Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право





Скачать 280.97 Kb.
НазваниеФинансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право
страница1/3
Дата публикации01.07.2013
Размер280.97 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Курдяев Анатолий Евгеньевич

Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в

Европейском союзе

12.00.04 – Финансовое право, налоговое право, бюджетное право.

автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2012

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном

образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина»


Научный руководитель

доктор юридических наук, профессор,


Ашмарина Елена Михайловна


Толстопятенко Геннадий Петрович, доктор юридических наук, профессор, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, декан международно-правового факультета, профессор кафедры административного и финансового права.

Костанян Рафаэль Карленович, кандидат юридических наук, коллегия адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», старший юрист.
Официальные оппоненты:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени

М.В. Ломоносова»

Ведущая организация


Защита состоится 5 марта 2013 года в 14:00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.05, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина», Москва, 123995, ул. Садовая-Кудринская, 9, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина».
Автореферат разослан «___» ___________ года.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор юридических наук, профессор Ю.И. Мигачев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. В современных условиях глобализации и экономической нестабильности отмечается интенсивное развитие межгосударственных отношений и интеграционных процессов. В середине XX века возникли многие международные организации, деятельность которых значительно отразилась на развитии финансового и налогового права. В 1944 году был создан Международный банк реконструкции и развития, и тогда же было заключено генеральное соглашение по торговле и тарифам, превратившееся позже во Всемирную торговую организацию, в 1945 году на Бреттон-Вудской конференции был создан Международный валютный фонд, а в 1948 году – Организация европейского экономического сотрудничества (позже – Организация экономического сотрудничества и развития). В 1951 году начинается первый этап европейской интеграции, завершившийся впоследствии созданием Европейского союза (ЕС). В настоящее время на территории бывшего СССР наблюдаются интеграционные процессы, активным участником которых является Российская Федерация. В этой связи рецепция европейского опыта правового регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности с присутствием международного элемента является полезной и актуальной для российского законодателя, науки финансового и налогового права.

Так, налоговое право стран – участниц ЕС, будучи инструментом реализации европейской интеграционной политики, способствует достижению целей Сообщества, оптимизации международного сотрудничества. Одним из наиболее эффективных механизмов правовой интеграции в Евросоюзе, насчитывающим более чем полувековую историю, является гармонизация в сфере налогового права. Изучение и использование европейского опыта налоговой гармонизации несомненно полезно на современном этапе как для российской науки финансового права, так и законодательной деятельности с учетом активной гармонизации в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕвразЭС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Таможенного союза и в будущем – Евразийского союза 1, поскольку независимые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, активно участвуют в экономической и правовой интеграции, масштаб которой непрерывно расширяется 2. Например, в последних статьях и на встречах Президента Российской Федерации В.В. Путина неоднократно подчеркивалась важность успешного функционировании Таможенного союза, Единого экономического пространства (ЕЭП), ЕвразЭС и использования европейского опыта. Президент отметил, что «становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений» 3. Действительно, уже сейчас Россия вместе с другими странами – участниками международных объединений сталкивается с проблемами и задачами, некогда стоявшими, перед Европейским союзом, в частности, на пути к успешному функционированию Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таким образом, в настоящее время назрела необходимость развития и совершенствования теоретической базы российской науки финансового (и, в частности, налогового права) с целью рецепции позитивного опыта налоговой гармонизации стран Европейского союза, выявления ее видов и признаков, что является существенным для российского законодателя при построении интеграционной политики в рамках международных объединений, преодоления неопределенности норм налогового законодательства, регулирующего косвенное и прямое налогообложение, поскольку это может иметь следствием недостаточную эффективность процессов налоговой гармонизации на постсоветском пространстве.

В этой связи возникает объективная необходимость развития и совершенствования теоретической базы российской науки финансового (и, в частности, налогового права). Результаты исследования европейского опыта налоговой гармонизации позволят российскому законодателю эффективно воплощать в жизнь приоритетные направления национальной и международной финансовой (и, в частности, налоговой) политики, что является необходимым условием интеграции нашей страны в мировую экономику, роста благосостояния населения и расширения возможностей экономической деятельности для российских компаний.

Научная разработанность темы исследования характеризуется наличием незначительного количества монографических и диссертационных работ, в связи с чем интеграционные процессы европейского права недостаточно проработаны отечественной правовой наукой. Одним из первых исследователей в этой области является профессор Г.П. Толстопятенко, монография которого «Европейское налоговое право» была опубликована в 2001 году 4. В настоящее время российское научное сообщество начинает активно интересоваться гармонизационными процессами в европейском налоговом праве. Тема правового регулирования налоговой гармонизации находит свое отражение в учебной и методической литературе по налоговому праву и праву Европейского союза 5, но комплексных исследований этого процесса в российской науке финансового и налогового права до последнего времени не проводилось. Одновременно существенное внимание уделяется теме налоговой гармонизации и в российской экономической науке 6. Большинство этих работ посвящены отдельным аспектам налоговой гармонизации и ее проявлениям, но вопросу комплексного исследования правового регулирования налоговой гармонизации достаточного внимания до сих пор уделено не было.

Более серьезно проработана эта тема в трудах зарубежных ученых и исследователей. В этой области существует достаточно фундаментальных и прикладных научных трудов, регулярно проходят семинары, круглые столы и встречи.

В отношении теоретического базиса правового регулирования налоговой гармонизации следует особо отметить исследования, проводившиеся по заданию Европейской комиссии: доклады о налоговой гармонизации, известные исследования комитетов Рудинга и Ньюмарка, и некоторые другие.

Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе интеграции и взаимодействия налоговых систем стран – участниц Европейского союза.

Предметом диссертационного исследования являются учредительные договоры, правовые акты органов Европейского союза: директивы, правила, решения, рекомендации, мнения и международные договоры, судебные решения, научные исследования, проводимые по заказу Европейской комиссии, научные исследования международных организаций, институтов и частных компаний, а также авторские публикации.

Цель диссертационного исследования – разработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование финансово-правового регулирования налоговой гармонизации на основе анализа и исследования принципов и признаков правового регулирования отношений составляющих ее содержание в странах Европейского союза, определение возможности дальнейшего развития этого процесса как механизма государственной налоговой политики.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. исследовать налоговую гармонизацию в межотраслевом аспекте, выявить доктринальную принадлежность понятия;

  2. обосновать, что совокупность норм, направленных на процессы налоговой гармонизации, следует рассматривать в качестве института налогового права;

  3. выявить и изучить основные, устойчивые и необходимые признаки налоговой гармонизации в Европейском союзе (обособив это понятие от других смежных – унификация, сближение законов) и на их основе предложить авторское определение налоговой гармонизации;

  4. рассмотреть возможность существования налоговой гармонизации на национальном уровне в федеративных государствах и отграничить ее от иных явлений неправового характера, существующих на международном уровне;

  5. проанализировать законодательство Европейского союза по гармонизации Налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и прямых налогов, правовые основы гармонизации, ее основные направления, с целью выработки рекомендаций для российского законодателя.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания правовых явлений, позволяющий раскрыть их в целостности и системности. Кроме того, в работе использовались: логический метод (при формировании структуры работы, изложении материала, выработке предложений и выводов), метод системного анализа (при комплексном исследовании налогового права ЕС), методы сравнительного анализа и сравнительного правоведения (при сравнении российского и европейского налогового права), метод моделирования (при исследовании интеграционных процессов на национальном уровне и формулировке рекомендаций) и др.

Нормативная база исследования включает учредительные договоры ЕС, правовые акты органов ЕС: директивы, правила, решения, рекомендации, мнения и международные договоры, а также Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, содержащие нормы финансового и налогового права.

Эмпирической основой исследования являются материалы судебной практики, содержащиеся в актах Европейского суда, научные и аналитические исследования, проводимые по заказу Европейской комиссии, научные исследования международных организаций, институтов и частных компаний, материалы правовой базы «КонсультантПлюс».

Теоретические основы исследования составляют труды и работы таких ученых по финансовому праву, как: Н.М. Артёмов, Е.М. Ашмарина, В.В. Бесчеревных, О.В. Болтинова, Д.В. Винницкий, А.В. Брызгалин, А.Б. Быля, Г.А. Гаджиев, И.А. Гончаренко, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачёва, С.В. Жестков, В.М. Зарипов, М.В. Кустова, И.И. Кучеров, С.Г. Пепеляев, Г.В. Петрова, Е.А. Ровинский, С.В. Савсерис, Э.Д. Соколова, Г.П. Толстопятенко, А.В. Турбанов, Н.И. Тургенев, И.В. Хаменушко, Н.И. Химичева, Н.А. Шевелёва и других.

В процессе написания диссертационного исследования были исследованы труды ученых общей теории права: С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, А.Б. Венгерова, С.Л. Зивса, Н.М. Коркунова, Л.В. Лазарева, А.В. Малько, В.С. Нерсесянца, Т.Н. Радько, В.К. Райхера, Г.Ф. Шершеневича и других.

В том числе были изучены работы российских и зарубежных ученых-правоведов в области европейского налогового права, таких как: П. Батт, Д. Берлин, П. Ваттель, П.А. Калиниченко, Э. Карбонара, А.Я. Капустин, С.Ю. Кашкин, П. Де Круз, К. Кунце, Р. Лайэль, М. Ланг, В. Менски, П. Най, Ф. Парисси, П. Пистон, К. Сиаччи, Б. Терра, Б.Н. Топорнин, Д. Уильямс, П. Фармер, Т.К. Хартли, М. Хесселинк, А. Хименес, Л. Хиннекенс, Л.М. Энтин, а также научные труды ряда зарубежных и отечественных исследователей-экономистов.

Научная новизна диссертации. В диссертационном исследовании разработана новая научная идея о налоговой гармонизации как исключительно правовом явлении. С теоретических позиций рассмотрены механизмы аккумулирования косвенных (налог на добавленную стоимость, акцизы) и прямых налогов с учетом процессов и процедур гармонизации, принятых в странах Европейского союза. Исследование финансово-правовой природы налоговой гармонизации основано на том, что автор впервые разграничивает совокупность гармонизационных правоотношений, входящих в предмет изучения международного финансового и налогового права, от объектов изучения других наук. В обоснование научной идеи о налоговой гармонизации как исключительно правовом процессе выведено ее определение. На основе анализа финансово-правового регулирования налоговой гармонизации в странах Европейского союза предложены пути совершенствования интеграционных процессов на постсоветском пространстве в направлениях совершенствования механизма правового обеспечения Налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и отдельных прямых налогов. Обоснована необходимость внесения изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации.

Отдельные элементы научной новизны исследования конкретизированы в положениях, выносимых на защиту:

1. В процессе системного и комплексного изучения правового регулирования налоговых отношений доказано, что в налоговом праве следует выделить отдельный институт, содержащий совокупность норм, регулирующих общественные налоговые отношения, связанные с налоговой гармонизацией, что вытекает из предмета и метода правового регулирования отношений, составляющих содержание этого явления, и определяет возможность расширения предмета финансового и налогового права. Этот институт включает в себя совокупность норм, осложненных международным элементом, и непосредственно связан с институтами правового регулирования отдельных налогов: Налога на добавленную стоимость, акцизов и налогов на доходы компаний.

2. На примере Европейского союза определены следующие признаки и принципы налоговой гармонизации как правового процесса: международный характер, существование ее только в экономических союзах и объединениях, правовая форма выражения, общеобязательность и всеобщность гармонизационных действий, субсидиарность, согласованность действий по гармонизации, динамичный и позитивный характер, волевой и направленный характер действий по гармонизации. Эти признаки призваны индивидуализировать налоговую гармонизацию как исключительный и самостоятельный процесс.

3. Предложено авторское определение налоговой гармонизации как правового, целенаправленного, прогрессивного и волевого процесса по сближению норм налогового права, налоговых процедур и правил стран – участников экономических союзов и объединений, осуществляемого на основе принципов субсидиарности и согласованности, выражающегося в разработке, принятии и применении правовых актов для достижения целей, определенных его участниками.

4. Доказано, что налоговая гармонизация существует только на международном уровне. Она обладает устойчивыми, присущими ей признаками, позволяющими при исследовании разграничить ее и схожие явления на международном и национальном уровнях. Налоговая гармонизация проявляется в правовой форме и представляет собой процесс, направленный на достижение определенных целей (волевой элемент). От схожих координационных процессов на национальном уровне в федеративных государствах налоговая гармонизация отграничивается по направлению правового воздействия.

5. При анализе современного европейского законодательства установлено, что в настоящее время в налоговой системе Европейского союза наиболее гармонизированным налогом является НДС. На уровне законодательства Европейского союза гармонизированы основные элементы налога: ставка, база, правила налогового вычета, а также перечень товаров и услуг, освобожденных от налогообложения. Высокая степень гармонизации стала результатом четко определенных правовых оснований гармонизации данного налога в Учредительных договорах, последовательной судебной практике, а также основательных правовых исследований, предшествовавших принятию актов Европейского союза. В качестве меры по борьбе с безработицей и для повышения занятости предлагается перенять европейский опыт и внести изменения в гл. 2 НК, установив сниженные ставки налога для услуг, требующих высоких затрат по рабочей силе.

6. Гармонизация акцизов осуществляется на тех же четко определенных правовых основаниях, что и гармонизация НДС. В связи с этим степень гармонизации законодательства по акцизам достаточно высокая. Гармонизация затрагивает правовые понятия: объекты налогообложения, ставки, налоговую базу и порядок ее исчисления. При этом акты налогового права ЕС по акцизам содержат большое число отступлений от принципа всеобщности налоговой гармонизации, что обусловлено широкими целями налоговой гармонизации акцизов в Европейском союзе, а также необходимостью защиты традиционных видов производств стран - участниц. Гармонизация по акцизам преследует следующие цели (в дополнение к целям налоговой гармонизации, определенным в «первичном праве»7): контроль за потреблением определенных продуктов, выполнение международных обязательств, защита окружающей среды. В этой связи предложено для устранения юридической неопределенности внести изменения в главу 22 НК РФ «Акцизы» в отношении норм, регулирующих понятие подакцизных товаров для унификации их с Европейским законодательством, при которых подакцизные продукты описываются через отличительные признаки, а не путем простого перечисления, что позволит также избежать неопределенности в правоприменительной практике.

7. Доказано, что прямые налоги являются одним из направлений налоговой гармонизации в Европейском союзе, несмотря на отличное от косвенных налогов правовое основание для сближения законов стран - участниц. Такой вывод можно сделать из правового анализа структуры статей 113 и 114 Учредительных документов ЕС, предусматривающих практически идентичную правовую процедуру для принятия актов гармонизации. Прямые налоги являются наименее гармонизированной областью налогового права ЕС, что обусловлено отсутствием прямых правовых основ для гармонизации в Учредительных договорах. Правовые акты стран – участниц, регулирующие прямые налоги, демонстрируют меньшую степень гармонизации по сравнению с законодательством по НДС. Налоговая гармонизация прямых налогов ограничена налогами стран - участниц на доходы юридических лиц и не затрагивает основные элементы этих налогов, решая вопросы устранения двойного налогообложения, резидентства и представительства. На основании метода аналогии предложено провести рецепцию механизма правового регулирования «финансово прозрачных компаний», предусмотренного директивой 2011/96/EU, включив его в соглашения об избежании двойного налогообложения Российской Федерации, что позволит избежать схем уклонения от уплаты налога.

8. При комплексном анализе налогового права ЕС на современном этапе правового регулирования налоговой гармонизации в Европейском союзе были выявлены следующие тенденции: совершенствование структуры правовых актов, кодификация, распространение и увеличение роли электронного документооборота, усовершенствование правовых механизмов и способов сотрудничества налоговых администраций стран - участниц и противодействие налоговым правонарушениям. С целью повышения эффективности противодействия налоговым правонарушениям и уклонению от уплаты налогов целесообразным является введение механизма, при котором обмен информацией между странами – участницами ЕС и Россией будет осуществляться на тех же правовых принципах, что и обмен информацией государств ЕС.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconНаправление
Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично...
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconПравовое регулирование налогообложения «пассивных» доходов, получаемых...
Специальность 12. 00. 14 – административное право; финансовое право; информационное право
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconПрограмма дисциплины «Таможенное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное...
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Финансовое право», «Бюджетное право»,...
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconГражданско-правовое регулирование розничных рынков электрической энергии
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconГражданско-правовое регулирование игр, пари и смежных с ними институтов...
«Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconПрограмма дисциплины «Таможенное право»  для направления 40. 04....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconМуниципальное учреждение культуры «Библиотечная информационная сеть» г о. Новокуйбышевск
Специальность 030501 Юриспруденция, специализация «Гражданское право, финансовое право, правовое регулирование внешнеэкономической...
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconТема: «Выбытие основных средств и его отражение в учете»
Специальность 030501 Юриспруденция, специализация «Гражданское право, финансовое право, правовое регулирование внешнеэкономической...
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «бухгалтерский учет» Учебное пособие
Специальность 030501 Юриспруденция, специализация «Гражданское право, финансовое право, правовое регулирование внешнеэкономической...
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconПравовое регулирование наружной рекламы в российской федерации 12....
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconПрограмма дисциплины «Международное налоговое право» для направления 40. 04. 01 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconПрограмма дисциплины «Международное налоговое право» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconРабочей учебной программы дисциплины «бюджетное право» Направление подготовки
«Теория государства и права», «Конституционное право». Требуется тесная координация с дисциплиной «Финансовое право». Дисциплина...
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconПрограмма дисциплины «Российское предпринимательское (коммерческое)...
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Финансовое...
Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе 12. 00. 04 Финансовое право, налоговое право, бюджетное право iconПравовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере перевозки...
Учебник. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск