Школа интернат среднего (полного) общего образования №16





Скачать 265.22 Kb.
НазваниеШкола интернат среднего (полного) общего образования №16
страница1/3
Дата публикации28.08.2014
Размер265.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
Начало формы

Конец формы

Муниципальное казённое образовательное учреждение

школа – интернат среднего (полного) общего образования № 16

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области.

История православных храмов

Болотнинской земли

Подготовили:

Есипович Ольга Сергеевна,

Екимова Елена Дмитриевна

Учащиеся 11 класса

Руководитель: Карпова Л.В.



Болотное 2012

Оглавление

       

  I Вступление

 II. Основная часть
  1.Из истории  православия Сибири
  2. Советская власть и храмы Болотнинского района
  3. Советская власть и священнослужители Болотнинского района

4. Прихожане в советский период
 III. Заключение

Все смолкло - радость и беда...

Все смолкло в похоронном звоне

Заросших зеленью церквей,

И только карканье воронье

Из всеобъемлющих ветвей.

Разрушен храм. Пуста обитель.

Святое топчется людьми.

Макушкам, зеленью обвитым

Не до восторгов и любви.

Не до восторгов душам нашим,

Когда порвется с прошлым нить.

Обрыв в сознанье пуст и страшен:

Не возродить. Не заменить.

Н.Бадина.     

ВВЕДЕНИЕ

Мы живём в небольшом городке, который, конечно же, не обозначен на большой карте мира. Наш город под символическим названием Болотное находится в Западной Сибири, в полутораста километрах на восток от областного центра. Это любимое и родное место для нас, ведь мы здесь родились, живём, учимся познавать мир, мечтаем.  В нашем городе деревянные одноэтажные дома, очень редко можно встретить двухэтажные строения. Поэтому, нас заинтересовала старая фотография, с изображением куполов храма, который когда-то находился в нашем городе. Мы захотели узнать и рассказать о храмах нашего сибирского уголка, об этих тихих и светлых приютах Христа, где много добрых и светлых прихожан. Встретились с настоятелем церкви отцом Анатолием (Рублёвым), познакомились с документами Томского Государственного архива, Новосибирского Государственного архива, Болотнинского архива, с материалами районного и школьного историко-краеведческих музеев.

И, конечно же, съездили в село Турнаево, расположенное в 18 км от Болотного, посетили храм Серафима Саровского. Сейчас этот храм является памятником архитектуры Новосибирской области. То, что мы увидели, потрясло наше воображение. Над нами возвышался испещренный трещинами купол храма. Внутри все сияло: солнечные лучи без труда пробивались через массивные окна храма и падали на иконостас. Врата иконостаса были раскрыты, сквозь них виднелся громоздкий алтарь. Слушая колокольный звон, мы, казалось, наполняемся неисчерпаемой энергией и на некоторое время забыли обо всем, думая лишь о прекрасном.

          Сегодня можно свободно говорить о церковных ценностях: существующих и утраченных. Нам дорого все, что,  так или иначе, связано  с Православием  нашей малой родины.  Каждому  юноше  и  девушке  нашего  поколения  необходимо   знать  жизненный  путь  своих  отцов  и  дедов.  Знать  историю  своего  рода,  края  и  Отечества.  В  противном  случае  мы  будем  повторять  ошибки  прошлых  поколений,  вместо  того,  чтобы  учиться  на  них.  Память  должна  быть  непрерывной. От  деда  к  отцу,  от  отца  к  сыну. И еще не поздно восстановить пробелы в истории православной культуры нашего края, села. Мы живем в XXI веке - это время перемен, проведения глобальных преобразований во всех сферах жизни общества. За экономическими политическими и социальными проблемами, мы порой не замечаем, что духовная сторона жизни, остается в тени. Издавна, русские люди были очень религиозны, посещали святые места, церкви, соблюдали церковные праздники. Но с приходом новой власти, в начале XX века отношение к религии изменилось, святыни разрушили…

Сегодня новый взгляд на забытые когда-то святыни, их восстанавливают, воскрешают, дают новую жизнь...

Свою исследовательскую работу мы и посвятили этому.   Работу пришлось собирать по крупицам, но это было очень интересно, и нам кажется, что мы сделали нужное дело и для наших потомков.  В   нашей работе  отражены интересные, ранее неизвестные страницы истории возникновения и разрушения церквей в Болотнинском районе.

Цель работы: узнать историю возникновения и исчезновения православных церквей на территории Болотнинского района, показать  значимость и необходимость храмов.

Задачи:

  • изучить события, связанные с возникновением храмов, их деятельность;

  • изучить взаимоотношения церкви и государства в период революции и гражданской войны;

  • рассмотреть причины разрушения и судьбу церквей на территории Болотнинского района;

  • познакомиться с судьбой священнослужителей.

    Объект исследования - православие в Болотнинском районе Новосибирской области.

Предмет исследования –  люди и церковь в Болотнинском районе в годы советской власти.

Данная работа имеет научно-практическую значимость. Изучение данной темы позволит использовать накопленный материал на уроках краеведения  и других занятиях. 

     При выполнении работы применялись следующие методы:

  • анализ источников по истории православия в Болотнинском районе и Новосибирской области;

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение информации в специальной литературе;

  • беседа со старожилами города, с отцом Анатолием Рублёвым и запись воспоминаний;

  • работа с документами Томского Государственного архива, Новосибирского Государственного архива, болотнинского историко-краеведческого музея.


Из истории  православия Сибири

           Церковь – это хранительница непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти, культурного наследия. Наш долг, наша историческая задача – ответить  за процесс возрождения церкви, помочь восстановить «утраченные звенья большой цепи».    

Православие пришло в Сибирь с первыми русскими переселенцами. Первым этапом проникновения православия в Сибирь стал поход дружины Ермака и последовавшее затем строительство первых сибирских городов. Летописец, говоря о походе Ермака в Сибирь и появлении там христианства, называл «костелами» мусульманские мечети: «И посла их Бог очистити место, где быти святыне, и победити бусурманского царя Кучюма, и разорити богомерзкие и нечестивые их капища и костелы... И от казаков поставишася грады и святыя Божия церкви воздвигошася и благочестие просияша. Отпаде вся бесовская служба и костелы, и требища идольская вся разорися и сокрушися и боговидение всадися...». Расширение влияния православия было неотъемлемой частью освоения новых земель российским этносом.

Уже в 1815 г. указом святейшего Синода было разрешено в сибирских селениях строить церкви деревянными. 10 апреля 1850 г. Томский Епископ сделал представление святейшему Синоду о необходимости увеличения православных миссий и церквей в Сибири. Дальность расстояния от крестьянских поселений до церквей, плохие дороги, непогода, затрудняли посещение храма: младенцы умирали без крещения, взрослые без исповеди и причастия, молодые вступали в брак без венчания. И тогда начинали строить храмы за собственные средства «по добровольному желанию и возможности своей». Церкви строили деревянные: леса было достаточно, а кирпичное производство не было налажено.

На территории Болотнинского района самый первый православный храм был построен во второй половине XVIII века в селе Ояш. Это была церковь во имя Трёх святителей. Позже в XIX веке появляется часовня в Чебуле и 16 декабря 1837 года Епископом Томским и Енисейским Агапитом был утверждён план строительства деревянной церкви с колокольней в селе Болотнинском. 4 июля 1839 года церковь была заложена, 28 марта 1843 года построена и освещена. Престол в церкви был один во имя Трёх Святителей Петра, Алексея и Ионы Московских и всех России чудотворцев. 2 февраля 1864 года Трёхсвятительская церковь сгорела. 1 сентября 1865 г. заложена новая церковь и в 1867 г. освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая. Деревянная однопрестольная церковь во имя Святителя Николая в селе   Болотное была перестроена в 1912 году, расположилась она на пересечении улиц Московского тракта и Гондатьевской. До богоборческой революции служили в ней два священника, псаломщик и диакон на должности    псаломщика. При церкви были причтовые дома и 120 десятин земли в селе Болотное, в деревнях Мануйлово и Зудово. Церковь попечительствовала над церковноприходской школой при станции Болотное, железнодорожным училищем и ремесленной школой в селе Болотное. Из документов стало известно, что церковное попечительство существовало с 1825 года, священник отец Александр (Николаев) на Болотнинском приходе был с 1909 года, прослужил до 1914 года. Вторым священником с 1912 года был отец Сергий (Коновалов).

В последующие годы были построены храмы в селе Кунчурук – во имя Святой Троицы, в Корнилово – во имя Святой Троицы, в с. Дальнее – во имя Святой Троицы, в с. Ача – во имя Иоана Предтечи.

В центре села Турнаево была построена однопрестольная деревянная церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Серафимо-Турнаевский храм - первый храм в Сибири во имя преподобного Серафима. Строительство храма началось через   9 лет после прославления преподобного Серафима Саровского - в 1912 году. Основные средства на строительство храма - около 12 тыс. рублей собрали крестьяне с. Турнаево и окрестных деревень, 4 тыс. рублей было выделено Священным Синодом, было и пожертвование от купца Блинова. Церковь строилась артелью   плотников из Перми в составе из 45 человек. Рубка брёвен «в лапу», одного диаметра, создаёт чёткий рисунок сруба, так называемый восьмерик на четверике. Камень на фундамент и цоколь были привезены из Искитимского района, где находились каменные (известняковые) карьеры, лесной материал из приобских сосновых брёвен – со станции Тайга, Великого Сибирского железнодорожного пути. Храм венчали семь куполов и крестов. В былые времена звон колоколов был слышен за много вёрст. Верхняя отметка - 29 метров, основной шатёр - 20 метров. Композиция и декор храма характерны для конца 19 века. В благоукрашении храма активно участвовали томские купцы, кузнецкие промышленники, алтайские предприниматели. Большой вклад внесла томская купчиха Александра Терпигорова. Она действовала по завещанию своей матушки Варвары, которая была духовной дочерью старца Феодора Томского. По воспоминаниям старожилов церковь была огорожена деревянной резной оградой. Церковь как бы парила в воздухе. По архитектуре храм напоминала знаменитые церкви острова Кижи. Храм был построен всего за два строительных сезона и освящён в сентябре 1914 года.

Всем храмам отводилось самое почётное место на селе. Ставились они на самом высоком месте и были далеко видны. Во все времена люди тянулись к Богу. Решение построить храм в селе принимали всем миром. Жители с особым усердием включались в работу, все силы, умения вкладывая в строительство.

Как и все православные храмы, храмы нашего края сыграли огромную роль в истории освоения и духовного просвещения Сибири.

Советская власть и храмы  Болотнинского района

Но все положительные результаты деятельности церкви на территории Сибири оказались почти полностью уничтожены за советский период. Церковь вступала в революционную эпоху как мощная организация. К 1914 году в Российской империи было 117 млн. православных христиан, которые проживали в 57 епархиях, управляемых 130 епископами и 50 с лишним тысяч священников и дьяконов служили в 48 тыс. приходских храмах. В ведении церкви находилось 35 тыс. начальных школ и 58 семинарий, а также больше тысячи действующих монастырей - почти 95 тыс. монашествующих. В Томской епархии храмов в 1917 году было уже более 1600.На территории современного Болотнинского района (в то время Ояшинская волость) – 14 храмов и молитвенных домов.

Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», опубликованный 23 января 1918 г., вышел тогда, когда напряженность в отношениях между советским правительством и православной иерархией достигла предельной остроты. В декрете жестко проводится принцип секуляризации государства. Принципиальная новизна заключалась в последних параграфах декрета: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Всё имущество существующих в России церквей и религиозных обществ объявляется народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ». В 1920-х годах закрываются Свято-Троицкая церковь в с. Дальнем, в Карасево и молитвенный дом в Татарской. Церковь в Дальнем затем была открыта и окончательно её закрыли распоряжением Облисполкома № 1020 от 28 февраля 1941 года. Из брёвен Карасевской церкви выстроили школу в Кривояше. Вероятно, в конце 1920-х - начале 1930-х годов были закрыты Свято – Троицкая церковь в Кунчуруке и молитвенный дом в Кругликово. 4 июня 1923 года решался вопрос о закрытии церкви в селе Болотнинском и передаче её под Народный дом, однако, Свято-Никольский храм тогда закрыт не был.

В 1929 году НЭП был отменен; началась принудительная массовая коллективизация, сопровождавшаяся попранием законности — высылкой миллионов крестьянских семей в Сибирь и на Север. Русская Церковь разделила судьбу народа и ее не миновала горькая чаша репрессий. В начале 1929 года за подписью Кагановича на места была отправлена директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этим фактически была дана команда к широкому применению административных и репрессивных мер в борьбе с религией. 8 марта 1929 г. ВЦИК и СНК издали новое постановление о религиозных объединениях, отныне запрещалась их благотворительная деятельность. Началось массовое закрытие церквей.

В 1934 году в селе Ача состоялось общее собрание граждан и принято решение о закрытии церкви, но окончательно она была закрыта лишь в 1940г. и в её помещении открыт клуб. 22 февраля 1940 года распоряжением Облисполкома №43 закрыта церковь в селе Корнилово, внутренний иконостас и алтарь убраны. В 1935 году решался вопрос о судьбе храмов в сёлах Больше - Чёрном и Болотнинском. Больше – Чёрновская церковь была закрыта распоряжением Облисполкома № 49 от 29 февраля 1940 года, а Болотнинская в конце марта 1935 года (официально закрыта распоряжением Облисполкома №35 от 10 февраля 1940г). В здании болотнинской церкви сначала хотели открыть Дом пионеров, затем спиртзавод или промартель «Объединённый труд», но после Великой Отечественной войны здесь разместился кинотеатр «Победа». В 1952 году кинотеатр сгорел. В 1937 году закрыта церковь в селе Ояш, а в 1938 году в селе Турнаево.

По всей России шла война с колокольным звоном. Колокола сбрасывали под тем предлогом, что они мешают слушать радио и оскорбляют религиозные чувства нехристиан. В 1932 году сбросили колокола в Корниловской церкви и куда увезли, неизвестно. Старожилы села вспоминают: «Церковные колокола долго несли свою службу. Загудел набат в 1914 году, он возвестил о войне с Германией. Затем при пожаре колокола били всплох. И эти колокола звенели, пока их не сбросили. Не могли они подумать, что такую красоту нельзя трогать. Всё это возведено на народные деньги. Всё. Уже не деревня – село онемело. Когда разоряли церковь, весь народ собрался. Солнечный был день. Плакали все, кто, молча, кто навзрыд. Стягивали кресты, верёвки рвались, их связывали. Раскулачивание и коллективизация подкосили устои села. Если бы мужики не были сосланы, то никого бы не допустили бы до колоколов».

При закрытии церквей права верующих не соблюдались, но для создания видимости демократичного подхода в этом вопросе, власти проводили определенную политику. Суть ее состояла в том, что храмы закрывали под прикрытием общественно - добровольного желания большинства населения, добиваясь этой поддержки через предварительную организацию антирелигиозных кампаний на местах. Так появлялись "коллективные заявления" трудового населения. В докладной записке НКВД также рекомендовалось собирать "материалы по закрытию... не под видом желания самих верующих..., а под видом расторжения договоров с верующими... за нарушения их. Причем нарушения... можно обнаружить в любой момент при условии надлежащего надзора на местах...". Подобная ситуация была и в селе Болотнинском. Трудящиеся учреждений и предприятий села с общим числом 421 человек вынесли на своих собраниях постановление о включении в наказ райисполкома поручения закрыть Болотнинскую церковь. Эти храмы, как правило, переоборудовали под культпросвет учреждения или склады. Многие храмы уничтожались, разрушались православные святыни русского народа. Практически все закрытые храмы, переоборудованные под клубы, сгорели.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconОсударственная общеобразовательная школа-интернат «ш кола-интернат...
Государственная общеобразовательная школа-интернат «школа-интернат среднего (полного) общего образования г. Владикавказа»
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconОтчет о результатах самообследования деятельности мкуоши «Мыскаменская...
...
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconУрок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение растений»
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 icon«Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования...
Наименование: Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного)...
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconАнализ реализации программы развития муниципального общеобразовательного...
Ловозерская средняя общеобразовательная школа интернат среднего (полного) общего образования создана в 2010 году, при реорганизации...
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconСведения об образовательном учреждении Полное наименование образовательного...
...
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение образовательная школа-интернат «Сеяхинская школа-интернат...
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconМоу «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» от 14. 05. 2010 №6 Директор
Моу «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» от 14. 05. 2010 №6
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconОсновная образовательная программа основная школа
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного учреждения общеобразовательная школа-интернат...
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconОгбоу «Полянская школа-интернат среднего (полного) общего образования»...
Огбоу «Полянская школа-интернат среднего (полного) общего образования» за 2012/2013 учебный год
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconСписок разрешенных и запрещенных сайтов Обращаем ваше внимание доступ...
...
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общеобразовательная школа интернат начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования г. Химки
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconРабочая программа учебного предмета окружающий мир умк «Школа России»
Муниципальное казенное учреждение "Школа-интернат №5 среднего (полного) общего образования г. Нижнеудинск"
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования...
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Муниципальное образовательное учреждение «Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Школа интернат среднего (полного) общего образования №16 iconПрограмма по географии составлена на основе федерального компонента...
Краевая государственная бюджетная общеобразовательная школа- интернат с первоначальной летной подготовкой «барнаульская общеобразовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск