Т. Эдисон. Цель





Скачать 100.41 Kb.
НазваниеТ. Эдисон. Цель
Дата публикации30.06.2013
Размер100.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения.

Т. Эдисон.

Цель: познакомить учащихся с начальными понятиями теории вероятностей; обсудить вопросы, связанные с построением математических моделей реальных ситуаций; сформулировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.

Историческая справка:

«Математика случая» - так в 17 веке назвал теорию вероятностей один из ее основателей, французский ученый Блез Паскаль. Еще в древности было замечено, что случай вовсе не исключение из правила, а правило. Вот почему возникла наука о случайных явлениях. Знать законы случая необходимо.

Теория вероятностей - математическая наука, которая как раз и изучает математические модели случайных явлений, с ее помощью вычисляются вероятности наступления определенных событий. Мы часто слышим и говорим сами: .«Это невозможно»; «Это возможно»; «Это обязательно произойдет»; «Это маловероятно». Такие выражения обычно употребляют, когда говорят о возможности наступления события, которое в одних и тех же условиях может произойти, а может и не произойти.

Например, если на небе собрались тучи, то дождь может пойти, но может и не пойти. Мы говорим: «Возможно, пойдет дождь...».

Событие, которое при данных условиях обязательно происходит, называется достоверным.

Событие, которое при данных условиях иногда происходит, а иногда - нет, называется возможным или случайным.

Событие, которое в определенных условиях наступить не может, называют невозможным событием.

Думая про наступление достоверного события, вы слово «вероятно» использовать, скорее всего, не будете. Например, если сегодня среда, то завтра четверг, это — достоверное событие. Вы в среду не станете говорить: «Вероятно, завтра четверг», вы скажете коротко и ясно: «Завтра четверг». Правда, если вы склонны к красивым фразам, то можете сказать так: «Со стопроцентной вероятностью утверждаю, что завтра четверг». Напротив, если сегодня среда, то наступление назавтра пятницы — невозможное событие. Оценивая это событие в среду, вы можете сказать так: «Уверен, что завтра не пятница». Или так: «Невероятно, что завтра пятница». Ну а если вы склонны к красивым фразам, то можете сказать так: «Вероятность того, что завтра пятница, равна нулю». Итак, достоверное событие — это событие, наступающее при данных условиях со стопроцентной вероятностью (т. е. наступающее в 10 случаях из 10, в 100 случаях из 100 и т. д.). Невозможное событие — это событие, не наступающее при данных условиях никогда, событие с нулевой вероятностью.

Один из основателей математической статистики, шведский ученый Харальд Крамер писал: «По-видимому, невозможно дать точное определение того, что подразумевается под словом "случайный". Смысл этого слова лучше всего разъяснить на примерах».

  1. Какие из следующих событий достоверные, а какие невозможные?

а) Попугай учится говорить.

б) Вы садитесь в поезд и доезжаете до Северного полюса.

в) Вы наугад берете с полки книгу, и она оказывается учебником математики.

г) Вы приходите в кинотеатр, а все билеты проданы.

д) В полдень бьют Кремлевские куранты.

е) Вода в Тихом океане закипит.

  1. Впишите в таблицу следующие события:

а) Завтра будет хорошая погода.

б) Тебя пригласят в гости.

в) В мае в городе пойдет снег.

г) В 12 часов ночи в городе идет дождь, а через 24 часа будет светить солнце.

д) В день рождения тебе подарят говорящего крокодила.

е) В день рождения тебе подарят собаку.

ж) Ты получишь «5» за контрольную работу по математике.

з) Сорванный цветок погибнет.

и) Камень, брошенный в воду, не утонет,

к) Следующий год будет високосный.

л) Новая лампочка не загорится,

м) Тебя изберут президентом США.

н) Выпадет желтый снег.

Достоверные

Возможные

Маловероятные






























  1. Как вы думаете, в каких случаях говорят:

а) Когда рак на горе свистнет;

б) Как гром среди ясного неба.

  1. Отметьте, какие из следующих событий случайные (С); достоверные (Д); невозможные (Н):

а) Черепаха научится говорить;

б) Вода в чайнике, стоящем на плите, закипит;

в) Ваш день рождения 19 октября;

г) День рождения вашего друга 30 февраля;

д) Вы выиграете, участвуя в лотерее;

е) Вы завтра встретите инопланетянина;

ж) После четверга будет пятница.

Теория вероятностей возникла в XYII веке при анализе различных азартных игр. Неудивительно поэтому, что первые примеры носят игровой характер.

Большую роль в развитии теории вероятностей как науки сыграли обычные монеты и игральные кубики.

Монета, используемая в теории вероятностей, лишена многих качеств настоящей монеты. У нее нет цвета, размера, массы и достоинства. Монета с точки зрения теории вероятностей имеет лишь две стороны, одна из которых называется орел, а другая - решка. Монету бросают, и она падает одной из сторон вверх. Название орел для сторон монеты происходит от того, что на реверсе изображен герб Российского государства - двуглавый орел. Впервые орел появился на монетах при великом князе Иване III. А название решка для другой стороны монеты (аверса) возникло потому, что рисунок на аверсе российских монет в XVIII-XIX вв. напоминал решетку, на фоне которой был написан номинал монеты (ее достоинство).

Математическая монета считается симметричной. Брошенная на стол монета имеет равные шансы выпасть орлом или решкой. Никакой другой исход бросания монеты невозможен.

Игральный кубик (игральная кость) также служит прекрасным средством для получения случайных событий. Игра в кости - одна из древнейших. Игральные кости находили при раскопках в Египте и Китае. Об играх с костями животных (игры в «лодыжки», «косты- ги», «козули») упоминается в летописи у славян языческой Руси. Ранние упоминания о костях в древнеиндийской поэзии отражают популярность игры в кости в Древней Индии. «Гимн игрока» - первый литературный текст, упоминающий кости, изображает их как враждебную человеку стихию:

Ведь кости усеяны колючками и крючками,

Они порабощают, они мучают, испепеляют.

В Древней Греции считалось, что игральные кости придумал Паламед во время Троянской войны. По версии Геродота, кости изобрели лидийцы, населявшие Малую Азию, чтобы отвлечься от голода, болезней и других напастей.

Правильные (симметричные) кости обеспечивают одинаковые шансы выпадения каждой грани.

Математическая реальность - это математический образ правильной кости, подобно математической монете, не имеет цвета, размера, массы, никаких других материальных качеств.
В нашем веке в связи с физическими, биологическими, инженерными и другими исследованиями возникла необходимость рассматривать случайные процессы ξ(t), т.е. случайные функции от одного независимого переменного t, под которым обычно понимается время.

Теория случайных процессов в наши дни является одним из основных математических средств изучения явлений реального мира.

Первые задачи теории вероятностей были рассмотрены Л. Пачоли (1445-ок. 1514), Д. Кардано (1501-1576), Н. Тарталья (ок. 1499-1557), Б. Паскалем (1623-1662), П. Ферма (1601-1665), X. Гюйгенсом (1629-1695). В качестве самостоятельной научной дисциплины теория вероятностей стала оформляться в работах Я. Бернулли (1654-1705), А. Муавра (1667-1754), П. Лапласа (1749-1827), С. Пуассона (1781-1840). Ее последующее развитие связано с именами П.Л. Чебышева, А.А.Маркова, А.М.Ляпунова (1857-1918), А. Я. Хинчина (1894-1959), С. Н. Бернштейна (1880-1968), А. Н. Колмогорова (1903-1987) и других.

СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ И ИХ ВЕРОЯТНОСТЬ

Цель: познакомить учащихся с возможными подходами к вычислению вероятности того или иного события.

К сожалению (а может быть, и к счастью), не все в жизни так четко и ясно: это будет всегда (достоверное событие), этого не будет никогда (невозможное событие). Чаще всего мы сталкиваемся именно со случайными событиями, одни из которых более вероятны, другие менее вероятны. Обычно люди используют слова «более вероятно» или «менее вероятно», как говорится, по наитию, опираясь на то, что называют здравым смыслом. Но очень часто такие оценки оказываются недостаточными, поскольку бывает важно знать, на сколько процентов вероятно случайное событие или во сколько раз одно случайное событие вероятнее другого. Иными словами, нужны точные количественные характеристики, нужно уметь охарактеризовать вероятность числом.

Первые шаги в этом направлении мы с вами уже сделали. Мы говорили, что вероятность наступления достоверного события характеризуется как стопроцентная, а вероятность наступления невозможного события — как нулевая. Учитывая, что 100% равно 1, люди договорились о следующем:

1.вероятность достоверного события считается равной 1;

2.вероятность невозможного события считается равной 0.

А как подсчитать вероятность случайного события? Ведь оно произошло случайно, значит, не подчиняется закономерностям, алгоритмам, формулам. Оказывается, и в мире случайного действуют определенные законы, позволяющие вычислять вероятности. Этим и занимается раздел математики, который так и называется — теория вероятностей.

В теории вероятностей используются различные стандартные игровые ситуации. Это бросание монеты или игрального кубика, вытаскивание карт из колоды. К этому списку добавим еще одну, назовем ее «урновая схема»: в темном ящике (урне) лежат неотличимые на ощупь шары различного цвета Один или несколько шаров вытаскивают. Вычисляют вероятность того, что выбранные шары имеют какой-то определенный набор цветов.
Игральный кубик имеет 6 граней, на каждой из которых отмечены точки от 1 до 6. Играющий бросает кубик и смотрит, сколько точек выпало на той грани, которая сверху. Иногда точки заменяют числами. Бросание кубика считают опытом (экспериментом или испытанием), а полученный результат - исходом испытания или случайным событием. Людям интересно угадывать наступление того или иного события, предсказывать его исход. Какие предсказания можно сделать, бросая игральный кубик?

Например, такие:

  1. Событие А - выпадает цифра 1, 2, 3, 4, 5 или 6.

  2. Событие В - выпадет цифра 7, 8 или 9.

  3. Событие С - выпадет цифра 1.

Событие А, предсказанное в первом случае, обязательно наступит, оно достоверное.

Событие В не наступит никогда, так как оно невозможное.

Событие С может наступить, а может и нет, так как оно случайное.
Вероятностные события (случайные) будем обозначать Р (от французского слова probability - возможность, вероятность).

КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ

Вероятностью события А при проведении некоторого испытания называют отношение числа исходов, в результате которых наступает событие А, к общему числу всех возможных исходов этого испытания.
КЛАССИЧЕСКАЯ ВЕРОЯТНОСТНАЯ СХЕМА










Эксперимент 2. Вырежьте из бумаги правильный пятиугольник, проткните его спичкой так, чтобы получился волчок. Прокручивая волчок, проведите 100 опытов, результаты занесите в таблицу.

Число очков

Подсчеты

Итого

Вероятность

1










2










Найдите вероятность выпадения четного числа очков.

Найдите вероятность выпадения очков, меньших 5.

Задача. Грани кубика окрашены в красный и желтый цвета.

Сколько граней окрашено в желтый цвет, если:

а) вероятность выпадения красной грани равна ;

б) вероятность выпадения красной грани равна;

в) вероятность выпадения желтой грани равна ;

г) вероятность выпадения желтой и красной граней равна ?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. Эдисон. Цель iconИстория книги и книгопечатанья
Гутенберг; Уатт; Стефенсон и Фултон; Дагер и Ньепс; Эдисон и Морзе : биографические повествования / сост., общ ред.: Болдырев Н....
Т. Эдисон. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Следует заглянуть в железнодорожный справочник…» На вопрос: «Из чего делают нержавеющую сталь?» последовый новый ответ: «Об этом...
Т. Эдисон. Цель iconЭлектроника и радио почти ровесники. Правда, поначалу радио обходилось...
Начало электроники можно отнести к 1883 году, когда знаменитый Томас Альфа Эдисон, пытаясь продлить срок службы осветительной лампы...
Т. Эдисон. Цель iconЦель преподавания дисциплины Цель курса
...
Т. Эдисон. Цель iconТема Цель
Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов
Т. Эдисон. Цель iconТема. «Расти здоровым». Цель
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Т. Эдисон. Цель iconСмирнова Ольга Константиновна. Цель урок
Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать
Т. Эдисон. Цель iconПояснительная записка Цель освоения дисциплины
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Т. Эдисон. Цель iconТема: я и моя Родина Цель
Цель: изучение истории становления и смыслового значения основных государственных символов РФ (гимн, герб, флаг)
Т. Эдисон. Цель iconВикторина по сказкам в подготовительной группе Цель
Цель: проверить знание произведений художественной литературы, устного народного творчества, авторских рассказов и сказок
Т. Эдисон. Цель icon«Приключения Алисы» Игровая цель: Помочь Алисе вернутся из страны чудес
Педагогическая цель: Развитие способностей детей и подростков, расширение кругозора
Т. Эдисон. Цель iconВикторина по русским народным сказкам Цель
Цель: проверить знание произведений художественной литературы, устного народного творчества, авторских рассказов и сказок
Т. Эдисон. Цель iconУрок по математике в 5 «Б» классе с использованием информационных технологий » Цель
Цель: Повторить и обобщить знания о простейших геометрических фигурах и их взаимном расположении на плоскости
Т. Эдисон. Цель iconУчебно-методический комплекс
Цель – формирование у студентов умения управлять процессами творчества, обучить основным механизмам творческого воображения. Цель...
Т. Эдисон. Цель iconУчебно-методический комплекс
Цель – формирование у студентов умения управлять процессами творчества, обучить основным механизмам творческого воображения. Цель...
Т. Эдисон. Цель iconЦель: развитие познавательного интереса младших школьников к миру профессий
Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск