Скачать 242.57 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» Программа утверждена Ученым советом естественно-технологического факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» программа вступительного испытания в магистратуру Направление «Педагогическое образование» Магистерская программа «Профессиональное образование» Челябинск 2014 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Целью вступительного испытания в магистратуру является определение соответствия уровня и качества подготовки экзаменуемого требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки и готовности экзаменуемого к продолжению обучения по основной образовательной программе специализированной подготовки магистра по направлению Педагогическое образование, магистерская программа «Профессиональное образование». Задачами вступительного экзамена служит выявление у экзаменуемого:
2. Форма вступительного испытания и его процедура Условием подготовки к вступительному экзамену в магистрату является предварительное ознакомление экзаменуемого с содержанием тем, выносимых на экзамен, а также ознакомление с требованиями, предъявляемыми к экзамену. Вступительное испытание проводится в письменной форме по тестовым заданиям трех типов: - с выбором одного верного ответа из четырех, проверяющих знания испытуемых на базовом уровне; - с выбором нескольких верных ответов из шести и на определение соответствия процессов и явлений, проверяющих знания испытуемых на повышенном уровне; - с написанием кратких или развернутых ответов, раскрывающих решение технологических проблем, технологических процессов и т.д. Задания третьего типа проверяют знания абитуриентов на высоком уровне сложности. На подготовку ответов по тесту отводится два академических часа. По результатам вступительного испытания выставляется оценка по 100-балльной шкале. 3.Содержание программы вступительного испытания Раздел 1. Прикладные технологии 1.1 Прикладные технологии учебно-образовательного профиля «Технология обработки конструкционных материалов» Технология обработки древесины. Организация рабочего место столяра и техника безопасности. Столярный верстак, его назначение и устройство. Ручные и механизированные инструменты для обработки древесины; разметочные инструменты, ножовки, рубанки, долото, сверла, мерительные инструменты. Устройство, назначение, правила выбора и работы. Дрели виды, устройство и назначение. Деревообрабатывающие станки: круглопильный, фуговальный, рейсмусовый, токарный. Устройство, назначение, правила настройки и работы. Оборудование общего пользования: сверлильный станок, наждачный станок. Назначение, устройство. Правила организации рабочего места при выполнении столярных работ. Техника безопасности при выполнении ручных операций и механизированных столярных работ. Классификация и строение древесины. Виды пород древесины, их свойства и назначение. Строение дерева и древесины. Свойства древесины. Виды пиломатериалов. Пороки древесины, способы их устранения. Отходы древесины и их использование в деревообрабатывающей промышленности. Обработка древесины Столярные операции: разметка, пиление, строгание, сверление, долбление. Виды, назначение, устройство инструментов. Приемы выполнения операций. Контроль качества. Соединение деталей из древесины. Виды соединений: шиповые, клеевые, соединение на шкантах и нагелях, на гвоздях и шурупах, сплачивание древесины. Назначение отдельных соединений, последовательность сборки. Достоинства и недостатки отдельных методов соединения. Контроль качества. Способы отделка древесины. Отделка лакокрасочными материалами. Виды лакокрасочных материалов, технология обработки, подготовка изделия к обработке. Художественная отделка резьбой. Виды резьбы по дереву. Инструменты для нарезания резьбы. Технология нарезания резьбы Облицовывание изделий шпоном. Мозаика по дереву. Виды мозаики: инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри. Технология выполнения мозаичного набора. Технология обработки металлов. Металлы в машиностроении, классификация металлов, их свойства. Углеродистые, легированные стали, чугуны (серый, высокопрочный, ковкий) маркировка, свойства, назначение. Понятие технологического процесса, технологической операции, приема. Технологическая документация: технологическая, операционная, инструкционно-технологическая, маршрутно-технологическая карты, назначение, структура. Мерительный инструмент: штангенциркуль, микрометр, угломер, шаблоны, калибры (проходные и непроходные). Виды, назначение, устройство, правила пользования, техника безопасности. Слесарные работы Организация рабочего места слесаря. Правила техники безопасности при слесарных работах. Слесарные операции: разметка, рубка металла, правка, рихтовка, гибка, резка, опиливание, сверление, клепка, нарезание наружной и внутренней резьбы, гайка, лужение и склеивание. Назначение операции, инструменты, приспособления приемы, правила выполнения операции, техника безопасности. Контроль качества. Механизированный инструмент, используемый в слесарной обработке: дрели, отрезные дрели, фрезерные дрели, опиловочные станки, наждачные станки, гильотинные ножницы, механические ножницы, гибочные машины, трубогибы. Назначение, устройство, правила пользования, техника безопасности. Обработка металлов на токарных станках. Классификация станков токарной группы. Основные узлы токарных станков. Движение основных узлов станка 1 К62. Приспособления и инструменты для токарных работ. Патроны: кулачковые, цанговые, поводковые. Центры, хомутики, люнеты. Классификация, устройство и назначение резцов. Геометрия резца. Материалы для изготовления инструментов. Элементы процесса резания: главные движения, движение подачи, вспомогательные подачи, вспомогательные движения, элементы режима резания (скорость, подача, глубина). Основные виды токарных работ, обработка наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торца, прорезание канавки, сверление, растачивание, нарезание наружной и внутренней резьбы, обработка конических и фасонных поверхностей, накатывание резьбы и рифлений, зенкерование и развертывание. Приемы выполнения операций, режимы резания. Контроль качества выполнения операций. Обработка металлов давлением. Физические основы обработки металлов давлением. Деформация. Нагрев. Способы обработки проката, волочение, прессование, ковка, штамповка Назначение, методы, оборудование. Сварка металлов. Сущность процесса сварки. Виды сварки, электродуговая и газовая. Назначение, особенности, оборудование. Электроды: виды, назначение. Виды электродуговой сварки: ручная, автоматическая, полуавтоматическая. Назначение, особенности, оборудование. Техническое творчество. Творческая деятельность. Определение понятий: «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности». Виды творческой деятельности. Способы развития творческих способностей человека. Творчество в детском возрасте. Сотворчество педагога и ученика. Творчество в науке и технике. Творчество инженеров, изобретателей. Процесс открытия. Решение технических задач. Понятие о системе. Системная природа техники. Системный подход к решению задач. Выбор целей поисковой деятельности. Выбор методов решения технических задач. Метод проб и ошибок. Синектика. Мозговой штурм. Морфологический анализ. Метод фокальных объектов. Случайные открытия. Роль противоречий в развитии. Понятие технического противоречия. Административные, технические и физические противоречия и их роль в процессе развития. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Г.С. Альтшуллер -создатель ТРИЗ. Составные ТРИЗ: приемы, стандарты, информационный фонд, психологические операторы (РВС, РТВ, ММЧ). АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач Функционально-стоимостный анализ (ФСА). История ФСА. Основные этапы использования ФСА в совершенствовании техники и технологии. Защита интеллектуальной собственности. Понятие о патентах, полезных моделях, товарных знаках, закон РФ «О патентах». Правила оформления документов на интеллектуальную собственность. Моделирование и конструирование. Понятия «моделирование», «конструирование». Теория подобия. Учебное конструирование. Решение технических задач в процессе моделирования и конструирования. Безопасность труда в образовательных учреждениях и промышленности. Общие понятия охраны труда, безопасности труда, техники безопасности. Нормативные документы в области охраны труда и обеспечения безопасности. «Федеральный закон об основах охраны труда в РФ от 17.07.1999г. №181-ФЗ», приказ министра образования РФ №2953 от 14.08.01г. об утверждении отраслевого стандарта «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ.01-2001». Санитарные нормы и правила на условия труда в промышленности и образовательных учреждениях. Понятие риска. Ноксосфера. Гомосфера. Опасные и вредные производственные факторы: физические, химические, биологические, психофизиологические. Классификация опасных и вредных производственных факторов. Средства обеспечения безопасности производственной деятельности. Пожаробезопасность: причины возникновения пожаров, средства пожаротушения, ответственность администрации на предприятии за противопожарную безопасность. Противопожарная безопасность в учебных мастерских и кабинетах. Электробезопасность. Требования электробезопасности в учебных кабинетах и мастерских. Требования к организации учебных мастерских с точки зрения техники безопасности и охраны труда. Эргономика. Эргономические требования к оборудованию и организации учебных мастерских. Изучение вопросов охраны труда и техники безопасности в технологической подготовке школьников. Виды инструктажей по технике безопасности. 1.2 Прикладные технологии учебно-образовательного профиля «Технология обработки тканей и пищевых продуктов» Организация и технология обработки пищевых продуктов. Тепловая обработка продуктов. Характеристика способов тепловой обработки. Варка основным способом, варка на пару. Соотношение жидкости и продукта. Температурный режим. Оборудование и инвентарь, используемые при варке. Жарка основным способом, во фритюре, на открытом огне, в духовом шкафу. Соотношение жиров и продуктов, температурный режим. Оборудование и инвентарь. Вспомогательные способы тепловой обработки - припускание, пассерование, бланширование; комбинированные - тушение. Холодные блюда и закуски. Роль в питании. Классификация холодных блюд и закусок. Бутерброды и их разновидности. Приготовление салатов и винегретов. Холодные блюда и закуски из рыбы, мяса и птицы. Способы оформления и подачи. Условия и сроки хранения. Блюда и гарниры из овощей. Пищевая ценность. Приготовление отварных и припущенных овощных блюд. Приготовление блюд из тушеных овощей. Жареные и запеченные овощные блюда и гарниры. Правила оформления и подачи. Условия и сроки хранения. Блюда из круп и макаронных изделий. Ассортимент круп и макаронных изделий, их пищевая ценность. Технология приготовления блюд из круп и макаронных изделий различными способами тепловой обработке. Супы. Классификация. Значение в питании человека. Приготовление мясных и рыбных бульонов. Общие правила приготовления заправочных супов (борщи, щи, рассольники, солянки). Приготовление супов с крупами и макаронными изделиями, молочных супов. Приготовление супов-пюре, холодных и сладких супов. Условия и сроки хранения. Мясные блюда. Роль в питании. Классификация. Первичная обработка мяса и приготовление полуфабрикатов. Технология приготовления и правила подачи мясных горячих блюд: отварных и припущенных мясных блюд, тушеных блюд, жаренных и запеченных мясных блюд. Условия и сроки хранения. Тесто и изделия из него. Приготовление дрожжевого теста опарным и безопарным способом и изделий из него. Приготовление бисквитного и песочного теста и изделий из них. Приготовление отделочных полуфабрикатов и оформление мучных кондитерских изделий. Соусы. Использование соусов в кулинарии. Классификация соусов по способам приготовления и температуре подачи. Приготовление соусов: красного основного, белого основного и их производных. Сроки реализации. Сладкие блюда. Роль в питании. Классификация сладких блюд по способу приготовления. Технология приготовления сладких блюд с использованием желатина. Напитки. Технология приготовления горячих и холодных напитков. Организация и технология швейного производства. Основы технологии швейного производства. Классификация современных материалов по волокнистому составу. Виды и характеристика тканей, используемых для легкой одежды. Основные понятия: технология, технологическая грамотность, технологический процесс, технологическая операция, технологическая последовательность. Ассортимент швейных изделий; функции; требования к одежде. Нормативно-техническая документация (НТД), используемая для изготовления швейных изделий. Оборудование, инструменты и приспособления для изготовления швейных изделий. Организация рабочих мест: ручных, машинных, утюжильных. Контроль качества швейных изделий, технологические дефекты, методы их устранения. Методы соединения деталей одежды. Ниточное соединение деталей. Ручные стежки, строчки. Технические условия на выполнение ручных работ. Ручные операции. Машинные стежки, строчки, швы. Технические условия на выполнение машинных работ. Технологические операции, режимы выполнения ниточных соединений. Методы безниточной технологии: клеевые соединения, сварные, заклепочные, литьевые. Влажно-тепловая обработка (ВТО) деталей одежды. Операции, режимы ВТО. Технические условия на выполнение влажно-тепловых работ. Оборудование, приспособления для ВТО. Методы формообразования: конструктивные и технологические. Особенности проектирования технологических процессов при изготовлении одежды по индивидуальным заказам. Декоративно-прикладное творчество. Характеристика декоративно-прикладного искусства и его отличительные черты от других направлений изобразительного искусства. Законы, принципы и средства художественной выразительности декоративной композиции. Стилизация, орнамент. Виды орнамента. Особенности орнаментальной композиции в разных видах декоративно-прикладного творчества Роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Цветовые характеристики. Виды цветовых сочетаний. Лоскутная пластика. Художественные возможности и виды лоскутной техники. Техника «пэчворк», «квилт», характеристика техники. Виды и назначение изделий. Аппликация. История возникновения. Применение аппликации. Выразительные средства Материалы, инструменты, приспособления. Народные промыслы. История возникновения. Виды и художественные особенности. Художественная роспись по дереву. Виды художественной росписи по дереву. Виды и назначение изделий. Материалы, инструменты, используемые в росписи. Художественная вышивка. Виды художественной вышивки: счетная, гладьевая, строчевая. Виды и назначение изделий с вышивкой. Материалы, инструменты, приспособления, используемые в вышивке Роспись по ткани. История развития росписи по ткани. Узелковый батик, свободная роспись по ткани, горячий батик, холодный батик. Технология изготовления изделий. Материалы, инструменты, приспособления. Использование дополнительных эффектов. Безопасность труда в образовательных учреждениях и промышленности.Общие понятия охраны труда, безопасности труда, техники безопасности. Нормативные документы в области охраны труда и обеспечения безопасности. «Федеральный закон об основах охраны труда в РФ от 17.07.1999г. №181-ФЗ», приказ министра образования РФ №2953 от 14.08.01г. об утверждении отраслевого стандарта «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ.01-2001». Санитарные нормы и правила на условия труда в промышленности и образовательных учреждениях. Понятие риска. Ноксосфера. Гомосфера. Опасные и вредные производственные факторы: физические, химические, биологические, психофизиологические. Классификация опасных и вредных производственных факторов. Средства обеспечения безопасности производственной деятельности. Пожаробезопасность: причины возникновения пожаров, средства пожаротушения, ответственность администрации на предприятии за противопожарную безопасность. Противопожарная безопасность в учебных мастерских и кабинетах. Электробезопасность. Требования электробезопасности в учебных кабинетах и мастерских. Требования к организации учебных мастерских с точки зрения техники безопасности и охраны труда. Эргономика. Эргономические требования к оборудованию и организации учебных мастерских. Изучение вопросов охраны труда и техники безопасности в технологической подготовке школьников. Виды инструктажей по технике безопасности. Раздел 2. Теория и методика обучения технологии Общая характеристика школьного технологического образования. История трудового обучения Цели образовательной области «Технология». Функции технологического образования. Закономерности и принципы школьного технологического образования. Нормативные документы, регламентирующие технологическое образование. Структура образовательной области «Технология» Профильное обучение в старшей школе. Психолого-педагогические теории, заложенные в основу методики преподавания технологии в школе: теория оптимизации учебно-воспитательного процесса, теория содержания общего среднего образования, теория развивающего обучения, теория коллективной творческой деятельности, теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий. Содержание школьного технологического образования. Принципы отбора содержания образовательной области «Технология». Отбор содержания учебного материала на основе предметной, операционной, операционно-комплексной и предметно-технологической системы производственного обучения. Содержание технологического образования как система научных знаний, умений и навыков, ценностных отношений к преобразовательной деятельности. Технология, как сфера практической реализации научных достижений. Интеграция технологии с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Межпредметные связи на уроках технологии. Взаимосвязь знаний и умений. Этапы и условия формирования умений и навыков. Классификация навыков. Этапы и механизмы формирования знаний, умений и навыков. Воспитательная работа на уроках технологии. Формирование технологической культуры. Трудовое и экономическое воспитание школьников. Методы обучения технологии. Понятия «метод», «метод обучения», «методический прием». Классификации методов обучения. Выбор методов обучения. Проблемные методы обучения.Роль практических методов при изучении технологии. Метод проектов и его роль в развитии технологической культуры школьников. Методика руководства проектной деятельностью учащихся. Средства обучения технологии. Система учебно-материальных средств при изучении технологии. Методические требования к средствам обучения. Классификация средств обучения. Современные средства обучения. Выбор средств обучения, адекватных целям и задачам обучения. Организация учебных мастерских: рабочие места учащихся и учителей требования к организации учебных мастерских: общие, педагогические, санитарно-гигиенические, эстетические, эргономические, требования техники безопасности. Роль учителя технологии в оснащении учебных мастерских Контроль знаний учащихся по технологии. Формы, типы и виды контроля знаний и умений учащихся по технологии. Методы контроля знаний и умений. Функции контроля знаний и умений. Текущий и итоговый контроль. Организация контроля знаний и умений на уроках теоретического и производственного обучения. Системный, комплексный и индивидуальный подходы к проведению контроля знаний и умений. Система форм обучения и их функции. Урок: система уроков в теме; требования, предъявляемые к уроку; планирование урока; типы и виды уроков; особенности уроков с использованием компьютерной техники. Экскурсия. Внеурочная работа. Домашняя работа. Внеклассные занятия. Формы организации деятельности учащихся на уроке. Традиционные и инновационные образовательные технологии обучения технологии. Современные педагогические технологии: понятие, классификация, использование на уроках технологии. Интенсификация процесса обучения на основе теории развивающего обучения. Методика руководства проектной деятельностью учащихся. Технологии личностно ориентированного обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения. Технология полного усвоения знаний. Технология коллективной творческой деятельности. Технология проблемного обучения. Игровые технологии. Информационно-коммуникационные технологии. 4.Критерии оценки уровня подготовки испытуемого Результаты вступительного испытания (50 заданий) оцениваются по 100-бальной шкале. Верный ответ на задания оценивается в два балла. Интервал баллов 80-100 означает, что испытуемый показал высокий уровень владения учебно-программным материалом и понятийным аппаратом, ему свойственен аналитический подход к различным теоретическим направлениям технологии и методики обучения технологии и умение применять на практике теоретические знания. Интервал баллов 60-78 означает, что испытуемый продемонстрировал достаточный объем знаний и справился с частью вопросов повышенного и высокого уровня сложности. Интервал баллов 40-58 означает, что экзаменуемый обнаружил знания основного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы, допустив при этом погрешности и пробелы в некоторых областях. Интервал баллов 0-38 означает, что испытуемый показал слабое владение материалом и допустил грубые ошибки в изложении теоретических вопросов. 5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5.1.ПРИКЛАДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5.1.1. Безопасность труда в образовательных учреждениях и промышленности
5.1.2. Организация и технология обработки пищевых продуктов
5.1.3.Организация и технология швейного производства
5.1.4.Декоративно-прикладное творчество
5.1.5. Технология обработки древесины
5.1.6.Технология обработки металлов
5.1.7. Техническое творчество
5.2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Основная литература:
Дополнительная литература:
Авторы – составители: Бессараб В.Ф. д.п.н., профессор кафедры технологии и предпринимательства и МП ТиП. Яковлев П.С. к.п.н., доцент кафедры технологии и предпринимательства и МП ТиП. Шарипова Э.Ф., старший преподаватель кафедры технологии и предпринимательства и МП ТиП. |
Учебное пособие Челябинск 2004 Челябинский институт (филиал) Государственного... Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Н. А. Иванова поведение домохозяйств на рынке труда в трансформационной экономике Рекомендовано к изданию Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального... | ||
Методические указания по курсу «Микроэкономика» предназначены для... Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) государственного... | Оптические переходные эффекты в примесных кристаллах при наличии... Работа выполнена на кафедре общей и экспериментальной физики физического факультета Государственного образовательного учреждения... | ||
Развитие отечественной педагогики музыкального образования в ХIХ-ХХ веках Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет... | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Утверждены: Ученым советом Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования... | ||
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Утверждены: Ученым советом Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования... | Методические указания для подготовки и проведения итоговой государственной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тестовый контроль знаний учащихся Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «российский государственный... | Прецедентные имена собственные в немецком газетном дискурсе Работа выполнена на кафедре немецкого языка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский... | ||
Поэтика произведений гумера баширова Работа выполнена на кафедре татарской литературы и методики её преподавания государственного образовательного учреждения высшего... | Пуринергическая регуляция сердца крыс в постнатальном онтогенезе Работа выполнена на кафедре анатомии и физиологии Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования... | ||
Положение об отделе аспирантуры государственного образовательного... Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Устава университета и определяет порядок приема... | Структурно-семантические и функциональные свойства идиоматичных слов английского языка Работа выполнена на кафедре английской филологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
Перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего... Утверждены: Ученым советом Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования... | Особенности механизмов регуляции инотропии сердца крыс в постнатальном онтогенезе Работа выполнена на кафедре анатомии и физиологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... |