Скачать 125.45 Kb.
|
Источники 1.Закон Российской Федерации об образовании от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями. 2.Федеральная целевая программа образования на 2006 – 2010 годы. 3.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. ООО «Издательство АСТ», 2004. 4.Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург, 2005. 5.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 29 декабря 2001 г. М., 2002. 6.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. - 2002. - №6. 7.Концептуальные подходы к формированию основных направлений развития образования в Свердловской области на 2004 – 2007 г.г. (Программа 4), Екатеринбург, 2004. 8.Методическое письмо «О преподавании учебного предмета "…" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». (Проект). 9.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. (Проект). 10. Методическое письмо «О преподавании … в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2008 года». 11.Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ИРРО, 2007). 1. Пояснительная запискаОбоснование актуальности курса: Данная рабочая прогорамма составлена на основе программы «Речь и культура общения. Практическая риторика» для 10-11 классов А.П. Чудинова, Т.В. Поповой. Знание правил, законов речевого общения, овладение его конкретными технологиями необходимо старшеклассникам, т. К. обеспечивает их личностное развитие и социальную адаптацию: поиск жизненных идеалов и собственной индивидуальности, характерный для старшеклассников, требует их самовыражения и самоутверждения прежде всего в речевом общении. Свойственное старшеклассникам стремление к индивидуальному освоению реальной действительности, потребность самореализоваться во «взрослой жизни» невозможно адекватно осуществить вне активного, деятельностного освоения законов общения и нормативно-ориентированного речевого поведения в ситуации общения. В связи с вышеизложенным чрезвычайно важным является приобретение современными старшеклассниками первичной речевой и коммуникативной эрудиции и компетентности в процессе творческой речевой деятельности, понимаемой как риторическая деятельность в ситуации общения. Эта творческая (риторическая ) деятельность направлена на создание собственных ситуативно адекватных речевых произведений, с помощью которых возможно реальное, подлинное общение, построенное на субъектно-субъектных началах, на взаимном уважении и понимании говорящего и слушающего. Реализация данной программы в образовательной деятельности невозможна без коммуникативно направленных интенсивных методов обучения. Собственно педагогическое осмысление и применение интенсивных и коммуникативно направленных методов должно происходить на основе методов концентричности расположения учебного материала, нарастания сложности предлагаемых заданий, рационализации и оптимизации учебного материала, активизации творческой и самостоятельной деятельности учеников. Цель изучения курса: Курс «Речь и культура общения» направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению эффективному речевому взимодействию:
Содержательная линия образования «Информационная культура» Предметно-информационная составляющая образованности:
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
Содержательная линия образования «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности» Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
Общая направленность курса риторики на синтез речевого, интеллектуального и духовного развития создает условия для совершенствования речемыслительных способностей, обеспечивающих информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения; оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п. Изучение курса риторики содержит в себе огромные возможности в воспитании школьника – гражданина и патриота России, формировании любви и уважения к русскому языку как родному и как государственному, языку межнационального общения. Цели обучения по предлагаемой программе таковы: через познавательно-деятельностное, активное освоение риторических технологий обучить созданию (творческому конструированию) и восприятию описательных текстов в соответствии с функционально-стилистическими нормами сферы общения, а также составляющими конкретной ситуации непосредственного общения. Задачи обучения таковы: 1) снятие психологической и речевой зажатости; 2) выстраивание риторической деятельности по созданию текста в соответствии с риторическим каноном; 3) работа с основными способами мышления: индуктивным, дедуктивным анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением; 4) овладение основными способами выражения мысли при работе со смысловыми моделями, или топами; 5) освоение основных способов расположения и оформления. Место предмета «Речь и культура» в базисном учебном плане С учетом надпредметного характера курса «Речь и культура общения», на его изучение рекомендуется использовать часть часов отведенных на изучение предметов «русский язык» и «литература» (темы раздела «Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции»; некоторые темы раздела «Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций» и тема «особенности русского речевого этикета» из раздела «Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции»), часы регионального компонента, а также компонента образовательного учреждения. Распределения часов: 35 часов на учебный год (по 1 часу в неделю). Общие учебные умения, навыки, способы деятельности Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации его надпредметной функции. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения курса «Речь и культура общения» совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
В процессе изучения риторики используются следующие виды уроков: урок-коммуникативная игра, урок творчества, урок- презентация, урок развития речи. Используются следующие методы и приемы при организации занятий: 1.объяснительно-иллюстративные (как правило, когда содержание материала сложное); 2.методы проблемного изучения: проблемное изложение, частично-поисковые методы, исследовательские методы; 3.методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы учащихся; 4.методы стимулирования и мотивации: методы стимулирования интереса к учению; методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, поощрения, порицания); 5.методы контроля и самоконтроля; 6.методы самостоятельной познавательной активности: наблюдение, работа с книгой, конструктивные, творческие и др.); 7.методы программированного обучения (медиапрезентации, составление мини-фильмов). Реализуемый УМК (программа, учебники)
2. Содержание программы. Тематический план
|
Минобрнауки россии Настоящее положение устанавливает общие требования к структуре, содержанию, оформлению, утверждению рабочих программ учебных дисциплин... | Образования и науки российской федерации Настоящее положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения... | ||
Образования и науки россии фгбоу впо «уфимский государственный авиационный... Настоящее положение устанавливает общие требования к структуре, содержанию, оформлению, утверждению рабочих программ учебных дисциплин... | Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32 п. 2), Типовым положением об общеобразовательном... | Методические рекомендации удк 37. 013 Ббк 74. 05 Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного... | ||
Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов... Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | ||
Учебно-тематическое планирование по литературному чтению умк «Гармония» Методические рекомендации мумц по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении | Положение о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению... Настоящее положение устанавливает порядок разработки, требования к построению и оформлению содержания, процедуру рецензирования,... | ||
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ... Федеральный государственный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. №1897 / м-во образования и науки Рос. Федерации.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | ||
Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ учебных предметов | Методические рекомендации по его выполнению пояснительная записка Промежуточный контроль по дисциплине «введение в специальность «реклама и связи с общественностью» и методические рекомендации по... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... |