Скачать 280.97 Kb.
|
На правах рукописи Курдяев Анатолий Евгеньевич Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12.00.04 – Финансовое право, налоговое право, бюджетное право. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва – 2012 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина»
Ведущая организацияЗащита состоится 5 марта 2013 года в 14:00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.05, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина», Москва, 123995, ул. Садовая-Кудринская, 9, зал заседаний диссертационного совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина». Автореферат разослан «___» ___________ года. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор юридических наук, профессор Ю.И. Мигачев ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ Актуальность темы исследования. В современных условиях глобализации и экономической нестабильности отмечается интенсивное развитие межгосударственных отношений и интеграционных процессов. В середине XX века возникли многие международные организации, деятельность которых значительно отразилась на развитии финансового и налогового права. В 1944 году был создан Международный банк реконструкции и развития, и тогда же было заключено генеральное соглашение по торговле и тарифам, превратившееся позже во Всемирную торговую организацию, в 1945 году на Бреттон-Вудской конференции был создан Международный валютный фонд, а в 1948 году – Организация европейского экономического сотрудничества (позже – Организация экономического сотрудничества и развития). В 1951 году начинается первый этап европейской интеграции, завершившийся впоследствии созданием Европейского союза (ЕС). В настоящее время на территории бывшего СССР наблюдаются интеграционные процессы, активным участником которых является Российская Федерация. В этой связи рецепция европейского опыта правового регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности с присутствием международного элемента является полезной и актуальной для российского законодателя, науки финансового и налогового права. Так, налоговое право стран – участниц ЕС, будучи инструментом реализации европейской интеграционной политики, способствует достижению целей Сообщества, оптимизации международного сотрудничества. Одним из наиболее эффективных механизмов правовой интеграции в Евросоюзе, насчитывающим более чем полувековую историю, является гармонизация в сфере налогового права. Изучение и использование европейского опыта налоговой гармонизации несомненно полезно на современном этапе как для российской науки финансового права, так и законодательной деятельности с учетом активной гармонизации в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕвразЭС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Таможенного союза и в будущем – Евразийского союза 1, поскольку независимые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, активно участвуют в экономической и правовой интеграции, масштаб которой непрерывно расширяется 2. Например, в последних статьях и на встречах Президента Российской Федерации В.В. Путина неоднократно подчеркивалась важность успешного функционировании Таможенного союза, Единого экономического пространства (ЕЭП), ЕвразЭС и использования европейского опыта. Президент отметил, что «становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений» 3. Действительно, уже сейчас Россия вместе с другими странами – участниками международных объединений сталкивается с проблемами и задачами, некогда стоявшими, перед Европейским союзом, в частности, на пути к успешному функционированию Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таким образом, в настоящее время назрела необходимость развития и совершенствования теоретической базы российской науки финансового (и, в частности, налогового права) с целью рецепции позитивного опыта налоговой гармонизации стран Европейского союза, выявления ее видов и признаков, что является существенным для российского законодателя при построении интеграционной политики в рамках международных объединений, преодоления неопределенности норм налогового законодательства, регулирующего косвенное и прямое налогообложение, поскольку это может иметь следствием недостаточную эффективность процессов налоговой гармонизации на постсоветском пространстве. В этой связи возникает объективная необходимость развития и совершенствования теоретической базы российской науки финансового (и, в частности, налогового права). Результаты исследования европейского опыта налоговой гармонизации позволят российскому законодателю эффективно воплощать в жизнь приоритетные направления национальной и международной финансовой (и, в частности, налоговой) политики, что является необходимым условием интеграции нашей страны в мировую экономику, роста благосостояния населения и расширения возможностей экономической деятельности для российских компаний. Научная разработанность темы исследования характеризуется наличием незначительного количества монографических и диссертационных работ, в связи с чем интеграционные процессы европейского права недостаточно проработаны отечественной правовой наукой. Одним из первых исследователей в этой области является профессор Г.П. Толстопятенко, монография которого «Европейское налоговое право» была опубликована в 2001 году 4. В настоящее время российское научное сообщество начинает активно интересоваться гармонизационными процессами в европейском налоговом праве. Тема правового регулирования налоговой гармонизации находит свое отражение в учебной и методической литературе по налоговому праву и праву Европейского союза 5, но комплексных исследований этого процесса в российской науке финансового и налогового права до последнего времени не проводилось. Одновременно существенное внимание уделяется теме налоговой гармонизации и в российской экономической науке 6. Большинство этих работ посвящены отдельным аспектам налоговой гармонизации и ее проявлениям, но вопросу комплексного исследования правового регулирования налоговой гармонизации достаточного внимания до сих пор уделено не было. Более серьезно проработана эта тема в трудах зарубежных ученых и исследователей. В этой области существует достаточно фундаментальных и прикладных научных трудов, регулярно проходят семинары, круглые столы и встречи. В отношении теоретического базиса правового регулирования налоговой гармонизации следует особо отметить исследования, проводившиеся по заданию Европейской комиссии: доклады о налоговой гармонизации, известные исследования комитетов Рудинга и Ньюмарка, и некоторые другие. Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе интеграции и взаимодействия налоговых систем стран – участниц Европейского союза. Предметом диссертационного исследования являются учредительные договоры, правовые акты органов Европейского союза: директивы, правила, решения, рекомендации, мнения и международные договоры, судебные решения, научные исследования, проводимые по заказу Европейской комиссии, научные исследования международных организаций, институтов и частных компаний, а также авторские публикации. Цель диссертационного исследования – разработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование финансово-правового регулирования налоговой гармонизации на основе анализа и исследования принципов и признаков правового регулирования отношений составляющих ее содержание в странах Европейского союза, определение возможности дальнейшего развития этого процесса как механизма государственной налоговой политики. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания правовых явлений, позволяющий раскрыть их в целостности и системности. Кроме того, в работе использовались: логический метод (при формировании структуры работы, изложении материала, выработке предложений и выводов), метод системного анализа (при комплексном исследовании налогового права ЕС), методы сравнительного анализа и сравнительного правоведения (при сравнении российского и европейского налогового права), метод моделирования (при исследовании интеграционных процессов на национальном уровне и формулировке рекомендаций) и др. Нормативная база исследования включает учредительные договоры ЕС, правовые акты органов ЕС: директивы, правила, решения, рекомендации, мнения и международные договоры, а также Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, содержащие нормы финансового и налогового права. Эмпирической основой исследования являются материалы судебной практики, содержащиеся в актах Европейского суда, научные и аналитические исследования, проводимые по заказу Европейской комиссии, научные исследования международных организаций, институтов и частных компаний, материалы правовой базы «КонсультантПлюс». Теоретические основы исследования составляют труды и работы таких ученых по финансовому праву, как: Н.М. Артёмов, Е.М. Ашмарина, В.В. Бесчеревных, О.В. Болтинова, Д.В. Винницкий, А.В. Брызгалин, А.Б. Быля, Г.А. Гаджиев, И.А. Гончаренко, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачёва, С.В. Жестков, В.М. Зарипов, М.В. Кустова, И.И. Кучеров, С.Г. Пепеляев, Г.В. Петрова, Е.А. Ровинский, С.В. Савсерис, Э.Д. Соколова, Г.П. Толстопятенко, А.В. Турбанов, Н.И. Тургенев, И.В. Хаменушко, Н.И. Химичева, Н.А. Шевелёва и других. В процессе написания диссертационного исследования были исследованы труды ученых общей теории права: С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, А.Б. Венгерова, С.Л. Зивса, Н.М. Коркунова, Л.В. Лазарева, А.В. Малько, В.С. Нерсесянца, Т.Н. Радько, В.К. Райхера, Г.Ф. Шершеневича и других. В том числе были изучены работы российских и зарубежных ученых-правоведов в области европейского налогового права, таких как: П. Батт, Д. Берлин, П. Ваттель, П.А. Калиниченко, Э. Карбонара, А.Я. Капустин, С.Ю. Кашкин, П. Де Круз, К. Кунце, Р. Лайэль, М. Ланг, В. Менски, П. Най, Ф. Парисси, П. Пистон, К. Сиаччи, Б. Терра, Б.Н. Топорнин, Д. Уильямс, П. Фармер, Т.К. Хартли, М. Хесселинк, А. Хименес, Л. Хиннекенс, Л.М. Энтин, а также научные труды ряда зарубежных и отечественных исследователей-экономистов. Научная новизна диссертации. В диссертационном исследовании разработана новая научная идея о налоговой гармонизации как исключительно правовом явлении. С теоретических позиций рассмотрены механизмы аккумулирования косвенных (налог на добавленную стоимость, акцизы) и прямых налогов с учетом процессов и процедур гармонизации, принятых в странах Европейского союза. Исследование финансово-правовой природы налоговой гармонизации основано на том, что автор впервые разграничивает совокупность гармонизационных правоотношений, входящих в предмет изучения международного финансового и налогового права, от объектов изучения других наук. В обоснование научной идеи о налоговой гармонизации как исключительно правовом процессе выведено ее определение. На основе анализа финансово-правового регулирования налоговой гармонизации в странах Европейского союза предложены пути совершенствования интеграционных процессов на постсоветском пространстве в направлениях совершенствования механизма правового обеспечения Налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и отдельных прямых налогов. Обоснована необходимость внесения изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации. Отдельные элементы научной новизны исследования конкретизированы в положениях, выносимых на защиту: 1. В процессе системного и комплексного изучения правового регулирования налоговых отношений доказано, что в налоговом праве следует выделить отдельный институт, содержащий совокупность норм, регулирующих общественные налоговые отношения, связанные с налоговой гармонизацией, что вытекает из предмета и метода правового регулирования отношений, составляющих содержание этого явления, и определяет возможность расширения предмета финансового и налогового права. Этот институт включает в себя совокупность норм, осложненных международным элементом, и непосредственно связан с институтами правового регулирования отдельных налогов: Налога на добавленную стоимость, акцизов и налогов на доходы компаний. 2. На примере Европейского союза определены следующие признаки и принципы налоговой гармонизации как правового процесса: международный характер, существование ее только в экономических союзах и объединениях, правовая форма выражения, общеобязательность и всеобщность гармонизационных действий, субсидиарность, согласованность действий по гармонизации, динамичный и позитивный характер, волевой и направленный характер действий по гармонизации. Эти признаки призваны индивидуализировать налоговую гармонизацию как исключительный и самостоятельный процесс. 3. Предложено авторское определение налоговой гармонизации как правового, целенаправленного, прогрессивного и волевого процесса по сближению норм налогового права, налоговых процедур и правил стран – участников экономических союзов и объединений, осуществляемого на основе принципов субсидиарности и согласованности, выражающегося в разработке, принятии и применении правовых актов для достижения целей, определенных его участниками. 4. Доказано, что налоговая гармонизация существует только на международном уровне. Она обладает устойчивыми, присущими ей признаками, позволяющими при исследовании разграничить ее и схожие явления на международном и национальном уровнях. Налоговая гармонизация проявляется в правовой форме и представляет собой процесс, направленный на достижение определенных целей (волевой элемент). От схожих координационных процессов на национальном уровне в федеративных государствах налоговая гармонизация отграничивается по направлению правового воздействия. 5. При анализе современного европейского законодательства установлено, что в настоящее время в налоговой системе Европейского союза наиболее гармонизированным налогом является НДС. На уровне законодательства Европейского союза гармонизированы основные элементы налога: ставка, база, правила налогового вычета, а также перечень товаров и услуг, освобожденных от налогообложения. Высокая степень гармонизации стала результатом четко определенных правовых оснований гармонизации данного налога в Учредительных договорах, последовательной судебной практике, а также основательных правовых исследований, предшествовавших принятию актов Европейского союза. В качестве меры по борьбе с безработицей и для повышения занятости предлагается перенять европейский опыт и внести изменения в гл. 2 НК, установив сниженные ставки налога для услуг, требующих высоких затрат по рабочей силе. 6. Гармонизация акцизов осуществляется на тех же четко определенных правовых основаниях, что и гармонизация НДС. В связи с этим степень гармонизации законодательства по акцизам достаточно высокая. Гармонизация затрагивает правовые понятия: объекты налогообложения, ставки, налоговую базу и порядок ее исчисления. При этом акты налогового права ЕС по акцизам содержат большое число отступлений от принципа всеобщности налоговой гармонизации, что обусловлено широкими целями налоговой гармонизации акцизов в Европейском союзе, а также необходимостью защиты традиционных видов производств стран - участниц. Гармонизация по акцизам преследует следующие цели (в дополнение к целям налоговой гармонизации, определенным в «первичном праве»7): контроль за потреблением определенных продуктов, выполнение международных обязательств, защита окружающей среды. В этой связи предложено для устранения юридической неопределенности внести изменения в главу 22 НК РФ «Акцизы» в отношении норм, регулирующих понятие подакцизных товаров для унификации их с Европейским законодательством, при которых подакцизные продукты описываются через отличительные признаки, а не путем простого перечисления, что позволит также избежать неопределенности в правоприменительной практике. 7. Доказано, что прямые налоги являются одним из направлений налоговой гармонизации в Европейском союзе, несмотря на отличное от косвенных налогов правовое основание для сближения законов стран - участниц. Такой вывод можно сделать из правового анализа структуры статей 113 и 114 Учредительных документов ЕС, предусматривающих практически идентичную правовую процедуру для принятия актов гармонизации. Прямые налоги являются наименее гармонизированной областью налогового права ЕС, что обусловлено отсутствием прямых правовых основ для гармонизации в Учредительных договорах. Правовые акты стран – участниц, регулирующие прямые налоги, демонстрируют меньшую степень гармонизации по сравнению с законодательством по НДС. Налоговая гармонизация прямых налогов ограничена налогами стран - участниц на доходы юридических лиц и не затрагивает основные элементы этих налогов, решая вопросы устранения двойного налогообложения, резидентства и представительства. На основании метода аналогии предложено провести рецепцию механизма правового регулирования «финансово прозрачных компаний», предусмотренного директивой 2011/96/EU, включив его в соглашения об избежании двойного налогообложения Российской Федерации, что позволит избежать схем уклонения от уплаты налога. 8. При комплексном анализе налогового права ЕС на современном этапе правового регулирования налоговой гармонизации в Европейском союзе были выявлены следующие тенденции: совершенствование структуры правовых актов, кодификация, распространение и увеличение роли электронного документооборота, усовершенствование правовых механизмов и способов сотрудничества налоговых администраций стран - участниц и противодействие налоговым правонарушениям. С целью повышения эффективности противодействия налоговым правонарушениям и уклонению от уплаты налогов целесообразным является введение механизма, при котором обмен информацией между странами – участницами ЕС и Россией будет осуществляться на тех же правовых принципах, что и обмен информацией государств ЕС. |
Направление Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично... | Правовое регулирование налогообложения «пассивных» доходов, получаемых... Специальность 12. 00. 14 – административное право; финансовое право; информационное право | ||
Программа дисциплины «Таможенное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Финансовое право», «Бюджетное право»,... | ||
Гражданско-правовое регулирование розничных рынков электрической энергии Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право | Гражданско-правовое регулирование игр, пари и смежных с ними институтов... «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» | ||
Программа дисциплины «Таможенное право» для направления 40. 04.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Муниципальное учреждение культуры «Библиотечная информационная сеть» г о. Новокуйбышевск Специальность 030501 Юриспруденция, специализация «Гражданское право, финансовое право, правовое регулирование внешнеэкономической... | ||
Тема: «Выбытие основных средств и его отражение в учете» Специальность 030501 Юриспруденция, специализация «Гражданское право, финансовое право, правовое регулирование внешнеэкономической... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «бухгалтерский учет» Учебное пособие Специальность 030501 Юриспруденция, специализация «Гражданское право, финансовое право, правовое регулирование внешнеэкономической... | ||
Правовое регулирование наружной рекламы в российской федерации 12.... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Программа дисциплины «Международное налоговое право» для направления 40. 04. 01 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.... | ||
Программа дисциплины «Международное налоговое право» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.... | Рабочей учебной программы дисциплины «бюджетное право» Направление подготовки «Теория государства и права», «Конституционное право». Требуется тесная координация с дисциплиной «Финансовое право». Дисциплина... | ||
Программа дисциплины «Российское предпринимательское (коммерческое)... Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Финансовое... | Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере перевозки... Учебник. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы... |