Скачать 194.55 Kb.
|
Введение Воспитание любви к краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача родному первостепенной важности… Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к своей истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Д.С. Лихачев Сегодня проблема патриотического воспитания является не только одной из самых важных и актуальных в школе, но и относится к разряду общенациональных. Президент РФ В.В. Путин, выступая в дискуссионном клубе «Валдай», сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете». Следовательно, необходимо формировать гражданское и патриотическое самосознание личности, распространять знания об истории и культуре. Огромная роль в формировании патриотизма отводится школе. Новые ФГОС ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека». Музейная педагогика, в связи с этим, приобретает особое значение. Школьный музей является первым, а порой и единственным местом, где ученики могут ощутить сопричастность к минувшим временам и событиям. Через музейную педагогику начинается любовь к малой родине, уважение к предкам. «Музейная ниша» в современной сельской школе – основа культурной идентификации, воспитания патриотизма и гражданственности. Поэтому данный проект актуален, он направлен на реализацию задачи государственной важности. Отметим задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект. В Национальной доктрине образования до 2025 г. Обозначены следующие задачи патриотического воспитания: «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права, свободы личности и обладающих высокой нравственностью». Указом Президента РФ от 19.12. 2012 г. № 1666 утверждена Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подчеркивает: «..взаимодействие с музеями позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создает ориентиры для совершенствования учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных выставок, эксплуаториумов, диалоговых экскурсий». В ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обозначены: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования». «Историко-культурный стандарт», широко обсуждаемый сейчас в обществе, включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе РФ и направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод: новизна и актуальность данного проекта очевидны. Основная часть Тема проекта: Воспитание гражданского и патриотического самосознания обучающихся средствами музейной педагогики Цель проекта: Создание условий для формирования гражданской ответственности и культуры свободной, творческой, инициативной личности школьника путем включения ее в многообразную деятельность музея. Задачи проекта: 1.Разработка и апробация модели деятельности школы как центра гражданского и патриотического воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства школы. 2. Обобщение и распространение имеющегося положительного опыта школы по использованию педагогики музейной деятельности в образовательном процессе. 3.Обучение педагогов района технологиям педагогики музейной деятельности с целью формирования у обучающихся гражданского и патриотического самосознания. 4. Внедрение и сетевое распространение рекомендаций и новых учебно-методических материалов по педагогике музейной деятельности. 5.Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики. 6. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. 7. Подготовка к созданию виртуального музея истории развития Куликовской школы, вхождение в единое виртуальное музейно-информационное пространство Волгоградской области. 8. Презентация опыта в научных публикациях регионального и российского уровня, мероприятиях в рамках работы северо-западного образовательного кластера ВГАПКиПРО. 9. Формирование и апробация системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики Этапы и сроки реализации проекта Реализация проекта рассчитана на 5 лет и подразумевает следующие этапы: 1-й этап – подготовительный (2014г.): разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для инновационной работы, диагностика затруднений учителей, выявление противоречий в образовательном процессе, сплочение коллектива, вовлечение участников в инновационную деятельность, функционирование системы непрерывного образования «школа – музей – школа». 2-й этап – основной (2015-2017 гг.): – создание особого воспитательного пространства, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейные педагогические технологии для развития свободной, творческой, инициативной личности школьника; – апробация новых форм музейной коммуникации, нетрадиционных форм проведения уроков; – организация краеведческой работы на базе музея как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения; – создание комплекса школьных интегрированных образовательных программ, факультативных курсов, ориентированных на реализацию социально-педагогической функции; – сбор, обработка и оформление материала для Зала хуторской славы, для литературного музея; – разработка исследовательских работ и проектов краеведческой направленности; – создание музея малых форм, виртуального музея; – расширение методического поля за счет использования информационно-коммуникационных технологий. 3-й этап – заключительный(2018г.), – обобщение результатов, итоговая диагностика, самоэкспертиза, мониторинг, обмен опытом, изучение лучшего, оформление результатов работы, апробация результатов в других учреждениях системы образования, проверка эффективности влияния средств музейной педагогики на формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию через использование психолого-педагогических методик; – презентация опыта в научных публикациях регионального и российского уровня, мероприятиях в рамках работы северо-западного образовательного кластера ВГАПКиПРО. Описание инновации Успешное развитие инновационного проекта зависит от эффективного использования в образовательном процессе педагогики музейной деятельности. Она должна быть основана на следующих принципах: - органической связи культуры и образовании, интеграции музея и школы, диалога, учета возрастных и индивидуальных особенностей, - гуманистической направленности, - педагогической целесообразности, - интерактивности, комплексности, - программности. Педагогика музейной деятельности создает условия для: - самоактуализации личности (означает направленность на развитие личностных качеств в процессе познания музейной культуры через способность к самопознанию, саморазвитию, овладение социальной, личностной компетентностью); - рефлексивности личности, развития рефлексивной культуры личности (через переживание и осознание себя в историческом пространстве-времени, познание-проживание объектов музейной культуры); -креативности (предполагает преднамеренную организацию творческого процесса постижения музейной культуры и развитие адекватных творческих способностей и форм проявления в постижении разнообразной по содержанию и формам деятельности, включая исследовательскую, поисковую); - проектирования образовательного пространства (предполагает рациональное сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы, разнообразие методов и их соответствие индивидуальным способностям детей). В целях реализации инновационного проекта, направленного на воспитание гражданского и патриотического самосознания школьников средствами музейной педагогики можно выделить три направления: Первое - переход от акцента на экспозиционно-экскурсоводческой работе к музейной педагогике и поисково-исследовательской деятельности. Оно находит свое отражение в следующем: - в развитии нормативно-документальной и методической базы: создание Концепции развития музея, специальных музейно-образовательных, культуротворческих, краеведческих программ для занятий с детьми различного возраста: «Рассказы по истории родного края», «Летопись родного края»; авторских элективных курсов по музееведению, Программы работы с одаренными детьми «Основы исследовательской деятельности по истории, по краеведению (на базе школьного музея)»; - активизации деятельности детских общественных организаций: Совета музея, краеведческого кружка «Поиск», клуба «Патриот»; -расширении воспитательного и образовательного пространства деятельности музея: развитие связей с общественными и иными организациями, деятельности в интернет-пространстве (через сайт школьного музея, через интернет-сообщества школьных музеев); организация поисковых экспедиций, масштабных акций, направленных на популяризацию музейной деятельности, публикации исследовательских и проектных работ школьников в СМИ. Инновационные процессы в школьном музееведении, модернизация российского образования обусловили второе направление: обновление форм и методов работы школьного музея. Данное направление деятельности предполагает: - разработку методов, средств и способов организации самовоспитания, саморазвития, самостроительства личности ребенка с 1-го по 11-й классы; - развитие конкурсного движения: активное участие музея в конкурсах регионального, Всероссийского и международного уровней, организация традиционной научно-практической конференции с сетевым взаимодействием «Первые шаги в науку», историко-краеведческой игры «Наследники», краеведческих чтений «Мой край в годы военных испытаний» и др.; - создание новых интересных музейных форм: «Музей малых форм», «Музей в чемодане», «История в миниатюре», военно-исторические миниатюры: виньетки, диорамы; - обновление и пополнение фондов музея: создание видеоэкскурсий по музею, видеороликов социальной рекламы, например, «Обращение к жителям хутора», «Наш хутор – наше будущее»; электронной панорамы музея; виртуального музея истории создания и развития школы, художественное реконструирование исторических объектов. Подробнее остановимся на этом виде деятельности. Историческая реконструкция создаёт музей как уникальную среду для формирования личности с активной гражданской позицией и способствует эволюции музейной философии. Работа, связанная с реконструкцией, требует от учащихся кропотливого труда над различными первоисточниками, изучения рисунков, миниатюр. Путем объединения усилий различных специалистов, учащихся и родителей планируется воспроизвести предметы ткацкого, швейного и гончарного ремесел. Третье направление — педагогика музейной деятельности в предметных областях. При творческом освоении потенциала музейной педагогики возможно изучение материала целого комплекса учебных дисциплин, так или иначе связанных с тематикой музея: литературы, окружающего мира, истории, географии и других дисциплин. Инновационные процессы в предметных областях реализуются: - через интеграцию музея в образовательное пространство с использованием современных образовательных технологий (на примере групповых технологий, проектирования, игровых технологий, технологии развития критического мышления через чтение и письмо); - с помощью комплексного и деятельностного подхода к изучению материала через музейную педагогику; - в развитии метапредметных компетенций учащихся; - в формировании профессиональных компетенций музейного педагога; - через внедрение в школьный компонент учебного плана новых элективных курсов по музееведению, краеведению, граждановедению; - путем апробации новых форм внеурочной деятельности (очные и заочные путешествия по музейному пространству, виртуальные экскурсии, театрализованные представления на краеведческом материале Новообразования проекта: -апробация новых форм музейной коммуникации, нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных занятий -организация краеведческой работы на базе музея как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения; -создание комплекса школьных интегрированных образовательных программ, факультативных курсов, ориентированных на реализацию социально-педагогической функции; -расширение методического поля за счет использования информационно-коммуникационных технологий; -проверка эффективности влияния средств музейной педагогики на формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию через использование психолого-педагогических методик; -апробация новых стандартов педагогов через музейную педагогику Основные потребители результатов проекта Основными потребителями результатов проекта являются обучающиеся 1–11 классов, а также педагогический коллектив школы, педагоги других школ, родители обучающихся, выпускники школы, жители хутора и гости, посещающие музейно-образовательный комплекс. Основные подходы к оценке эффективности проекта Показателями эффективности проекта являются: -количество учащихся и педагогов, родителей, вовлеченных в реализацию проекта, повышение их мотивации; -степень удовлетворенности участников инновационной работы качеством представляемых услуг; -распространенность опыта среди других учебных заведений района; -значительное повышение уровня образованности и воспитанности учащихся, их гражданского и патриотического самосознания, конкурентоспособности личности; - реализация современных форм и методов организации поисково- исследовательской, экспозиционно- выставочной, экскурсионно-просветительской, программно-методической деятельности; - динамика показателей в процессе эксперимента. Управление инновационным процессом, система мер, обеспечивающих стабильность работы в режиме реализации инновационного проекта. Процесс управления инновационным проектом должен осуществляться через планирование, анализ и контроль на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Программы, планы проведения открытых музейных уроков, конференций, семинаров, проводимых в рамках реализации проекта, согласованы с учредителем. Администрация школы: - ежегодно предоставляет аналитические материалы об эффективности инновационных процессов, о результатах деятельности в органы управления образованием; - отслеживает динамику реализации инновационного проекта; - информирует общественность о реализуемом инновационном проекте через сайт школы; - публикует материалы о деятельности в рамках проекта в СМИ, в печатных изданиях; - проводит объективный мониторинг инновационной деятельности Заключение В данном проекте главной целью является формирование патриотического и гражданского самосознания обучающихся. В законе Волгоградской области от 4 октября 2013 года №118 – ОД «Об образовании в Волгоградской области» в Статье 9 прописаны принципы развития системы образования Волгоградской области. Один из них звучит так: «обеспечение воспитания, способствующего становлению нравственных идеалов и ценностей, уважению к правам и свободам человека, направленность на развитие индивидуальности человека». Воспитание через вовлечение в музейную деятельность оказывает положительное воздействие на индивидуальное развитие личности, на формирование её нравственных ценностей, патриотического, гражданского самосознания. Реализация проекта на территории субъекта Российской Федерации возможна и актуальна, так как в центре проекта задачи общенационального значения. Проект в целом способствует выявлению талантливой молодежи, педагогов, лучших молодежных и педагогических инициатив в сфере гражданско-правового и патриотического воспитания. Данный проект реально решает задачу внедрения в образовательный процесс инновационных форм и методик педагогических коллективов образовательных учреждений всех видов по патриотическому и гражданско-правовому воспитанию молодого поколения. Приложение 1 Кадровое обеспечение проекта Науч. конс.: Полежаев Дмитрий Владимирович, д-р филос. наук, проф., зав. каф. общественных наук ВГАПКиПРО, Почетный работник общего образования РФ. Член – корреспондент Международной академии наук педагогического образования Науч. конс.: Белова Светлана Владимировна, д-р пед. наук, проф., руководитель Центра гуманитарных образовательных технологий ВГСПУ. Науч. конс.: Штыров Андрей Вячеславович, канд. пед. наук, доц., зам. дир. Института педагогической информатики ВГСПУ Конс.: Колпакова Марина Ивановна, зам. пред. МКУ «Комитет по образованию Новониколаевского района Волгоградской области» Конс.: Кичигина Наталия Вениаминовна, директор Новониколаевского районного краеведческого музея Руководитель проекта: Перегудова Ольга Васильевна, директор школы высшей категории, учитель русского языка и литературы высшей категории, основатель школьного музея, активный участник педагогических экспедиций (стажировок) в лучшие школы Москвы и Санкт- Петербурга, автор научно-методических публикаций в изданиях регионального и российского уровня. Филипова Елена Александровна, зам. дир. по УВР, учитель начальных классов 1 категории, участник V Московского Фестиваля научно-познавательного досуга для детей, активный участник исследовательско-проектной деятельности, автор научно-методических публикаций в изданиях регионального и российского уровня, разработчик программ. Греднева Ирина Николаевна, педагог-психолог, разработчик анкет, программ для диагностирования, мониторинга инновационной деятельности. Педагогический коллектив — важнейший фактор успешности учебно-воспитательного процесса. В конечном счете, результативность его определяется профессиональной культурой и талантом педагога, его стремлением добиться высоких результатов в работе. В МКОУ «Куликовская СОШ» работает 21 педагог. Из них 17- с высшим образованием, 4 педагога имеют средне- специальное образование, 3 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 8 –первую квалификационную категорию. В программе развития нашей школы главная роль отведена инновационным процессам, эффективность реализации этого проекта напрямую зависит от желания членов педагогического коллектива участвовать в решении поставленных задач. Нами был проведен анализ уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. В результате анкетирования были получены результаты, свидетельствующие, что наиболее значимыми мотивами, побуждающими учителей к новаторству, являются: потребность в самовыражении и самосовершенствовании, потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, потребность в контактах с интересными, творческими людьми, желание улучшить свои результаты и желание создать хорошую, эффективную школу для детей. Все названные мотивы связаны с возможностью самореализации личности учителя и показывают высокий уровень инновационного потенциала коллектива. Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагоги имеют высокую мотивацию к саморазвитию, а это в свою очередь необходимое кадровое условие реализации проекта. Приложение 2 Перечень учебно-методических разработок, программ, рекомендаций, обеспечивающих реализацию проекта 1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие.- М.,2004.- 216 с. 2.Школьный музей как культурно-образовательная ниша. Сб. творческих отчётов и очерков. Под ред. проф. Ю.С. Мануйлова – Нижний Новгород: Центр научных инвестиций.- 2013.- 445 с.: ил. 3. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Учеб. пособие. – М., Высшая школа, 2005. – 183 с. 4. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учеб. пособие. – М., Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии, 2001. – 157с. 5. Медведева Е.Б. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как научная дисциплина. Сб. статей. – М.: ИПРИКТ, кафедра Музейного дела, 1997. – 67с. 6.Мультимедийное пособие «Педагогические технологии патриотического воспитания учащейся молодежи с использованием современных компьютерных технологий» под. ред. проф. Вырщикова А.Н. – Волгоград: ГОУДОД «Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий», 2009. 7. Организация совместной учебно-исследовательской деятельности в открытом информационном пространстве: кол. моногр. / сост. и общ. ред. А.В. Штырова. – Волгоград: «Перемена», 2012. 166 с. Финансовое обеспечение проекта осуществляется за счет: бюджетных и внебюджетных средств образовательного учреждения, добровольных взносов и пожертвований Приложение 3 Финансовое обеспечение проекта Расходование средств осуществляется в соответствии с утвержденной учредителем сметой расходов на реализацию инновационного проекта. Согласно дорожной карте реализации проекта, расходование средств предполагается осуществлять: 1 этап (2014г.): повышение квалификации учителей: стажировки, экскурсии по родному краю (Волгоградской области), посещение театра в гг. Борисоглебск, Воронеж, посещение различных музеев Волгоградской области – 100 000 (сто тысяч) рублей. Премирование, поощрение лучших работников, финансирование конкурса «Лучший учитель года» - 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. Методическое обеспечение проекта (приобретение методических пособий, книг, журналов по музейной педагогике – 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей. Ремонт музейной комнаты (читального зала) – 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей. Финансирование договоров сотрудничества, оказания услуг и т.д. – 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей Транспортные расходы – 30 000 (тридцать тысяч) рублей 2 этап (20152017 гг.): оборудование музейных фондов, закупка материалов для новых экспозиций – 130 000 (сто тридцать тысяч) рублей; Организация экскурсий и поисковых экспедиций с обучающимися – 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей; Публикация материалов по внедрению музейной педагогики, создание методических пособий – 90 000 (девяносто тысяч) рублей. Пополнение музейных фондов, приобретение мебели, витрин, стендов, компьютерного оборудования – 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей. Курсы повышения квалификации, командировочные расходы – 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей. Транспортные расходы – 30 000 (тридцать тысяч) рублей 3 этап (2018г): организация мероприятий с сетевым взаимодействием – 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей. Издание методической литературы – 160 000 (сто шестьдесят тысяч) рублей. Премирование активных участников проекта – 100 000 (сто тысяч) рублей, Финансирование договоров сотрудничества, оказания услуг и т.д. – 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей Транспортные расходы – 30 000 (тридцать тысяч) рублей. Итого:1 850 000 (один миллион восемьсот пятьдесят тысяч) рублей Приложение 4 Дорожная карта проекта по этапам (алгоритм реализации)
Приложение 5 Материально-техническое оснащение проекта. Наличие музейно-образовательного комплекса МКОУ «Куликовская СОШ», включающего в себя 4 помещения различных профилей. Этнокультурный музей Зал хуторской славы Литературный музей Историко-краеведческий музей |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Социальная активность подрастающего поколения – проблема, которая является актуальной на государственном и общественном уровне. А... | Задача 1 22 Вариант 3 22 Задача 1 22 Вариант 4 23 Задача 1 23 Задача... «Менеджмент». Дисциплина реализуется кафедрой экономики и управления. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций... | ||
«Путешествие с физикой по родному краю». Цель урока Урок итогового повторения за Ι полугодия курса VΙΙ класса. «Путешествие с физикой по родному краю» | Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат Первый урок был посвящен Конституции Российской Федерации, которой в этом году исполняется 20 лет со дня ее принятия, где учащиеся... | ||
основы направления решают проблемы улучшения физического развития... Педагоги должны понимать, что воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни – задача государственной важности, а оздоровительная... | Реферат по курсу “основы идеологии белорусского государства” тема: «введите название темы» Актуальность работы – несколько предложений о значимости и важности выбранной вами темы в современной соответствующей дисциплине,... | ||
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане «Основной и первостепенной задачей наших практических действий являются и будут являться социальная защита населения» | Доктор фаустус Иными словами, посильна ли человеку моего склада эта задача, задача, на выполнение которой меня подвигло скорее сердце, нежели право... | ||
План работы опорной школы по теме Здоровье человека тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной | Задача обучения математики До недавнего времени считалось, что главная задача школы состоит в том, чтобы дать каждому школьнику общей среднее образование в... | ||
Урока: комбинированный. Задача урока Задача урока: показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из... | Задача Лагранжа. Безусловный и условный экстремумы Задача Лагранжа с одним ограничением Модель II. Модель Уилсона с ограничениями на складские помещения | ||
Работа Центра Здоровья 2013-2014 учебный год мбоу сош №64 ... | По Физике Механика от Аристотеля до Ньютона 2000-01 уч год. Основная часть По мере накопления знаний о мире задача их систематизации становилась всё более насущной. Эта задача была выполнена одним из величайших... | ||
Как прекрасен Чувашский край! На первый взгляд – это тихая и спокойная... Еста и особенно остро испытываем это чувство, когда уезжаем далеко и надолго. Истинную любовь к родному краю не могут заглушить ни... | Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она... Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Начальная общеобразовательная школа №15» |