Скачать 182.27 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Исторический факультет Кафедра документационного и информационного обеспечения управления Конфликтология и управление конфликтами Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург 2010 Утверждаю Проректор ____________ С.А. Рогожин (подпись) __________ (дата) Программа дисциплины «Конфликтология и управление конфликтами» составлена в соответствии с требованиями регионального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведение» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Семестр 1 Общая трудоемкость дисциплины 70 часов, в том числе: Лекций 36 Практических – Контрольные мероприятия: Промежуточное тестирование Зачет Составитель Горбачев О.В., докт. ист. наук, профессор кафедры документационного и информационного обеспечения управления Уральского государственного университета Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры Документационного и информационного обеспечения управления от 15 февраля 2010 г. № 1. © Уральский федеральный университет © О.В. Горбачев, 2010 ВВЕДЕНИЕ Настоящий учебный курс читается студентам третьего года обучения направления «Документоведение и архивоведение». Курс носит ознакомительный характер и имеет целью формирование основ конфликтологических знаний и навыков управления конфликтами в профессиональной деятельности, а также в других сферах межличностных отношений. Главная задача курса – помочь выработать правильный алгоритм поведения в конфликтных ситуациях, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Особое внимание в процессе обучения уделяется управлению производственными конфликтами (или конфликтам в организации) как необходимому условию успешной профессиональной деятельности. Помимо теоретических знаний, в процессе обучения предполагается использование практических материалов для индивидуального тренинга, различных игровых ситуаций. В ходе прохождения курса у студентов должно сформироваться системное представление о конфликтах, конфликтологии как науке, изучающей конфликты, а также об основных возможностях избегания конфликтов и управления ими. В соответствии с этими приоритетами формируется структура курса. В первой его части дается представление об эволюции конфликтологического знания, рассматривается понятие конфликта, характеризуются его структура, причины, функции, динамика. Во второй части курса изучаются основные разновидности конфликтов (внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые). Особенно подробно рассматриваются конфликты в организации. В третьей части курса рассматриваются основные методики управления конфликтами. Освоение учебной программы осуществляется в форме лекционного курса. Практическая составляющая реализуется преимущественно в формате самостоятельных занятий студентов под руководством преподавателя. По итогам изучения курса студент должен: Знать: – основные этапы развития конфликтологии как науки; – понятие конфликт и его основные элементы; – причины возникновения, закономерности развития и разрешения конфликтов; – основные разновидности конфликтов, их специфику; – теоретические основы управления конфликтами. Уметь: – самостоятельно определять тип конфликта, его стадию; – оценивать перспективы развития конфликта и возможности его урегулирования; – определять стратегии поведения в конфликте; – выделять объективные и субъективные причины возникновения конфликта; – определять вклад участников конфликта в его возникновение, развитие и урегулирование. Владеть (методами, приемами): – анализа конфликтных ситуаций; – поведения в конфликтах разных типов; – прогнозирования конфликтов; – урегулирования конфликтов, в том числе владение приемами медиаторства, ведения переговоров и т.п. ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Предмет конфликтологии Развитие представлений о конфликтах в истории философско-социологической мысли. Мыслители Древнего мира и Средних веков о конфликте. Изменение представлений о конфликте в Новое время. Социальный конфликт в марксизме-ленинизме. З. Фрейд и Ф. Ницше о конфликте. Социология конфликта в трудах М.Вебера и Г. Зиммеля. Становление конфликтологии как науки. Теория конфликта у Р. Дарендорфа и Л. Козера. Теория конфликтного взаимодействия К. Боулдинга. Психология конфликта в трудах К. Юнга и Э. Берна. Возникновение прикладной конфликтологии. Конфликтология в России. Тема 2. Понятие конфликта. Типология конфликта Понятие конфликта. Противоречие как основа конфликта. Конфликт как социальное взаимодействие. Конфликт и соревнование. Конфликт и социальная напряженность. Конфликт и кризис. Конфликт и революция. Объект и предмет конфликта. Проблема типологии конфликта. Субъектная классификация конфликтов. Конфликты по сферам жизнедеятельности, характеру объектов, направленности воздействия. «Сферная» типология конфликтов. Экономические, социальные, политические и духовные конфликты. Латентный и манифестный (открытый) конфликты. Невооруженный и вооруженный конфликты. Вооруженный конфликт и война. Тема 3. Объективные и личностные элементы конфликтов Объективные элементы конфликта: объект, участники и среда. Личностные элементы конфликта. Психологические доминанты поведения личности. Типы личностей и типы характера. Акцентуации характера. Типы индивидуальности. Неадекватные оценки и ошибки восприятия. Стили поведения. Этические нормы. Тема 4. Причины, функции и динамика конфликтов Основные причины конфликтов: потребность, дефицит, противоречие интересов. Трудности определения причин конфликтов. Внутренние и внешние противоречия. Антагонистические и неантагонистические противоречия. Субъективные и объективные противоречия. Явные и скрытые функции конфликта. Конструктивные и деструктивные функции конфликта. Динамика конфликта. Предконфликтная ситуация. Эскалация конфликта, ее причины. Инцидент и повод. Возможности предотвращения эскалации конфликта. Действия сторон на этапе эскалации. Управляемое и неуправляемое развитие конфликтов. Предел конфликта. Социальный кризис и социальная катастрофа. Механизмы деэскалации конфликта. Постконфликтный синдром. Определение фаз конфликта. Тема 5. Внутриличностный конфликт Теории внутриличностного конфликта. Типы конфликтной ситуации К. Левина. «Я-концепция» К. Роджерса. Теория потребностей А.Маслоу. Концепция смысла жизни В. Франкла. Теория А.Н. Леонтьева. Понятие, характеристики и виды внутриличностного конфликта. Внутренние и внешние причины внутриличностного конфликта. Объективная социальная основа внутриличностного конфликта. К. Хорни. Последствия внутриличностного конфликта. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов. Механизмы психологической защиты. Тема 6. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов Понятие стресса. Фазы развития стресса. Стресс и дистресс. Стрессогенные факторы. Профилактика стрессов. Индивидуальные стратегии стрессоустойчивого поведения. Концепция «поисковой активности». Фикционный финализм. Иррациональные убеждения как источник стресса. «Формула самоуважения». Тема 7. Межличностный конфликт Понятие и особенности межличностного конфликта. Конструктивные и деструктивные функции межличностного конфликта. Динамика межличностного конфликта. Особенности личности как факторы межличностного конфликта. Стили поведения в межличностном конфликте. Предотвращение межличностных конфликтов. Тема 8. Конфликты в организации Специфика конфликта в организации. Социальная напряженность. Соотношение интересов в организации. Внутренние конфликты. Конфликты с внешней средой. Организационные конфликты. Конфликты в сфере управления. Производственные конфликты. Трудовые конфликты. Трудовые споры, порядок их разрешения. Коллективные трудовые конфликты. Инновационные конфликты. Особенности управления конфликтами в организации. Тема 9. Семейные конфликты Специфика семейного конфликта. Биофизические, социальные и психологические причины семейных конфликтов. Периоды развития семьи. Динамика семейных конфликтов.. Типы конфликтов в семье. Супружеские конфликты. Кризисные периоды в развитии семьи как фактор конфликтности супружеских отношений. Конфликты между родителями и детьми. Конфликты между членами семьи и родственниками. Тема 10. Педагогические конфликты Особенности педагогических конфликтов. Классификация педагогических конфликтов. Педагогическое общение и конфликты. Конфликты восприятия. Конфликты коммуникации. Конфликты взаимодействия. Общение и межличностный конфликт. Позиции в общении родителя, ребенка, педагога. Межличностные конфликты в средней школе. Межличностные конфликты в высшей школе. Способы предупреждения и профилактики конфликтного поведения участников педагогического процесса. Тема 11. Межгрупповые конфликты Особенности межгрупповых конфликтов. Человек и группа. Объективность межгруппового конфликта. Институциализация межгруппового конфликта. Структурное насилие. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Стадии межгруппового конфликта. Основные виды межгрупповых конфликтов. Политический конфликт. Этнический конфликт. Конфликт идентификации. Межгосударственные конфликты. Конфликты цивилизаций. Тема 12. Предупреждение конфликтов Понятие управления конфликтами. Прогнозирование конфликта. Социальный и психологический уровни конфликтогенных причин. Объективные и организационно-управленческие предпосылки предупреждения конфликтов. Социально-психологические методы профилактики конфликта. Способы и приемы воздействия на оппонента. Методы психокоррекции конфликтного поведения. Профилактика конфликтов как тактика современного менеджмента. Нормы деловой этики и юмор как средства предупреждения конфликтов. Тема 13. Разрешение конфликтов Тактика избегания конфликта. Тактика силового подавления. Тактики «выигрыш-проигрыш» и «выигрыш-выигрыш». Тактика скрытых действий. Проблема «цены конфликта». Основные механизмы тактики взаимного выигрыша. Универсальные методы разрешения конфликтов. Результаты управления конфликтом. Тема 14. Переговоры как способ разрешения конфликтов Общая характеристика переговоров. Особенности и преимущества переговоров. Типология переговоров. Функции переговоров. Стратегии ведения переговоров. Тактические приемы ведения переговоров. Посредничество в переговорном процессе. Динамика переговоров. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Оценивание знаний, умений и навыков по курсу включает различные способы контроля: текущие - контрольные работы; - самотестирование с целью определения типов характера и акцентуаций личности с анализом результатов. итоговые: - зачет. Текущий контроль (100 баллов)
Итоговый контроль (100 баллов) Коэффициент соотношения текущего и итогового контроля (устанавливается преподавателем):
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература
Дополнительная литература
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (АУДИТОРИИ, ОБОРУДОВАНИЕ И Т.Д.) технические средства обучения: - компьютерная техника -мультимедийный проектор -экран Согласовано __________Комарова Е.С. «____» __________ 2011 г. Лист № 1 изменений рабочей программы дисциплины «Конфликтология и управление конфликтами», для рабочей программы, утвержденной «15» февраля 2010 г. Учебный план № 032000
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Председатель Учебно-методического совета Института гуманитарных наук и искусств И.В.Шалина «_____»_________________2011 г. Заведующий кафедрой Л.Н. Мазур «_____»_________________2011 г. Одобрено на заседании кафедры «20» мая 2011 г. Протокол № 4 |
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук | Археография Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал... | ||
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М.... | Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М.... | ||
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М.... | Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М.... | ||
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М.... | Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М.... | ||
Рабочая учебная программа по Муниципальному праву Для направления... Рабочая программа для студентов направления 032000. 62 «Документоведение и архивоведение» | Учебно-методический комплекс для студентов направления 032000. 62... О. П. Еланцева. Архивоведение. Учебно-методический комплекс для студентов направления 032000. 62 «Документоведение и архивоведение»... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа для студентов направления 032000. 62 Документоведение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 032000. 62... Рассмотрено на заседании кафедры документоведения и доу иипн от 04. 09. 2013, протокол № Соответствует требованиям к содержанию,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 3 курса... О. В., Косивцова А. В. документная лингвистика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 3 курса направления... | ||
Рабочая программа дисциплины документоведение направление подготовки... Дисциплина «Документоведение» входит в состав базовой части профессионального цикла б 3 фгос подготовки бакалавров | Пояснительная записка учебно-методический комплекс «Менеджмент» Т. В. Комбарова. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032000. 62 «Документоведение... |