Скачать 70.79 Kb.
|
МОУ «СОШ № 28» г. Вологда Методическая разработка урока права для обучающихся 10 – 11 класса Выполнила: Козлова Надежда Геннадьевна учитель истории, обществознания, права г. Вологда, 2013г. Урок права – 10 класс. Тема: « Конституция Российской Федерации » (к 20-летию принятия Конституции Р.Ф.) Данный урок входит в систему уроков посвящённых изучению Конституции Р.Ф. по праву. Всего на эту тему отводится 16 часов. Темы уроков: -Вводный урок (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации); -Конституция Российской Федерации. Гражданство; -Конституционные права граждан; -Конституционные обязанности граждан; -Выборы; -Президент Российской Федерации; -Парламент Российской Федерации; -Правительство Российской Федерации; Органы судебной власти Российской Федерации. Тип урока: комбинированный. Методы: словесные, наглядные, исследовательская деятельность. Цель урока: -расширить представления учащихся о роли Конституции в государстве; показать роль Конституции Р.Ф. для государства, общества и каждого человека; -продолжить формирование общероссийской гражданской идентичности и ответственности учащихся старшей школы за свою страну; Задачи: Образовательная: -на основе анализа Конституции, продолжить формирование аналитических навыков, умения работать с законами и документами; Развивающая: -продолжить развитие у учащихся навыков работы в парах, группах, умение составлять синквейны, кластеры; -расширять правовой кругозор обучающихся; Воспитательная: -воспитывать уважение к Основному закону Российской Федерации. Методические приёмы: -аналитическая работа с документом, самостоятельная, творческая работа. Формы организации учебной деятельности: -фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах. Оборудование: -текст Конституции Р.Ф.; - изображение флага, герба, гимна; -использование презентации; -карточки с понятиями для урока; -рабочие тетради; -слова Ф.Бурлацкого «Пренебрежение Конституцией есть пренебрежение самими основами российской государственности». Основные понятия урока: -конституция, конституционный строй, демократическое государство, федеративное государство, правовое государство, республиканская форма правления, основы конституционного строя, субъекты, парламент, Совет Федерации, Государственная Дума. Этапы урока:
Ход урока.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке вы будете работать индивидуально и в парах. Я прошу Вас быть внимательными друг к другу. 2.Актуализация темы. Беседа. -Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (Ответ учащегося: паспорт, свидетельство о рождении). -Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении? (Ответ учащегося: ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение). -Как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (Ответ учащегося: да, Конституция). Совершенно верно, таким документом является Конституция. Какую информацию можно извлечь из Конституции? Это мы с вами узнаем на сегодняшнем уроке. 3.Изучение нового материала. Учитель: - Что такое Конституция? -Для чего человеку нужна Конституция? Конституция – (от лат. Constitution установление, устройство). Конституция – Основной закон государства (запись в тетрадь). -Как устроено государство? -Как образованы органы власти? -Каковы права и обязанности граждан? -Когда была принята ныне действующая Конституция Р.Ф.? (12 декабря 1993 года была принята ныне действующая Конституция Р.Ф. В референдуме (всенародном голосовании) участвовало примерно 55% тех граждан, кто имел право голосовать. Из них около 60% высказались «за» Конституцию и около 40% «против». -Как бы вы оценили результаты всенародного голосования? (работаем с текстом Конституции) -Рассмотрим структуру Конституции Р.Ф. (Ответ учащихся: Преамбула, 2 раздела, 0 глав, 137 статей). -Что такое преамбула? (Ответ учащихся: Преамбула – введение, вступление). -Прочитайте название каждой главы и запишите их в тетрадь (работа с тетрадью). -Что такое конституционный строй? Заслушиваем два определения: Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Конституционный строй – это определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции. Задание № 1. -Проанализируйте определения, найдите в них общие черты. После того как будет выяснено, что такое конституционный строй, учащиеся продолжают работать с текстом конституции – глава 1 «Основы конституционного строя». Задание № 2. Прочитав преамбулу и главу 1, определить основные принципы конституционного строя. Ответы учащихся:
народовластие, федерализм, верховенство права, разделение властей, государственный суверенитет, признание РФ частью мирового сообщества.
признание и утверждение прав и свобод человека высшей ценностью, защита и соблюдение прав человека – обязанность государства, обязанности гражданина перед государством и обществом в целом, обязанности гражданина перед другими людьми. 3.Основы организации жизни гражданского общества: свобода экономической деятельности, равноправие форм собственности, социальное государство, светское государство, идеологический плюрализм, политический плюрализм. Учитель: -Кто занимается законотворчеством? (гл.5 ст.94) -Где и как принимаются законы? (работа с конституцией) -Назовите три ветви государственной власти? (Ответы учащихся: три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная) -Скажите, пожалуйста, какой орган обладает законодательной властью? (Ответы учащихся: парламент или федеральное собрание). Задание № 3. Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, заполните таблицу «Принципы парламента» (работа в парах). Ответы учащихся:
Подводятся итоги: Конституция – основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека и др. О правах человека мы будем говорить на следующем уроке. «Пренебрежение Конституцией есть пренебрежение самими основами российской государственности» - Ф.Бурлацкий. 4. Рефлексия. Составить синквейн со словом «Конституция» Правила написания синквейна. 1 строка – Существительное, обозначающее тему синквейна Конституция 2 строка – Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна Российская, важная 3 строка – Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д, свойственные данному явлению, предмету Обязует, защищает, охраняет 4 строка – Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки Закон суров, но это закон 5 строка – Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту Необходимость Всем спасибо за работу, всего доброго!!!! Анкета – заявка участника Областного конкурса методических разработок педагогов образовательных учреждений Вологодской области к Всероссийскому уроку Конституции Российской Федерации 1 сентября 2013 года, посвящённому 20-летию принятия Конституции Российской Федерации
3.МОУ «СОШ № 28» г. Вологда 4. Учитель истории, обществознания, права 5.Педагогический стаж работы – 46 лет. 6. История, обществознание, право. 7. «Конституция Российской Федерации». 8. 160004, г. Вологда, ул. Кирова, дом № 76, кВ. 38 9.Маслухина Марина Валентиновна. 10. МОУ «СОШ № 28» г. Вологда, ул. Тендрякова 46 11. м.т.: 8-911-52-49-652; д.т. – 52-80-40 |
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности «Конституция Российской Федерации: основы конституционного строя», «Права и обязанности гражданина Российской Федерации» и «Конституция... | «Конституция рф: права и обязанности граждан Российской Федерации» Название работы: «Конституция рф: права и обязанности граждан Российской Федерации» | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Тема происхождение и сущность конституции. Конституция и конституционализм. Конституция РФ (4 ч.) 11 | Методическая разработка по изучению Конституции Российской Федерации... Создание условий для формирования у детей уважения к Основному Закону Российской Федерации | ||
Урока; Конституция Российской Федерации Все государственные символы прописаны в одном очень важном документе, который называется Конституция | Календарно-тематическое планирование по литературе на 2012-2013 учебный год 9 класс Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | ||
Тематическое планирование 10-й класс Вводный урок. Задачи курса овс. Конституции Российской Федерации, Республики Татарстан и законы Российской Федерации, определяющие... | Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20 летию Конституции... Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20 летию Конституции Российской Федерации | ||
На Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию... На Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации | Конспект урока основы конституционного (государственного) права Российской... Модуль «Право», раздел «Система органов государственной власти», тема «Основы конституционного (государственного) права Российской... | ||
Разработка урока в 9 классе по обществознанию на тему: Конституция Российской Федерации На всероссийский конкурс школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции Российской Федерации | Решение комиссии по проведению конкурса рефератов на тему: «Конституция... «Конституция Российской Федерации: нравственные ориентиры справедливости для общества и государства» | ||
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.... Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц текст. – М. Маркетинг, 2001. – 39 с | Рассмотрен и рекомендован к утверждению Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 №112, а также в целях обеспечения конституционного... | ||
Приказ № г. Улан-Удэ Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 №112, а также в целях обеспечения конституционного... | Решение от 06 декабря 2012 года №19 Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 №112, а также в целях обеспечения конституционного... |