Паспорт работы
Название работы
| Методическая разработка по изучению Конституции Российской Федерации
| Тема
| «Конституция Российской Федерации: государственные символы России»
| Класс
| 2 класс
| Место урока
| Всероссийский урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации.
Проводится в первый учебный день
| Цель урока
| Создание условий для формирования у детей уважения к Основному Закону Российской Федерации
| Планируемый результат
| Обучающиеся познакомятся с Основным Законом Российской федерации – Конституцией РФ, осознают значимость Конституции в жизни каждого гражданина
| Формирование УУД
| Личностные УУД
| - активно участвовать в работе;
- увидеть себя в роли гражданина Российской Федерации;
- формировать чувство гордости за свою Родину.
| Регулятивные УУД
| - учиться высказывать своё предположение;
- планировать, контролировать и выполнять действие по инструкции;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
| Коммуникативные УУД
| - донести свою мысль до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения);
- слушать и понимать речь других.
| Познавательные УУД
| - делать предварительный отбор информации: ориентироваться в справочной литературе;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
| Автор
| Лещёва Валентина Владимировна
| Должность
| Учитель начальных классов
| Наименование организации
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бокситогорская основная общеобразовательная школа №1»
| Субъект Российской Федерации
| Ленинградская область
|
Методическая разработка по изучению Конституции России
Конспект урока «Конституция Российской Федерации:
государственные символы России»
2 класс
Ход урока:
Вводная беседа.
(на доске расположены буквы слова «государство» в неправильном порядке)
- Ребята, попробуйте составить из данных букв слово.
(ответы детей; на экране появляется карта Российской Федерации)
- Как вы думаете, что такое государство?
(рассуждения детей)
- Заглянем в толковый словарь.(поиск термина в Толковом словаре)
- Государством называют политическую организацию во главе с правительством, имеющим задачу охранять существующий порядок, а также государством можно назвать саму страну с такой политической организацией.
- Как называется государство, в котором мы живём?
(ответы детей)
- Наше государство называется Российская Федерация. Наша Федерация – это 83 субъекта: республики, края, области. Мы живём в Ленинградской области – это один из субъектов Российской Федерации. Главой нашего государства является Президент, который избирается гражданами для руководства страной.
- Вы, наверняка, не раз слышали такое обращение: «Граждане Российской Федерации». А кто же такой гражданин?
(рассуждения детей)
- Гражданин – это человек, принадлежащий к населению какого-либо государства.
- Все мы – граждане Российской Федерации. Настоящий гражданин любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой, уважает законы своей страны. А что такое законы?
(рассуждения детей)
- Законы – это правила, по которым живут люди. Законы обязательны для соблюдения каждым гражданином. Законы нужны для того, чтобы люди в стране могли спокойно работать, учиться, отдыхать. Главный закон, определяющий жизнь нашего государства, права и обязанности его граждан, - это Конституция Российской Федерации.
(показ брошюры «Конституция Российской Федерации»)
- Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.День принятия Конституции является государственным праздником. В этом году Конституции Российской Федерации исполняется 20 лет.
- Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России.
Первичное закрепление.
- Как вы поняли, что такое Конституция РФ?
- Почему Конституцию называют главным законом страны?
- Когда празднуется день принятия Конституции?
(ответы детей)
Основная часть: государственные символы.
- Каждый уважающий себя гражданин должен знать государственные символы своей страны. Государственные символы нашей Родины закреплены Конституцией Российской Федерации.
- Предлагаю обратиться к тексту Конституции Российской Федерации. Возьмите брошюры, найдите в тексте статью под номером 70. Прочитаем:
Статья 70
1.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
- Федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 года утверждают точное описание символов государства, правила их использования. Какие государственные символы знаете вы?
(ответы детей)
- Флаг, герб, гимн – это государственные символы. Предлагаю изучить их более подробно.
Флаг Российской Федерации.
- У каждой страны обязательно есть государственный флаг. У России флаг трёхцветный. Впервые трёхцветный флаг дал русскому флоту и армии царь Пётр 1. С тех пор цвета и порядок полос не менялся. В каком же порядке расположены цвета нашего флага? Это мы узнаем, выполнив задание.
(Задание-раскраска: на каждой из трёх полос пишется пример, решив который дети смотрят на значение ответа. Например: ответ 8 – белый цвет, ответ 7 – синий цвет, ответ 6 – красный цвет. Примеры учитель выбирает в соответствии с уровнем подготовки класса. Далее дети сравнивают свой флаг с оригиналом.)
- Во все времена цвету придавали особый смысл. Знаете ли вы значение цветов флага России?
(ответы детей)
- Белый цвет означает мир и чистоту совести; синий – верность и правду; красный – отвагу и великодушие. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи – нарядные сарафаны.
- Как вы думаете, чем можно объяснить именно такое расположение полос нашего флага: белая, синяя, красная?
(рассуждения детей)
- Белый цвет – мир Божественный.
Синий – мир небесный.
Красный – мир земной, природный.
- Ребята, а где мы встречаемся с Государственным флагом?
(ответы детей)
- Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время государственных праздников. Российский флаг развевается над правительственными зданиями. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.
Физкультминутка.
Родина - слово большое, большое!
(разводим руки в стороны)
Пусть не бывает на свете чудес,
(приседаем)
Если сказать это слово с душою,
(встаём)
Глубже морей оно, выше небес!
(приседаем; поднимаемся и тянемся вверх)
В нём умещается ровно полмира:
(руки в стороны)
Мама и папа, соседи, друзья.
(движения руками, поворачиваясь вокруг себя)
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
(заглядываем в ладошки)
Куст сирени за окошком
(смотрим в окно, приложив руку ко лбу)
И на щечке родинка –
(дотрагиваемся до щёк пальцами)
Это тоже Родина.
(разводим руки в стороны)
Герб Российской Федерации.
- Одно из прав человека, прописанных в Конституции, - это право на образование. Конституция Российской Федерации даёт нам возможность ходить в школу, получать новые знания. Давайте же пользоваться этой возможностью и узнаем ещё об одном государственном символе. О каком, вы узнаете, отгадав школьные загадки.
(Изображение герба закрыто девятью квадратами; с каждой отгаданной загадкой учитель снимает квадрат.) Стоит дом,
Кто в него войдёт –
Тот ум приобретёт. Кулик – не велик,
Сотне ребят велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. Развернули дети
Голубые сети,
Но за партой, а не в речке,
Не на рыб, а на словечки. Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мной и вся семья. В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. После урока непременно
Нужна ребятам…
- Кто знает, как называется этот государственный символ?
(ответы детей)
- Что изображено на гербе?
(ответы детей)
- На щите красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой он сжимает скипетр. В левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла мы видим ещё один герб. Кто скажет какой?
(ответы детей)
- В центре расположен герб города Москва. Как вы думаете, почему герб Москвы изображён в центре герба Российской Федерации?
(рассуждения детей)
- Москва – столица Российской Федерации. Столица – это город, в котором работает правительство страны.
- Герб Москвы представляет собой красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он сидит на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Это символизирует победу добра над злом.
- Где можно встретить изображение государственного герба Российской Федерации?
(ответы детей)
- Государственный герб изображён на пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашей страны. Герб мы видим на монетах, в паспорте, на зданиях правительства и суда. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы.
Гимн Российской Федерации.
- У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нём обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и предназначении.
- Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время государственных праздников, подъёма Государственного флага, во время проведения торжественных собраний, воинских ритуалов и спортивных праздников. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
- Текст гимна Российской Федерации был написан знаменитым поэтом С.В.Михалковым.
- Теперь прослушаем гимн России (обязательно стоя).
(прослушивание Государственного гимна)
- Какие чувства вы испытали, прослушивая гимн России?
(высказывания детей)
Итог урока.
- О каких государственных символах Российской Федерации мы сегодня говорили?
- Где мы можем увидеть Государственный флаг Российской Федерации?
- Где помещается Государственный герб Российской Федерации?
- Когда исполняется гимн Российской Федерации?
(ответы детей)
- В подарок вы сегодня получите тексты гимна нашего государства, строки которого должен знать каждый гражданин.
Текст Государственного гимна Российской Федерации (слова С.В.Михалкова) Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
|
Спасибо за работу на уроке! |