Скачать 57.62 Kb.
|
План-конспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель БСОШ №1: Гизатуллин И.Х 2009 г План-конспект урока по физике в 10 классе по теме «Газовые законы». Учебный предмет: физика Уровень школьников: 10 класс (физико-математический профиль) Форма учебной работы: классно-урочная Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Дидактические цели:
Задачи урока:
◊ Изучить изопроцессы (история открытия, модель установки для изучения зависимостей между термодинамическими параметрами, графики изопроцесса, математическая запись закона, объяснение с точки зрения МКТ); ◊ Начать обучение учащихся решать аналитические и графические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы.
◊ Продолжить формирование познавательного интереса учащихся; ◊ В целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых разных стран и исторических времён; ◊ Продолжить формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач.
◊ Для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза; ◊ Осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно получить из уравнения состояния Менделеева –Клапейрона газовые законы для изо процессов; ◊ Научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач. Место урока в разделе « Молекулярная физика. Тепловые явления» - урок проводится в 10 классе в главе «Уравнение состояния идеального газа» после изучения основ МКТ, понятия температуры и введения уравнения Менделеева-Клапейрона. Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, видеофрагменты изопроцессов «Школьный физический эксперимент». (Сопровождение - презентация к уроку) Дидактические материалы: задачи, формулы. Ход урока. І. Мотивационный этап. (Слайд №1 и №2) На прошлом уроке, используя те знания, что у вас уже есть, достаточно просто получили уравнение состояния идеального газа. И теперь зная это уравнение можно вывести все три газовых закона на сегодняшнем уроке. Но в истории физики эти открытия были сделаны в обратном порядке: сначала экспериментально были получены газовые законы, и только потом они были обобщены в уравнение состояния. Этот путь занял почти 200лет. Сегодня вы попробуете повторить путь известных физиков и самостоятельно получить формулировки газовых законов. По сравнению с 17-18 в. для вас эта задача значительно упрощена. Сегодня на уроке вы будете использовать компьютерные модели. Но выступая в роли исследователей, вам самим придётся анализировать увиденное, делать выводы, объяснять результаты. А чтобы незначительно облегчить вам исследования, поговорим немного основные понятия, которые потребуются для объяснения увиденного. II. Актуализация знаний.
Задача на уравнение Менделеева – Клапейрона с выбором ответа (Задача на слайде №3 презентации)
* Что является объектом изучения МКТ? (идеальный газ) * Что в МКТ называют идеальным газом? (идеальный газ- газ, в котором взаимодействие между молекулами можно не учитывать) *Для того чтобы описать состояние идеального газа используют три термодинамических параметра. Какие? (давление, температура и объём) *Ни один термодинамический параметр нельзя изменить, не затронув один, а то и два других параметра. Каким уравнением взаимосвязаны все три ТД параметра? (уравнение Менделеева –Клапейрона) * Назовите микроскопические параметры идеального газа (m,υ²,n,E) * Как создаётся давление? (число ударов молекул) * Как термодинамический параметр давление связан с микроскопическими параметрами? (основное уравнение МКТ) * С какими микроскопическими параметрами связана температура? (υ² или E) * Как объём связан с микроскопическими параметрами? (объём обратно пропорционален концентрации) (проверка задачи, устное объяснение правил перевода в систему СИ;) III. Изучение газовых законов. (Слайд№4 с определением изопроцесса- записывают в тетради) - При изучении газовых законов нужно помнить что три физические величины (m‚ Μ‚R являются const) Газовые законы - количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра. (Слайд №5 с уравнением Менделеева –Клапейрона) Класс совместно с учителем формулирует изотермический процесс, объясняют с точки зрения математики зависимости термодинамических параметров. 1. Изотермический процесс.(Слайд №6) а) формула (P1 V1 = P2 V2 ) б) формулировка (Изотормическим процессом называются изменения состояния термодинамической системы, протекающие при постоянной температуре) – Слайд №7 в) история открытия закона (Закон установлен экспериментально до создания молекулярно-кинетической теории газов английским физиком Робертом Бойлем в 1662 году и французским физиком Эдмоном Мариоттом в 1676 году) Возвращение к презентации урока (Слайд №8 – обращаем внимание на координатные оси, ученики изображают в тетрадях Слайд №9 ,№10 – учитель объясняет как сравнивать изотермы при решении тестовых заданий или при решении графических задач( Видеофрагмент) Слайд №11- применение изотермического процесса (ученики пытаются объяснить изменение объема пузырьков воздуха в воде – погружение водолаза) Выводы (Слайд №12 – контрольные вопросы к классу) 2. Изобарный процесс. (Слайд № 13) 2.1 Ученики самостоятельно делают вывод газового закона для изобарного процесса а) формула б) формулировка(Слайд № 14) в) история открытия (Закон установлен в 1802 году французским физиком Гей-Люссаком, который определяет объём газа при различных значениях температур в пределах от точки кипения воды. Газ содержали в баллончике, а в трубке находилась капля ртути, запирающая газ, расположенная горизонтально) 2.4 Возвращение к презентации урока (Слайд №15 – обращаем внимание на координатные оси; запись закона; коэффициент объёмного расширения, ученики изображают в тетрадях Слайд №16 ,№17 – учитель объясняет как сравнивать изохоры при решении тестовых заданий или при решении графических задач. (Видеофрагмент) Слайд №18 – учитель выясняет совместно с учащимися - Каким образом можно добиться постоянного давления с помощью модели. 2.5 Выводы (Слайд №19 – контрольные вопросы к классу) 3.Изохорный процесс. Слайд № 20 3.1 Ученики самостоятельно делают вывод газового закона для изохорного процесса а) формула б) формулировка Слайд № 21 в) история открытия (В 1787 году французский ученый Жак Шарль измерял давление различных газов при нагревании при постоянном объёме и установил линейную зависимость давления от температуры, но не опубликовал исследование. Через 15 лет к таким же результатам пришёл и Гей – Люссак и, будучи на редкость благородным, настоял, чтобы закон назывался в честь Шарля.) 3.4 Возвращение к презентации урока Слайд №22 – обращаем внимание на координатные оси; запись закона; ученики изображают в тетрадях. Слайд №23, №24 учитель объясняет как сравнивать изохоры при решении тестовых заданий или при решении графических задач, коэффициент линейного расширения давления. (Видеофрагмент). Слайд №25 – учитель выясняет совместно с учащимися - Каким образом можно добиться постоянного объёма с помощью модели. 3.5 Выводы (Слайд №26 – контрольные вопросы к классу) IV. Закрепление. (Слайд №27) Решение задачи : Баллон, содержащий газ при температуре 260 К и давлении 1,5 *106 Па, внесли в помещение, где температура 290 К. Какое давление газа установится в баллоне? V. Инструктаж домашнего задания (Слайд №28) §54; отв. на вопр. стр. 264, Сб.Рымкевич №527; №536 VI. Подведение итога урока |
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
План урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Учитель: Сенюкович Г. А. Предмет: химия. Класс План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Разработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | ||
Конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные... План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект урока по Физике в 9 классе На тему: «Для чего нужны законы Ньютона?» Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №43 | ||
План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Урок английского языка во 2 классе по теме «Профессии» План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория | ||
Конспект урока по английскому языку в 5 «А» классе по теме " Каникулы... План-конспект урока по английскому языку в 5 «А» классе по теме "Каникулы в городе" | Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" |