческому росту ансамбля, знакомит с лучшими образцами инструментальной музыки, способствует развитию художественного вкуса студентов, прививает им любовь к их будущей профессии. На занятиях в классе ансамбля необходимо ознакомить студентов (путем чтения нот с листа) с оркестровой литературой в исторической хронологии, с произведениями русских и зарубежных классиков, советских и зарубежных композиторов, с обработками народных песен. Необходимым условием успешной работы ансамбля является ясное понимание его участниками взаимообусловленности партий, умение подчинить частности достижению общей художественной цели. Именно потому с первых уроков на простейших музыкальных инструментах преподаватель знакомит студентов с основами ансамблевой игры, с функциональной зависимостью отдельных партий. Проведение занятия по дисциплине «Класс ансамбля» условно можно разделить на несколько частей:
Разучивая музыкальное произведения, необходимо уделить особое внимание работе над музыкальной фразой, выявлению и исполнительскому воплощению кульминаций, выразительной нюансировке. Уравновешенность звучания – это умелое использование динамических средств. Так, forte солирующей партии в ансамбле будет более эффективным, чем forte сопровождения. Большой эффективности в звучании ансамбля можно достичь за счет широкого использования приемов звукоизвлечения и тембровых возможностей инструментов. Несогласованность выполнения динамических изменений, непродуманность и нечеткость использования штрихов, приемов звукоизвлечения и тембров не только обедняет звучание ансамбля, но и искажает музыкальное содержание и характер произведения. Преподаватель должен формировать у студентов навыки быстрой технической обработки партий и запоминание наизусть. Это позволит ансамблисту чувствовать себя более свободным и, следовательно, поможет ему сосредоточить внимание на художественной стороне исполнения. Перечень ключевых слов
8.2. Примерный репертуарный список Произведения для ансамблей баянов Оригинальные произведения для дуэта баянов
Переложения для дуэтов баянов
Оригинальные произведения для трио баянистов
Переложения для трио баянистов
Переложения для квартета баянов
8.3. Критерии оценки знаний и умений студентов «Отлично» Высокий уровень знаний и умений. Наличие исполнительской концепции. Гармоничное соответствие стилю. Высокий уровень технического мастерства. Проявление личностной позиции каждого ансамбля в интерпретации. Яркое, стилистически верное, артистичное исполнение. Знание партий других ансамблистов, умение (в случае необходимости) вспомнить недостающие фактурные звенья по горизонтали и вертикали. Исполнение партий всех ансамблистов фактурно сбалансировано, синхронно. Свободное техническое владение музыкальным материалом. «Хорошо» Исполнение произведений выражает образное содержание. Партии всех ансамблистов выстроены ритмически. Динамически, тембрально, по штрихам и артикуляции, и соответствует функциональному назначению исполняемых фактурных компонентов во взаимосвязи и взаимообусловленности. Высокий уровень технического мастерства, но допущены отдельные погрешности. Осмысленность в реализации замысла, однако, допущены метро-ритмические расхождения в партиях ансамблистов. «Удовлетворительно» Студенты владеют исполнительскими приемами игры на инструментах. Исполняют музыкальные произведения, соответствующие программным требованиям, однако имеют место отдельные технические и художественные погрешности. Неуверенное знание нотного текста, допущение художественных, технических и темпо-ритмических ошибок. «Неудовлетворительно» Плохое знание нотного текста. Отсутствие понимания исполнительского замысла, значительное количество текстовых ошибок. Неполное исполнение программы, наличие большого количества текстовых ошибок. Отсутствие навыков ансамблевого исполнения. Отказ от исполнения программы. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030700 (050601.65) «Музыкальное образование». |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |