Урок «права курящих и права некурящих»





Скачать 109.56 Kb.
НазваниеУрок «права курящих и права некурящих»
Дата публикации24.07.2014
Размер109.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Источник: Планета здоровья / сост. Н.С. Криволап. – Мн.: Красико-Принт, 2005. – (Деятельность классного руководителя).
Урок

«ПРАВА КУРЯЩИХ И ПРАВА НЕКУРЯЩИХ»
Цель урока: обсудить курение в общественных местах, дома, в присутствии некурящих, обосновать правомерность ограничения курения. Занятие проводится в форме свободной беседы. В качестве темы предлагается вопрос о закономерности запрета курения в общественных местах, транспорте, ограничения курения в доме, в присутствии детей, о пассивном курении и его воздействии на здоровье и т. д. Учитель, проводящий этот урок, должен направлять обсуждение и стремиться к тому, чтобы ученики сами приходили к позитивным выводам. Особое внимание рекомендуется обратить на сведения о пассивном курении.
Чтобы конкретизировать тему обсуждения, можно разбить ее на ряд вопросов.

  1. Имеет ли право вполне здоровый взрослый человек требовать, чтобы в его присутствии не курили?

  2. Имеет ли право женщина требовать, чтобы в ее присутствии не курили?

  3. Имеет ли право жена требовать, чтобы муж не курил в доме при ней и их ребенке?

  4. Изменится ли ваше отношение к этим вопросам, если в них слово «требовать» мы заменим на слово «просить»? Почему? А если заменим на слово «умолять»? Что это меняет?

  5. Имеет ли некурящий моральное превосходство перед курящим?

  6. Если бы вы уже были родителями, признали бы вы право своих детей на курение? Если да, то с какого возраста?


Рекомендации педагогам

Один из важных ресурсов, использование которого позволяет повысить эффективность профилактической работы, – взаимодействие с родителями. Как бы хорошо ни строилась профилактика табакокурения в школе, без поддержки семьи трудно достичь стойкого положительного эффекта. Семья и школа по данной проблеме должны стоять на единых позициях.

Прежде чем начать профилактическую работу в школе, нужно проинформировать об этом родителей учащихся, объяснить позицию школы по данной проблеме и заручиться их поддержкой. Это поможет избежать непонимания и вызванного им недовольства действиями школы.

Информирование родителей лучше построить по следующей схеме: проводится общее собрание родителей, и администрация школы рассказывает о намерении проводить в школе профилактику табакокурения, разъясняет цели и задачи программы, говорит про ожидаемые результаты, отвечает на возникающие вопросы; затем собрание продолжается по классам, где классные руководители раскрывают суть программы, рассказывают о конкретных мероприятиях, пытаются привлечь родителей на свою сторону, заручиться их поддержкой. Такое собрание лучше проводить в конце учебного года, раскрывая перспективы работы школы на следующий год. Важно, чтобы собрание было тематическим, то есть именно по этой проблеме, что подчеркнет ее значимость.
Рекомендации родителям

Красочная реклама табачных изделий, большое количество курящих, доступность табачной продукции — все эти и некоторые другие причины ставят проблему табакокурения достаточно остро. Будет профилактика табакокурения подростков и молодежи успешной или нет, во многом зависит от семьи. Что же надо знать, в чем разобраться, чтобы ваш ребенок не курил? Попробуем ответить на этот вопрос.
Табакокурение это проблема

Конечно, проблема, никто с этим не спорит! Да, действительно, никто не спорит, но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение - это такая уж страшная проблема. Мой ребенок курит? Это ужасно! Не смей курить! Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле: покуривает, плохо, конечно, но, слава богу, не пьет и не колется, а курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер, беседу, конечно, надо провести, поругать. На самом деле, от нашего отношения очень многое зависит. Нам самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но – посмотрите вокруг – количество курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или наркоманом (то, чего так боятся все родители). Мы со всей серьезностью относимся к проблемам алкоголизма и наркомании, считаем, что профилактика в этой области необходима, но призываем также серьезно отнестись к проблеме табакокурения.
Мы не курим

Если мы хотим, чтобы ребенок не курил, мы и сами не должны этого делать. Родители несут ответственность за детей, в частности, эта ответственность предполагает осознанное отношение к своему поведению. Причем задумываться над тем, как мы себя ведем, следует еще до момента появления ребенка на свет. В идеале, ребенок с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и, уже повзрослев, начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам.
Уважение к некурящим

Но в жизни часто бывает так, как бывает, а не так, как надо, и в число значимых взрослых подростка входят курильщики. Как следует поступать в этом случае?

Во-первых, не следует прятаться и пытаться скрыть дурную привычку, все равно не получится, подростки все чувствуют острее взрослых. Это не даст желаемого эффекта, но вполне может подорвать доверие подростка к вам, а также подаст плохой пример: если куришь, то надо просто скрывать это от взрослых, и никаких проблем. В такой ситуации следует честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бы пробовать бросить курить, и даже пробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Таким откровенным признанием вы не подорвете свой авторитет, а ваши отношения станут более доверительными.

Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить в доме, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по дому пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к некурящим и в обществе: не закуривать на улице при большом скоплении людей, курить только в отве­денных для этого местах, не разбрасывать окурки, пустые пачки и т. д. Такое поведение показывает подростку, что «не курение» – нормальное поведение человека, а курение накладыва­ет определенные ограничения, курильщики не являются хозяевами положения.

Если вы решили бросить курить, это заслуживает всяческого уважения. Вы можете рассчитывать на поддержку близких, в том числе подростка. Конечно, нужно поделиться с ним своим решение, но не следует его активно вовлекать в этот процесс (особенно это касается младших подростков), так как такая ситуация может привлечь излишнее внимание к проблеме, и спровоцировать интерес. Если же вы курите и не считаете эту привычку такой уж дурной, вам нравится процесс курения, вы считаете, что это красиво и стильно, вы не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Будем последовательны в своих действиях и словах.
Правила для курильщиков

Даже если никто из домашних не курит, у нас могут быть курящие друзья, поэтому в семье должны быть правила, относящиеся к курению. Например, даже самые лучшие друзья не могут курить у нас дома.
Единая позиция семьи и школы

Вас волнует проблема подросткового курения? Поинтересуйтесь, что делает школа для профилактики табакокурения. Если вам повезло, и в школе проводится профилактическая работа, узнайте, что именно делается в школе, какова концепция и программа профилактической работы, какие цели ставит перед собой педагогический коллектив, проводя такую работу, и, самое главное, какое содействие вы можете оказать школе в профилактической работе. Для успешности работы по профилактике курения подростков необходимым условием является общность позиций семьи и школы. Если вы равнодушно относитесь к деятельности школы, направленной на профилактику курения, вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка, именно поэтому ваша заинтересованность и поддержка повысит эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий.
Поговорите со своим ребенком

Надо ли говорить с ребенком о курении? Когда начинать? И о чем говорить? А может, лучше не говорить об этом вообще? Говорить с ребенком, подростком о курении, конечно, нужно, но соблюдая некоторые условия:

  • разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно «на равных»;

  • нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;

  • нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение, дальнейший разговор строить, апеллируя к знаниям и мнению ребенка;

  • таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.


Устранение причин курения

Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализонать причины. Посмотрим, что можно сделать.

Причины. Действия

Из любопытства. Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные подростку.

Чтобы казаться взрослее. Подростка может не удовлетворять статус в семье: он уже вырос, а к нему относятся как к ребенку. Подкорректируйте свое отношение, подросток должен и меть обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого, подросток должен получить больше свобод по сравнению с ребенком.

Подражая моде. Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критично относиться к получаемой извне информации, расскажите, что во многих развитых странах курение не является модным, а курящие имеют ог­раничение в правах.

За компанию. Оградить вашего ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато вы можете научить ребенка самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой. Все то, что поможет вашему ребенку избежать вовлечения в табакокурение, еще не раз пригодится ему в жизни.

Если ваш ребенок уже курит

Вы узнали, что ваш ребенок курит. Прежде всего, следует успокоиться, т.к. гнев никогда не помогает решить проблему. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудить с подростком возникшую проблему, сказать, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней и познакомить с ней подростка. Не следует запугивать ребенка или предоставлять недостоверную информации. Четко заявите свою позицию относительно его курения, не отвергая при этом самого подростка, не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, т.к. избавление от курения требует времени.

Фразы, которые не стоит произносить в разговоре с подростками.
Реплика. Реакция

  • Ты еще мал курить!

  • Отлично, как только вырасту... Хотя я уже взрослый.

  • Чтоб я не видел тебя с сигаретой!

  • Нет проблем, буду курить в более приятной компании.

  • Курят только глупые люди.

  • Может, твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят.

  • Не смей курить!!!

  • Не смейте мне приказывать!!!

  • Увижу с сигаретой — выгоню из дома!

  • Какая ерунда. Любопытно на это посмотреть.

  • Сигарета — это яд. Капля никотина убивает лошадь.

  • Это банально, к тому же я не лошадь.

  • Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики.

  • А что, можно попробовать.


Помощь подросткам в отказе от курения как проблема современной школы

Подростки составляют особую группу курильщиков – они не имеют позитивного опыта отказа от табакокурения, и задача оказания помощи в прекращении курения тем, кто начал курить в подростковом возрасте и уже почувствовал связанные с этим проблемы, особенно актуальна. Большинство курильщиков начинают курить именно в подростковом возрасте. При том, чем раньше человек начинает курить, тем выше вероятность формирования у него серьезной зависимости от табака и, следовательно, вероятность того, что из-за этой зависимости он будет курить до конца своей жизни и преждевременно умрет от вызванных табаком заболеваний.

Однако, как среди обывателей, так и среди специалистов бытует мнение, что курящие подростки менее зависимы от курения и что они могут бросить курить самостоятельно, им не требуется какая-либо помощь. Но опыт наблюдения за курящими подростками свидетельствует, что хотя среди подростков действительно немало тех, кто только экспериментирует с сигаретами и не имеет серьезной зависимости, среди них есть и такие, кто многократно пытался бросать курить, кому не удается сделать это самостоятельно и кому требуется профессиональная помощь. Число подростков, которым удается отказаться от курения, невелико. Чем раньше человек начинает курить, тем менее вероятно, что его попытка прекратить курение окажется успешной, и тем глубже его зависимость от никотина.

Задача образовательных учреждений по помощи подросткам, стремящимся бросить курить, в первую очередь, информационная – учащийся должен быть информирован, где и как он может получить медико-психологическую профессиональную помощь. Каждый классный руководитель должен владеть такой информацией. Кроме того, учитель должен воодушевить тех, кто намерен отказаться от курения, помочь им поверить в достижимость этой задачи. На уровне личного контакта – оказать эмоционально-психологическую поддержку, помочь справиться с минутами душевной слабости, неуверенности в своих силах.

Значительно возрастет вероятность успеха педагогической работы, если учитель будет действовать в тесной взаимосвязи со школьным психологом и родителями школьника. Организовать и контролировать эту работу в школе должен ее директор, обеспечив необходимую подготовку педагогического коллектива.

Учителю полезно помнить, что среди лиц подросткового возраста доля тех, кто обращается за помощью для прекращения курения, не меньше, чем в других возрастных группах.

Картина табачной зависимости у подростков по сравнению со взрослыми не имеет каких-либо принципиальных отличий. Поэтому при оказании помощи курящим подросткам целесообразно исходить из того, что, хотя у подростков как у курильщиков есть некоторые особенности, главное при оказании им помощи не это, а то, чем они похожи на всех остальных курильщиков.

В большинстве развитых стран мира, имеющих достижения в вопросах контроля над табаком, общим является то, что оказание помощи в прекращении курения рассматривается как чрезвычайно рентабельный вид деятельности для сохранения жизни и уменьшения уровня заболеваемости. И хотя кому-то данное слово «рентабельный» может показаться здесь не вполне уместным, оно означает то, что затраты на оказание помощи курильщикам экономически оправданы, они позволяют сохранить жизнь, здоровье, работоспособность человека, труд которого впоследствии принесет доход государству, потратившему средства на прекращение его курения. Кроме того, государству не придется впоследствии тратить деньги на поддержание жизни пациентов, умирающих от неизлечимых заболеваний. То есть даже с экономической точки зрения оправдано вкладывать средства в такие программы, так как они не будут потрачены на последующие пособия по болезни, инвалидности и не будут утеряны в связи с преждевременной смертью экономически активного члена общества.

Многим кажется, что табачная зависимость гораздо более социальна и тем самым существенно отличается от алкогольной или наркотической, однако у них больше общего, чем различного. Курильщик, как и алкоголик или наркоман, отрицает свою зависимость, отрицает свою неспособность отказаться от дальнейшего потребления, отрицает проблемы, возникающие в связи с потреблением. Он, как и другие зависимые, теряет количественный и ситуационный контроль потребления. В результате он тратит на курение больше денег и времени, чем планировалось.

В течение каждого года примерно 40% курильщиков делают серьезную попытку прекратить курение, но из-за никотиновой зависимости только 3% удается действительно остаться свободными от табака шестью месяцами позднее. Что же можно сделать, чтобы людей, освободившихся из плена табака, становилось больше?




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «права курящих и права некурящих» iconТематика курсовых работ по дисциплине «теория государства и права»
Происхождение права: три основные фазы в развитии права, роль естественного права
Урок «права курящих и права некурящих» iconТематический план по курсу Тема Предмет философии права 2 часа Тема...
Философия права – наука о роли права в жизни людей, в человеческом бытии. Два уровня философии права: философский и юридический....
Урок «права курящих и права некурящих» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
На втором курсе студенты изучили общую часть гражданского права, которая включает основные положения гражданского права, права собственности...
Урок «права курящих и права некурящих» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
На втором курсе студенты изучили общую часть гражданского права, которая включает основные положения гражданского права, права собственности...
Урок «права курящих и права некурящих» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать у учащихся представление о праве, целостности системы права и её элементах – отраслях права, институтах права, нормах...
Урок «права курящих и права некурящих» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные научные подходы к пониманию сущности права. Основополагающие принципы современного российского права. Правовая система....
Урок «права курящих и права некурящих» iconКафедра международного права вопросы к итоговому государственному...
Теории соотношения международного права и национального права. Прямое действие норм международного права в Российской Федерации
Урок «права курящих и права некурящих» icon1. Место и роль теории государства и права в системе других наук
От философии права к теории права и юриспруденции. Юриспруденция и теория государства и права
Урок «права курящих и права некурящих» icon1. Место и роль теории государства и права в системе других наук
От философии права к теории права и юриспруденции. Юриспруденция и теория государства и права
Урок «права курящих и права некурящих» iconПрограмма дисциплины «Философия права»
Рекомендовано секцией умс одобрена на заседании кафедры факультета права теории права и сравнительного
Урок «права курящих и права некурящих» iconУрок математики в 5 классе по теме: «Проценты. Решение задач»
В развитых странах мира за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза. В нашей стране, наоборот, количество курящих...
Урок «права курящих и права некурящих» iconПрограмма курса «Римское частное право» 1 Тема 1
Понятие и история развития римского права. Отличия частного права от права публичного
Урок «права курящих и права некурящих» iconПрограмма курса по Теории государства и права Тема Общая характеристика...
Саламатовой Мариной Сергеевной, канд истор наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права
Урок «права курящих и права некурящих» iconУрок «Наши права» Интегрированный урок 9а алиева Г. С, учитель английского...
С 09 по 14 декабря 2013года в мбоу «Школа №24» прошла неделя предметов гуманитарного цикла, посвященная 20-летию принятия Конституции...
Урок «права курящих и права некурящих» iconРеферат «Права ребенка и угроза социального экстремизма»
Права ребенка – это те же права человека применительно к детям. Выделение их в особую категорию продиктовано лишь тем, что дети не...
Урок «права курящих и права некурящих» iconСовременный урок в контексте фгос нового поколения
Имущественные и неимущественные права» (экономический и правовой аспекты понятия «Собственность») учителями Говорищевой А. Ю., Сороколетовой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск