Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта





Скачать 79.65 Kb.
НазваниеЗанятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта
Дата публикации02.10.2013
Размер79.65 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Математика > Задача
Занятие №1.

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта.

В механике рассматривается механическое движение

Механическим движением называется изменение положения тела (или его частей) относительно других тел.

Кинематикой называется раздел механики, в котором изучаются механические движения тел во времени и не рассматриваются какие-либо воздействия на эти тела других тел или полей.

Тело отсчёта твердое тело, относительно которого определяется положение всех остальных тел.

Система отсчёта- совокупность тела отсчета, связанной с ним системы координат и часов.

Материальной точкой называется тело, размерами которого в данной задаче можно пренебречь.

Траектория- линия, вдоль которой движется тело.

Путь -скалярная величина, равная длине траектории. S[м]

Перемещение -радиус-вектор, соединяющий начальную и конечную точку пути.r [ м ]

Скорость -путь, пройденный телом за единицу времени. υ [м/с].

Равномерное движение.

υ=const

S=υt

Задача №1. Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Найти путь и перемещение мяча.

Задача №2. Вертолёт пролетел по прямой 40 км, повернул вправо на 90о и пролетел ещё 30 км. Найти путь и перемещение вертолёта. Ответы выразить в (км).

Домашнее задание. Выучить определения в тетради. Решить задачу: какой путь прошёл за 1,5 мин. поезд, равномерно двигавшийся со скоростью 54 км/ч? Ответ выразить в километрах.

Занятие №2,3.

Элементы кинематики материальной точки. Виды движения тел.

Равноускоренное движение.

Ускорение-это физическая величина, равная отношению изменения скорости материальной точки к длительности промежутка времени, в течение которого это изменение произошло.

[м/с2].

Путь

«+» - когда тело разгоняется.

«-» - когда тело тормозит.

Скорость

Свободное падение

Движение по окружности

Т-период [с], время одного оборота.

-частота [Гц]: количество оборотов за 1 с;



ω - циклическая частота [рад/с];



Центростремительное ускорение

Линейная скорость

Задача №1. С каким ускорением двигался автомобиль, если за 10 секунд его скорость увеличилась с 18 до 36 км/ч?

Задача №2. Какова величина (модуль) ускорения ударной части свайного молота, если её скорость при ударе о сваю уменьшается от 5 м/с до нуля за 0,05 с?

Домашнее задание. Выучить определения и формулы в конспекте. Решить задачу: начальная скорость тела 11 м/с, ускорение, с которым движется тело, равно 1,5 м/с2. Какой скорости достигнет тело через 6 с после начала ускоренного движения?

Занятие №4.

Сложение скоростей. Постулаты Эйнштейна.

Закон сложения скоростей в классической механике Ньютона.

Классический закон сложения скоростей: скорость частицы в неподвижной системе отсчета является векторной суммой скорости тела в двигающейся системе отсчета и скоростью самой двигающейся системы отсчета относительно неподвижной.

Он выполняется при скоростях тел и систем отсчета много меньших скорости света.

Если тела движутся в одном направлении, то относительная скорость:

Если тела движутся навстречу друг другу, то относительная скорость:

ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ГАЛИЛЕЯ

– законы классической механики для замкнутых систем во всех инерциальных системах отсчета имеют один и тот же вид.

Постулаты Эйнштейна.

Первый постулат Эйнштейна: законы физики во всех инерциальных системах отсчета имеют один и тот же вид (принцип относительности Эйнштейна).

Второй постулат Эйнштейна: скорость света в вакууме во всех инерциальных системах отсчета имеет одно и то же значение (принцип существования инвариантной конечной скорости).

Относительность длины



Относительность промежутка времени

Задача №1. Плот плывёт по течению реки со скоростью 1 м/с. Человек идёт по плоту навстречу течению со скоростью 1 м/с (относительно плота). Какова скорость человека относительно берега?

Задача №2. Два автомобиля движутся по одной дороге в одном направлении. Скорость одного автомобиля 20 м/с, а другого 54 км/ч. Какова величина (модуль) их относительной скорости?

Домашнее задание. Повторить определения и формулы кинематики. Решить задачу: автомобиль проехал первую половину пути со скоростью 36 км/ч, а вторую половину- со скоростью 54 км/ч. Найти среднюю скорость на всём пути.

Занятие №5.

Основная задача механики. Сила. Масса.

Динамика. Раздел физики, рассматривающий влияние взаимодействий между телами на их механическое движение.

Основная задача динамики состоит в определении положения тела в произвольный момент времени по известным: начальному положению тела, начальной скорости и силам, действующим на тело.

Сила ( F )- векторная физическая величина, являющаяся мерой воздействия, оказываемого на данную частицу со стороны других тел или полей.

В СИ сила измеряется в Ньютонах [H].

Масса (m)-от латинского massa – глыба, кусок) – скалярная физическая величина являющаяся мерой инертности тела.

В СИ единицей массы является килограмм (кг).

Задача №1. Лыжник, начиная спуск с горы, имеет скорость 2м/с и в течение 20 с проезжает путь 150 м. Какой скорости он достигает в конце пути?

Задача №2.Тормозящий автомобиль движется с ускорением, модуль которого равен 2,5 м/с2 и при этом скорость его уменьшается с 15 до 5 м/с. Какой путь прошёл автомобиль при торможении?

Домашнее задание. Выучить определения. Решить задачу: автомобиль трогается с места и движется с ускорением 1,5 м/с2. Какой путь он пройдёт за первые 4 с движения?

Занятие №7.

Законы Ньютона.

1 закон: Существуют такие системы отсчёта, в которых всякое тело будет сохранять состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока действие других тел не заставит его изменить это состояние.

2 закон: под действием силы тело приобретает такое ускорение, что его произведение на массу тела равно действующей силе.

3 закон: силы, с которыми взаимодействующие тела действуют друг на друга, равны по модулю и направлены по одной прямой в противоположные стороны.

Задача №1.Футболист, ударяя мяч массой 700 г, сообщает ему ускорение 750 м/с2. Определите силу удара.

Задача №2.Вагонетка массой 500 кг движется по горизонтальной поверхности с ускорением 0,2 м/с2. Какова сила тяги, если коэффициент трения при движении вагонетки равен 0,01?

Домашнее задание. Выучить законы Ньютона.

Решить задачу: Груз массой 12 кг поднимают вертикально вверх с ускорением 1 м/с2. Определить силу натяжения верёвки при подъёме.

Занятие №9.

Закон всемирного тяготения. Вес. Невесомость.

ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ: сила гравитационного притяжения любых двух частиц (материальных точек) прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.



ВЕС ТЕЛА ( P  ) сила, с которой тело давит на горизонтальную опору или растягивает вертикальный подвес.

Измеряется с помощью весов. Единицей веса в СИ является ньютон (Н).

НЕВЕСОМОСТЬ– состояние тела, при котором его вес равен нулю (движение под действием только силы тяжести).

Задача №1.Определите силу взаимного тяготения двух кораблей, удалённых друг от друга на 100 м, если масса каждого из них 10 тысяч тонн. Корабли считать материальными точками.

Задача №2.Два тела массами по 5т притягиваются друг к другу с силой 6,7. 10-9 Н. На каком расстоянии друг от друга расположены эти тела?

Домашнее задание 1. Выучить формулу и формулировку закона всемирного тяготения.2.Решить задачу: №171. Найти силу гравитационного взаимодействия Земли и Луны. (Масса Земли: 6 . 1024 кг, масса Луны:7,35 . 1022 кг, расстояние от Земли до Луны: 3,8 .108 м).

Занятие №11.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

ИМПУЛЬС ТЕЛА. Векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость.

Единицей импульса в СИ является 1 кг·м/с.

Закон сохранения импульса. При любых процессах в замкнутой системе ее полный импульс остается неизменным.

Реактивное движение. Движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части.

Задача №1.Вагон массой 28 т движется со скоростью 2 м/с и встречает стоящую на пути платформу массой 42 т. Каков модуль скорости совместного движения вагонов после срабатывания авто сцепки? Ответ выразить в км/ч.

Задача №2. Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с. Какова скорость вагонов после срабатывания автосцепки? Решить задачу и для случая, когда вагоны движутся навстречу друг другу.

Домашнее задание. Учить конспект. Решить задачу: №315. С какой скоростью должна лететь хоккейная шайба массой 160 г, чтобы её импульс был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 600 м/с?

Занятие №13.

Механическая работа и мощность.

Механическая работа (A)  – скалярная физическая величина, равная произведению модуля силы (F), модуля перемещения (S) и косинуса угла между направлениями силы и перемещения.

Единицей работы в СИ является джоуль (Дж).



А- работа [Дж], F- сила [H], S- перемещение [м], - угол между F и S.

Мощность (Р)– скалярная физическая величина, равная отношению работы к промежутку времени, в течение которого она была произведена.

Единицей мощности в СИ является ватт (Вт).

Р- мощность [Вт], А- работа [Дж], t - время [c].

Задача №1.Лошадь везёт груз. Горизонтальная составляющая силы тяги 600 Н. Определить работу, совершённую лошадью на пути 520 м. Ответ выразить в килоджоулях (кДж).

Задача №2.Определить мощность двигателя, совершающего в течение часа работу 18 МДж. Ответ выразить в киловаттах (кВт).

Домашнее задание. Выучить конспект. Решить задачу: №348. Какова потенциальная энергия ударной части свайного молота массой 300 кг, поднятого на высоту 1,5 м?

Занятие №14,15.

Механическая энергия. Закон сохранения энергии.

Энергия– скалярная функция состояния, имеющая размерность работы и сохраняющаяся для замкнутых систем.

Механическая энергия– скалярная физическая величина, равная сумме кинетической и потенциальной энергий.

Кинетическая энергия– скалярная физическая величина, характеризующая движущееся тело и равная половине произведения массы частицы на квадрат ее скорости.

Единицей кинетической энергии в СИ является джоуль (Дж).

Теорема об изменении кинетической энергии– изменение кинетической энергии тела равно работе всех сил, действующих на него.

Потенциальная энергия– скалярная физическая величина, равная работе, совершаемой потенциальными силами при перемещении частицы из данного положения в нулевое (т. е. такое, в котором потенциальная энергия считается равной нулю).

Потенциальная энергия упруго- деформированного тела:

Теорема о потенциальной энергии: работа консервативных сил, действующих на тело, равна изменению его потенциальной энергии, взятому с противоположным знаком.

Закон сохранения механической энергии. При любых процессах, происходящих в консервативной системе, ее полная механическая энергия остается неизменной.

Задача №1. Автомобиль массой 1,2 т движется со скоростью 72 км/ч. Чему равна кинетическая энергия автомобиля? Ответ выразить в килоджоулях.

Задача №2. Тело массой 1 кг свободно падает с высоты 490 м. Чему равна его потенциальная энергия в начальный момент времени? Ответ выразить в килоджоулях (кДж).

Домашнее задание. Выучить конспект. Подготовиться т тесту по механике. Решить задачу № 360. Тело массой 3 кг, свободно падает с высоты 5 м. Найти потенциальную и кинетическую энергии тела на расстоянии 2 м от поверхности земли.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconЗаконы сохранения в механике
Кинематика. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение....
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconФизика механика кинематика
Кинематика. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение....
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconТема урока, Тип урока
...
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Относительность движения. Материальная точка. Система отсчета. Траектория и путь. Перемещение. Сложение векторов. Вращательное движение....
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconКалендарно-тематическое планирование по физике 9 класс
Механическое движение. Описание движения. Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconТема 1 Кинематика
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение....
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconБилеты к итоговому зачету по физике
Механическое движение. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей в классической механике. Кинематика прямолинейного...
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconЗанятие №1. Механическое движение и его относительность. Законы Ньютона....
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconУрок по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Равномерное движение. Скорость»
Оборудование: тележка, два бруска, видео «Механическое движение», компьютер, проектор, диск «Школа к и М» (7 класс)
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся должны знать понятия: материальная точка как модель тела, система отсчета, механическое движение. Должны уметь решать качественные...
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconКалендарно-тематическое планирование (учебно-тематический план) №...
Вводный инструктаж по тб в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. Механическое движение
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconТематическое планирование Физика 8 класс
Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности...
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconКонспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки...
Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета»
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconУрока Тема урока Кол-во часов
Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности...
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconМеханическое движение
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
Занятие №1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта iconКонспект урока по физике Тема : Механическое движение
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск