Тема
| Конституция Российской Федерации
| Цель темы
| воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
ознакомление с основным законом нашей страны – Конституцией.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
формируем умение определять цель деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.
|
| Планируемый результат
| Умение полно аргументировать свое мнение
|
| Основные понятия
| Конституция – основной закон Российского государства
|
| Межпредметные связи
| литературное чтение
|
| Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| Учебник «окружающего мира », 2ч.1, Рабочая тетрадь № 2
Презентация по теме урока; Конституция Российской Федерации
Интерактивные задания
|
| Организация пространства
| Работа фронтальная, индивидуальная
|
| Урок окружающего мира во 2 классе (учитель Егорова Е.Н.)
Технология проведения
| Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Диагностирующие задания каждого этапа
|
Оргмомент
Звучит Гимн России
| - Все стоя слушают гимн России
Все государственные символы прописаны в одном очень важном документе, который называется Конституция.
- Какое слово вам не знакомо?
| - Что такое Гимн? Когда его исполняют?
Что еще относится к государственной символике?
Конституция
| Подготовка к изучени новой темы
Коллективная работа
Работа с интерактивной доской
| Конституция – это закон Российского государства.
Слайд
- Ребята, сегодня мы поговорим о законах и о том, какие мы с вами законопослушные граждане. Прочитайте тему урока « Конституция Российской Федерации»
А сейчас поработаем над соответствием слов. Прочитайте слова, найдите взаимосвязь между ними. Берём по два слова.
Государство, человек, закон, семья, гражданин, общество, школа, класс.
|
- Чтобы вы хотели узнать, судя по теме урока?
- Человек и природа – Человек – часть природы.
- Человек и общество – Человек живет среди людей, в обществе.
- Природа и закон – В природе есть закон, если мы его нарушаем, происходят катастрофы.
- Школа и закон – В школе существуют свои законы – это правила.
- Класс и школа – В школе много классов, которые живут своей интересной жизнью и общими интересами.
- Государство и закон – Жители любой страны, живя в обществе, должны соблюдать законы.
|
Изучение новой темы
Презентация некоторых статей из Конституции
Работа в группе – собрать флаг России
| - Что такое закон?
- Связан ли закон с семьей?
- Как можно научиться выполнять законы в школе?
Законы - это в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общегосударственные правила.
- Кто такой гражданин?
- Что относится к законам школы?
- И для взрослых, и детей в школе есть закон, и называется он - Устав школы – это правовой акт в системе нормативного регулирования отношений участников образовательного процесса.
- Что такое общество?
- Как называется основной закон нашей страны, который должны соблюдать все без исключения, населявшие территорию России?
Слайд
Конституция Российской Федерации – это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Когда и как была принята Конституция РФ? Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. Что сказано в нашей Конституции? В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя.
В Конституции прописаны государственные символы РФ.
"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.
Слайд
- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.
- Что мы знаем о создании гербов?
Послушайте стихотворение и постарайтесь догадаться, что обозначают три цвета на флаге.
Снежинки так прекрасны и легки, Как совершенны у ромашки лепестки, Как на доске строка написанная мелом, Мы говорим сейчас о цвете … (белом) Спокойны и чисты рек русских воды Прозрачны и светлы как вечер зимний И благородны и просторны неба своды Художник их раскрасил в … (синий) Россия много войн пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их к славе привела Под Знаменем Победы ярко.. (красным)
Работа в группе – собрать флаг России. На столах у каждой группы набор карточек. Из них каждая группа составляет флаг России. - Кто в нашей стране президент?
При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать КонституциюРФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно, служить народу.
| Закон – это правила, которые должны выполнять все люди.
- В семье нас учат говорить, ходить, играть, рассказывают нам, что такое хорошо и что такое плохо.
Житель, горожанин.
Член общества, народа, состоящего под одним общим управлением, подчиненного общему для всех закону.
- Правилам поведения на уроках, на переменах, в школе.
- Общество – это мы с вами, это народ, который живет, придерживаясь Конституции – основного закона РФ и других законов, которые для нашего блага издают депутаты. Конституция – основной закон нашего государства
Слайд
Права. По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь.
Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.
1 ученик: Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы.
2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.
3 ученик: - Попробуем прочесть герб РФ.
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
4 ученик: Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
5 ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Президент России – В.В. Путин.
|
Итог урока. Работа с учебником
| - Подведем итоги. Что такое конституция? Прочитайте еще раз.
- Для чего человеку нужны законы?
- Кто их издает? (Государственная Дума – депутаты, а утверждает Президент РФ)
- Какие обязанности перед государством есть у вас?
|
| Ит
Итог урока
|
|
|
|
|
|
|