Скачать 197.28 Kb.
|
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына. Методические рекомендации по планированию основной деятельности в государственных и муниципальных музеях. Исполнитель Карева Н.В.- ст. научн. сотр. методического отдела КГИАМЗ КРАСНОДАР 2005 Планирование основной деятельности музея предполагает составление годовых и ежеквартальных планов, которые в свою очередь делятся на цифровой и текстовой. Исходя из опыта музеев Сочи, Новороссийска, Краснодара, Ейска и некоторых других хочу предложить Вам следующий образец цифрового плана. План работы……………….музея на 200.. год.
При планировании показателей по основным видам деятельности необходимо провести анализ деятельности музея за 3 года и вычислить средний показатель: т. е. определить примерное количество посетителей, обслуживаемых музеем за год; количество экскурсий, лекций, проводимых сотрудниками; количество выставок, экспонируемых музеем. Данный анализ позволит увидеть реальную картину деятельности музея, выявить его соответствие нормам, предъявляемым к государственным и муниципальным музеям. Из количества посетителей выставок, лекций, экскурсий, индивидуальных посещений музея складывается общая посещаемость, высчитывается планируемый доход от основной деятельности. Исходя из штатного расписания, должностных инструкций и нормативов рассчитывается индивидуальная экскурсионная и лекционная нагрузка. Ориентировочные годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности для музеев имеющих отделы научно-просветительской работы. ( документ М.К. Р.Ф. от 06.05.93. №01-132/16-25 о нормах экскурсионной нагрузки)
Ориентировочные годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности для работников музеев, не имеющих научно-просветительных отделов и штатных экскурсоводов.
Годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности рекомендуется определять из расчета 11 месяцев. Месячные нормы экскурсионной деятельности определяются делением установленной нормы на 11 месяцев. В пределах годовых норм приказом директора для сотрудников музея рекомендуется определять количество экскурсионных часов на месяц, квартал. Исходя из производственной необходимости, количество экскурсионных часов в отдельные месяцы может быть увеличено, уменьшено или снято при условии сохранения и обязательного выполнения годовой нормы проведения экскурсий для каждой категории сотрудников. Работа по комплектованию основного фонда музея должна быть плановой, систематической и беспрерывной. Необходимо составление перспективного, рассчитанного на ряд лет плана комплектования основного фонда музея. Планировать собирательскую работу музея надо в неразрывной связи с научно-исследовательской и экспозиционной работой. Осуществление такой работы невозможно без точного знания наличного состава фондов и хотя бы предварительной научной обработки наличных коллекций. Комплектование основного фонда музея пойдет по правильному пути тогда, когда музей сосредоточит свое внимание, свои научные силы и материальные средства на комплектовании именно тех коллекций, которые необходимы ему в первую очередь. Для обеспечения планомерности собирательской работы, нужно, чтобы она была включена в годовой производственный план музея. В годовом бюджете музея должны быть предусмотрены специальные средства, необходимые для проведения собирательской работы. Музей должен располагать средствами на покупку коллекций, на специальные командировки и экспедиции, на оплату публикаций в газетах о закупке предметов, имеющих научное, историческое, художественное значение. План работы музея по комплектованию коллекций должен быть построен с учетом реальных возможностей получения тех или иных категорий музейных предметов. Конкретность такого плана , его реальность и связь с текущими нуждами музея могут быть лучше всего достигнуты путем тематического подбора коллекций. По каждому отделу музея ежегодно следует выдвигать несколько тем, на которых музей и должен сосредоточить свою плановую работу по комплектованию коллекций в данном году. Выставочная деятельность планируется исходя из среднего показателя предыдущих лет и в связи с заключенными договорами. Выставки бывают стационарные и передвижные. Стационарные выставки - это выставки, экспонируемые в залах музея и состоящие преимущественно из подлинных экспонатов. Это могут быть выставки из собственных фондов, фондов других музеев, совместные или коллекции, представленные музею для экспонирования коллекционерами. В год музей может экспонировать при наличии одного выставочного зала в среднем до 7 стационарных выставок. Передвижные выставки представляют собой планшеты с плоскостным материалом, (документами, фотографиями, схемами, картами) несущими информацию по одной какой-либо теме. Например: Историческое прошлое станицы или города. Великая Отечественная война на Кубани. Экологические проблемы района и т. д. Разнообразие тем определяется наличием экспонатов (желательно использовать копии) и разработанностью, т. е . изученностью темы. Данные выставки вывозятся для экспонирования в учебные заведения, Дома культуры, воинские части, предприятия, организации и т.д. «Оживить» выставку помогают объемные подлинные экспонаты.(при условии экспонирования в закрытых отапливаемых помещениях, т.е. соблюдении температурно – влажностного режима). При планировании указывается количество передвижных выставок, подготовленных для экспонирования. В пункте «места размещения» указывается количество предполагаемых мест размещения. Доходы от основных видов деятельности рассчитываются исходя из предполагаемой общей посещаемости и стоимости билетов. Доходы от всех видов деятельности- это доходы от основной деятельности (экскурсий, лекций, выставок), а так же от благотворителей и спонсоров, продажи сувениров и печатной продукции. Текстовой план Текстовой план включает в себя следующие пункты: 1.Основные направления деятельности музея в 200..г. 2.Научно -исследовательская работа. 3.Экспозиционно-выставочная работа. 4.Научно-фондовая работа. 5.Научно-просветительная работа. 6.Научно-методическая работа. 7.Издательская и рекламная деятельность. 8.Административно-хозяйственная деятельность. Пункт 1. «Основные направления деятельности музея…»коротко раскрывает цели и задачи музея на ближайший год, учитывая юбилейные даты в истории страны, края ,населенного пункта, знаменитой личности, отдельно взятого музея или предприятия и т.д. 2. Научно-исследовательская работа. Основным источником для научно-исследовательской работы музея являются его коллекции. Чем богаче основной фонд музея, тем больше возможности он дает для исследовательской работы. Научно-исследовательская работа предполагает, прежде всего, углубленное, всестороннее изучение музейного предмета, музейной коллекции, обобщение и систематизацию результатов изучения в виде текстов лекций, экскурсий, ТЭПов, каталогов, печатных изданий. Исследованию подвергается внешний вид, форма, содержание, история происхождения и бытования предмета. Изучение конкретного исторического памятника или коллекции, позволит наиболее полноценно использовать памятник в экспозиционной и научно –просветительной работе. При этом используются приемы, разработанные историческим источниковедением, проводится критическое рассмотрение источников разных типов. К таким приемам относятся: анализ признаков предмета, таких как, надписи, изображения, украшения, стилистические особенности, материал; сравнительный анализ предметов, анализ данных об обстоятельствах приобретения предмета и всей имеющейся сопутствующей информации. С помощью этого анализа проводится проверка достоверности данных о происхождении, о месте и времени возникновения, об авторстве, о назначении и времени его использования и т. д. Это помогает ответить и на более общие вопросы о временных и географических рамках распространения предметов данного вида, об их месте в ряду предметов близких видов. В процессе исследования кроме самих источников и сопутствующей информации привлекаются также другие материалы - архивные документы, справочная литература и другие научно- справочные материалы с целью уточнения результатов источниковедческого изучения предметов, обоснования их классификации. Поэтому обязательным является не только закрепление тем исследования за научными сотрудниками, но и включение в план таких пунктов научно-исследовательской работы, как изучение литературы и архивных источников по заданной теме. Наиболее ценные исследовательские материалы публикуются в форме каталогов, обзоров фондов и т.д. Исследования по научным дисциплинам обычно проводятся музеями с точки зрения их необходимости для музейной работы. Так, например, использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновению музейной педагогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения и педагогики, а также дополняется социологическими и психологическими исследованиями. Естественно- научные исследования проводятся в связи с консервацией и реставрацией музейных предметов. Нередко музеи оказываются единственными на своей территории центрами научно- исторических исследований, в которых в полном объеме исследуется и отображается выдающаяся историческая личность или событие. Это налагает на них большую ответственность за изучение местной истории. Такие исследования могут иногда проводиться по поручению или в тесном сотрудничестве с другими учреждениями. Результаты таких исследований используются как исторической наукой ( или другой дисциплиной) так и самим музеем. ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПО НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ.
Минимальный объем годовой научно- исследовательской работы согласно нормам в авторских листах: Зав. отделом, ст. н. сотр.- 2,5 п.л. научный сотрудник-2,0 п.л. мл. н. сотр.- 1,0 п.л. На основании многолетнего опыта для написания 1 п.л. (24 стр. машинописного текста) необходимо: ст.н.сотр.- 300-350 часов. научному сотр.-350-400 часов. мл.н. сотр.-400-450 часов. ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ РАБОТА Экспозиционно- выставочная работа - один из важнейших объектов планирования музейной деятельности. В перспективных, а затем и годовых планах музея определяется тематика, очередность и сроки создания экспозиций и выставок. Каждое из структурных подразделений музея участвует в них в соответствии со своими функциями. Например, основной задачей научного состава музея является создание комплекса документов для будущей экспозиции, прежде всего это разработка научной концепции, тематической структуры, тематико-экспозиционного плана и т. д. Сотрудники фондов оказывают содействие в выявлении и сборе материалов для экспозиции. Все виды работ по экспозиционно-выставочной деятельности должны быть отражены в планировании по данному разделу. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ РАБОТЫ.
НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА Музеи Краснодарского края, независимо от форм собственности, являются хранилищами материальной и духовной культуры и обязаны обеспечить учет и полную сохранность музейных экспонатов. Правильное планирование научно- фондовой работы обеспечивает возможность наладить по определенной форме учет музейных коллекций, их классификацию и систематизацию. КГИАМЗ, Новороссийский гос. ист. музей, музеи Сочи, Ейский музей накопили определенный опыт в составлении планов по научно- фондовой работе. Исходя из опыта ведущих музеев, хочу предложить Вам следующую схему планирования фондовой работы.
В плане должны быть отражены все этапы деятельности фондовой работы: прием предметов в музей и их первичная инвентаризация, т. е. регистрация, научная инвентаризация музейных предметов, нанесение на предметы учетных обозначений, выдача из музея и внутри музея музейных предметов, учет движения музейных фондов, научная каталогизация музейных фондов, консервация и реставрация предметов и т.д. НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Научно-просветительная работа - один из основных видов музейной деятельности, которая направлена на формирование гармонично развитой, общественно активной личности, на ее нравственное, эстетическое воспитание, углубление информированности, образованности. Используя различные формы музейной коммуникации, такие как, экспозиции и выставки, мероприятия, экскурсии и лекции, музеи оказывают воздействие на разные социальные, возрастные, профессиональные категории населения. Поэтому при планировании научно просветительной работы музея, рассчитывается не только экскурсионная и лекционная деятельность, но и предполагается участие музея в различных краевых и районных программах, общегородских и станичных юбилеях, а также работа клубов по интересам, музыкальных и литературных гостиных, презентация выставок и новых экспозиций. Планирование научно-просветительной работы также очень удобно представить в виде таблицы:
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В плане научно- методической работы перед муниципальными музеями стоят 2 задачи: оказание методической и практической помощи народным и общественным музеям края, учебным заведениям, предприятиям и усовершенствование деятельности своего музея. Согласно приказу управления культуры администрации Краснодарского края от 06.04.95г. № 132 –п. « Об организации научно- методического руководства народными и общественными музеями края » за каждым районным музеем были закреплены народные и общественные музеи. Призывалось обратить особое внимание на обеспечение сохранности музейных ценностей. Документ, конечно, старый, но правильный, актуальный и его пока никто не отменял. Поэтому мы по- прежнему должны руководствоваться этим приказом и отражать данный вид деятельности в своих планах. Что касается усовершенствования деятельности своего музея, то здесь надо обратить внимание на вопросы повышения экскурсионно-лекторского мастерства, профессионального уровня. С этой целью необходимо систематически проводить прослушивание новых текстов лекций и экскурсий, обсуждение ТЭПов к экспозициям и выставкам. |
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Экономические... Вторая выявить особенности социальных служб разных форм собственности (государственных, муниципальных, частных), а также направлений... | Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Актуальность проекта Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | ||
Методические рекомендации по планированию обучения и научно-исследовательской... Методические рекомендации предназначены для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук | Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению... Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов) | ||
Методические рекомендации по применению методов определения начальной... Федерального закона от 05. 04. 2013г. №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных... | Методические рекомендации по подбору кадров в органы местного самоуправления Общие положения Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования и развития системы подбора кадров в органах местного самоуправления... | ||
Учебно-методический комплекс по изучению курса «правовые основы деятельности... По изучению курса «правовые основы деятельности государственных и муниципальных служащих» по специальности 030900. 62 | Методические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика» Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по... | ||
Методические рекомендации по организации и проведению квалификационного... Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению квалификационного экзамена муниципальных служащих в администрации... | Российская федерация федеральный закон об общих принципах организации... ... | ||
Методические рекомендации по проведению единого краевого урока мужества... «Урок мужества» проводится накануне или в дни государственных, региональных и муниципальных праздников, а также накануне важных военно-исторических... | Методические рекомендации по вопросам оценки профессионального потенциала... Организация работы по оценке профессионального потенциала муниципальных служащих в органе местного самоуправления может предусматривать... |