Выступление Ореховой Г.А., начальника методического отдела управления образования администрации Яковлевского района на заседании Координационного Совета при Губернаторе области по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 26.12.2013 г.
О промежуточных результатах реализации федеральных государственных образовательных стандартов
в Яковлевском районе Введение ФГОС НОО в Яковлевском районе началось с 1 сентября 2010 года, в СОШ №3 г.Строитель начали апробацию стандартов три первых класса. С 1 сентября 2013 года в районе по ФГОС функционируют 108 классов: 36 первых, 29 вторых, 34 третьих, 3 четвертых, 3 пятых, 3 шестых. В них обучается 1998 учащихся, в том числе в начальной школе – 1853.
Освоение ФГОС НОО проходит через использование четырёх учебно-методических комплексов одобренных Министерством образования, учебники которых есть в федеральном перечне. Наибольшее количество классов, обучается по программе «Перспективная начальная школа». В целом школы выбирали какой-либо один комплекс, и только в 4-х школах района присутствует вариативность выбора программ обучения в начальных классах (в школах г.Строитель и Томаровской школе №1).
Федеральный государственный образовательный стандарт адресован всем учителям, независимо от места работы. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога. В то же время у учителя сельской школы больше возможностей и способов реализации деятельностного, практико-ориентированного подходов в образовательном процессе.
На этапе подготовки к введению нового стандарта и его реализации велика потребность кадров в обучении. В сельской школе учитель начальных классов многофункционален, поэтому в план обучения включены не только образовательные курсы, но и модульные, дистанционные, вебинары по различным аспектам реализации ФГОС.
Анализ кадровых условий показал, что в начальных классах, обучающихся по новым стандартам, работает 32 % учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, 65 % - первую. С целью совершенствования последипломного образования педагогических работников осуществляется выявление и обеспечение перспективных потребностей, в районе внедряются вариативные практико-ориентированные формы повышения квалификации (дистанционная, блочно-модульная, персонифицированная накопительная форма по индивидуальному образовательному маршруту, индивидуальная стажировка). За прошедший учебный год курсы по ФГОС прошли 137 педагогических работников, из учителей начальных классов - 43.
В районе созданы все условия для профессионального роста педагогов. В 2012 - 2013 учебном году в районе продолжалась практика проведения выездных семинаров по темам, наиболее востребованным педагогами общеобразовательных учреждений.
Так, в целях повышения мастерства педагогов в общеобразовательном процессе (в частности, внедрение ФГОС), совершенствования уровня преподаваемого предмета были организованы региональные семинары на базе региональной стажировочной площадки - МБОУ «СОШ №3 г. Строитель»:
- «Организация современного урока биологии: системно- деятельностный подход»;
- «Особенности преподавания русского языка и литературы с позиций требований ФГОС. Организация внеурочной деятельности»;
- «Моделирование учебной деятельности с учётом требований ФГОС»;
- «Организация современного урока информатики и ИКТ: системно-деятельностный подход»;
- «Организация современного урока математики: системно-деятельностный подход»;
- «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы. Организация внеурочной деятельности».
В целях преодоления педагогических затруднений учителей начальных классов в рамках постоянно действующего районного семинара «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС и ФГТ» в прошлом учебном году были проведены следующие мероприятия:
- «Построение разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности»;
- «ФГОС - школа успешного учителя при взаимодействии и преемственности специалистов в формировании учебной мотивации»;
- «Развитие преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГТ и ФГОС НОО»;
- «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС НОО».
Для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, в которых отсутствуют педагоги-психологи и учителя-логопеды разработан универсальный диагностический инструментарий, позволяющий учителю самостоятельно проводить диагностические процедуры, запланированные в рамках мониторинга (стартовая и рубежная диагностика УУД).
Одним из важных условий реализации ФГОС является обеспеченность обучающихся учебной литературой: обучающиеся 1 классов обеспечены учебниками на 99 %; 2 классов – 97 %; 3 классов – 95 %; 4 классов – 95 %. Острой остается проблема приобретения учебников по музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре. Однако, мы надеемся на положительное решение этого вопроса в 2014 году (заявки на недостающие учебники отправлены в Департамент образования).
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся наш район внедряет в общеобразовательные учреждения элементы педагогической технологии по оздоровлению детей В.Ф. Базарного. С целью создания педагогических условий для развития здоровой личности школьников в районе реализуются муниципальные экспериментальные площадки:
- «Развитие здоровой личности младших школьников на основе гендерного подхода» (МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»);
- «Формирование здоровьесозидающего потенциала личности на основе физической культуры и туризма в условиях сельской школы» (МБОУ «Стрелецкая СОШ»);
- «Формирование социально-адаптационного потенциала обучающихся через системно-деятельностный подход» (МБОУ «Стрелецкая СОШ»);
- «Внедрение теоретико-материального обоснования применения спортивной игры «Яджент» в образовательных учреждениях Белгородской области» (МБОУ «Алексеевская СОШ», МБОУ «Томаровская СОШ №1», МБОУ «Гостищевская СОШ», МБОУ «СОШ №3 г. Строитель»);
- «Личностно-деятельностный подход в работе с леворукими детьми для создания равных условий в обучении» (МБОУ «Томаровская СОШ №1»);
- «Стимулирование мотивации школьников к здоровому образу жизни» (МБОУ «Томаровская СОШ №2»).
С целью апробации и внедрения новых технологий, направленных на повышения качества образовательных услуг, организацию взаимодействия в области образования и совершенствования механизмов сетевого взаимодействия 4 образовательных учреждения Яковлевского района (МБОУ «Алексеевская СОШ», МБОУ «Гостищевская СОШ», МБОУ «СОШ №1 г. Строитель», МБДОУ «Детский сад «Сказка» с. Алексеевка) входят в федеральную инновационную площадку «Реализация преемственности в системе непрерывного образования как средство обеспечения ФГТ и ФГОС в условиях нового финансового обеспечения».
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
В школах Яковлевского района в основном придерживаются оптимизационной модели. Внеурочная деятельность организуется по всем направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) через кружки, детские объединения, классные часы, викторины, экскурсии и другие мероприятия. Однако, в сельских школах обучающиеся зачастую лишены такой возможности, так как организация дополнительного образования требует наличия в штате узких специалистов, чего часто не бывает.
С целью решения данной проблемы в Яковлевском районе для организации различных форм занятий внеурочной деятельности используется потенциал учреждений дополнительного образования. Педагоги дополнительного образования проводятся выездные занятия и мастер-классы для школьников с 1 по 9 классы. Такой подход позволяет создавать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы. Еще один выход – внедрение дистанционного обучения в рамках внеурочной деятельности. При современной развитой системе Интернет-связи, информатизации и компьютеризации, дистанционное обучение вполне возможно, независимо от того, где находится учащийся, мало или много учащихся в школе.
В целях осуществления духовно-нравственного направления внеурочной деятельности на основе православных традиций в районе реализуется проект «Распространение православных воспитательных традиций на территории Яковлевского района («От православного детского сада - к православному району»)». В школах г. Строитель в прошлом учебном году была организована работа православных классов (школы г. Строитель), в этом учебном году еще 9 школ открыли православные клубы. В МБОУ «СОШ № 1 г. Строитель», МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель» работают во внеурочное время театральные православные студии.
С 01 сентября в 12 школах района проходят занятия по академическому хоровому пению (В 2013 г. была организован конкурс «Битва хоров», посвященный 70-летию Курской битве, в котором приняли участие все образовательные учреждения района).
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. С целью формирования и воспитания патриотических чувств в районе реализуются проекты:
- пилотный проект «От воспитанников детских садов до курсантов военных ВУЗов»;
- Социально-педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение их к культуре казачества»
Еще одна актуальная проблема - преемственность между дошкольным и начальным образованием. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
С целью сохранения преемственности между образовательными учреждениями разного уровня, адаптации дошкольников к условиям обучения в школе в районе реализуется проект «Группа детского сада – первый класс школы. В рамках проекта дошкольники, воспитатели детского сада «Аленушка», и педагоги МБОУ «СОШ №1 г. Строитель» организуют совместную комплексную подготовку детей к школе. Она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он может безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.
В целях развития дополнительного образования муниципальных образовательных учреждений, проводящих целенаправленную политику по созданию современной воспитательной среды, стимулирования муниципальных образовательных учреждений к повышению конкурентоспособности с сентября 2013 года все общеобразовательные учреждения района проводят работу по созданию своей индивидуальности. Активное участие по созданию своей индивидуальности, принимают и сельские школы. Так, например:
- МБОУ «Мощенская ООШ» - развитие лозоплетения;
- МБОУ Алексеевская СОШ» - театральная деятельность, хоровое искусство;
- МБОУ «Завидовская ООШ» - изучение истории сел и хуторов, исчезнувших с территории поселения;
МБОУ «Смородинская ООШ» - театральная деятельность (кукольное искусство).
При создании своей индивидуальности общеобразовательные учреждения взаимодействуют с главами поселений, учреждениями культуры (при наличии).
Опыт внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов в Яковлевском районе обобщен в 3 сборниках:
- Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения: первые шаги (2012 г.);
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: реализация основных направлений (2012 г.);
- Система непрерывного педагогического образования в новых условиях (2013 г.).
Таким образом, при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в районе выявились положительные тенденции:
использование учителями начальных классов в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;
положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности;
создание условий для развития личности ребенка.
|