Скачать 361.41 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Жигало Марина Вячеславовна, высшая категория Ф.И.О., категория Обществознание, 8 класс Предмет, класс и т.п. 2012 - 2013 учебный год I. Пояснительная записка. Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы для 5-9 классов по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой (Просвещение, 2009). Программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных, практических работ, выполняемых учащимися. 1. Цели и задачи изучения предмета. Основная цель обучения: способствовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка. Задачи: • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания человеком самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся 8 класса, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Учащиеся в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей. Современный ученик 8 класса имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждет от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к организации этой деятельности. В связи с этим мною применяются технологии личностно-ориентированного образования, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, метод проектов, осуществляется переход с репродуктивного образования на инновационное. Принципы отбора основного и дополнительного материала содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительные особенностью рабочей учебной программы по сравнению с примерной программой, в том, что она составлена в соответствии со структурой учебника: Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова и другие/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2012, в программе прослеживается интеграция с курсами географии, истории. Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 35 часов; 1 урок в неделю. 5. Формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Применение информационных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса. Это касается прежде всего составления обучающимися уроков-презентаций, защиты проектов и т.п. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентностном подходе к обучению. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций; • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике; • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах. При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся, обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, работа с кластерами, картинами, картами, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, проектная работа, составление презентаций. Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимоценка, самостоятельный контроль и оценка, рефлексия. 6. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника и пособия: Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова и другие/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2012, О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2012. Данный УМК соответствует содержанию Федерального образовательного стандарта по обществознанию. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебника Л.Н. Боголюбова по обществознанию для 7 класса. Цивилизационный подход, на котором базируются курс, тщательный отбор учебного материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами обществознания, изучаемыми в основной и старшей школе. В учебно-методический комплект входит рабочая тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, дополнительными вопросами, заданиями, тестами. 7.Список литературы. Введение в обществознание. 8-9 класс./ Под ред. Боголюбова Л.Н. – М.: Просвещение, 2008. Обществознание 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др, под ред. Л.Н. Боголюбова/ автор-составитель С.Н. Степанько. – Волгоргад: Учитель, 2009. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2007. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 2005 А.И.Кравченко Задачник по обществознанию 8-9 класс Учебное пособие М.: «Русское слово» 2002 Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл. М., 2007 г.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В результате изучения обществознания ученик 8 класса должен: Знать/понимать • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. •общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; Уметь • объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • сравнивать понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей • первичного анализа и использования социальной информации. 9. Содержание учебного курса. Вводный урок (1ч). Обществознание. Науки, изучающие общество. Тема 1 Личность и общество. (4 ч.) Быть личностью. Признаки индивидуальности, человека, личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности. Личность. Личность в современном мире. Что оказывает влияние на человеческую личность. Социализация: содержание и стадии процесса. Общество как форма жизнедеятельности людей. Значение научного понятия «общество». Общественные отношения. Сферы жизнедеятельности людей: экономическая, политическая, социальная, духовная. Взаимосвязь сфер общественной жизни. Роль социальных норм в жизни человека. Ступени развития общества. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Развитие общества. Эволюционное развитие человечества. Социальный прогресс. Закономерности общественных изменений. Противоречия и перспективы в развитии человечества в ХХI веке. Глобальные проблемы человечества. Повторительно-обобщающий урок по разделу 1. Тема 2 Сфера духовной жизни. (8 ч.) Сфера духовной жизни. Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России. Понятие «культура» как достижение человека в преобразовании мира. Отличительные черты духовной сферы от других сфер общества. Культура личности и общества. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Моральный выбор. Что такое совесть и ее роль в жизни человека. Моральный выбор – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных поступков и помыслов. Выбор поведения человека и животного. Свобода выбора. Что такое моральный выбор. Взаимосвязь свободы и ответственности. Гарантии выполнения моральных норм. Образование. Значимость образования в условиях информатизационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование. Наука в современном обществе. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда современного учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религия - одна из форм культуры. Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Повторительно-обобщающий урок по разделу 2. Тема 3. Экономика (14 ч.) Экономика и ее роль в жизни общества. Что такое экономическая наука. Структура экономики. Потребности и ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная стоимость. Влияние экономики на поведение людей. Роль информационных ресурсов в наши дни. Главные вопросы экономики. Главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Смешанная экономика. Собственность. Имущественные отношения. Сущность понятия собственности как экономической и юридической категории. Формы собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная. Защита права собственности. Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен. Производство – основа экономики. Роль производства в экономике. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Распределение труда и специализация. Предпринимательская деятельность. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике. Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государственных институтов. Налоги как источник доходов федерального правительства. Виды налогов Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Проблема неравенства доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов. Структура расходов потребителей и степень благосостояния граждан той или иной страны. Виды страховых услуг. Защита прав потребителей в России. Инфляция и семейная экономика. Влияние инфляции на доходы населения. Реальный и номинальный доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейные сбережения. Безработица, ее причины и последствия. Безработица - спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют. Условия влияния на обменный курс валюты. Практическое занятие. Права потребителей. Повторительно-обобщаяющий урок по разделу 3. Тема 4. Социальная сфера. (6 ч). Социальная структура общества. Социальная структура общества. Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Многообразие социальных групп. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение. Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. Социальный статус: приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная роль. Санкции. Гендерные роли. Нации и межнациональные отношения. Нация. Соотношение понятий «нация» и «этнос». Национальные традиции. Причины межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения межнациональных конфликтов. Отклоняющееся поведение. Разновидности отклоняющегося поведения. Основные причины распространения алкоголизма и наркомании. Влияние негативного отклоняющегося поведения на личность. Практическое занятие. Отклоняющееся поведение. Повторительно-обобщающий урок по разделу 4. Повторительно-обобщающие уроки по курсу. (2 час) II. Учебно– тематический план.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по обществознанию для 7 класса к учебнику А. И. Кравченко, составлена на основе федерального компонента Государственного... | Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе... Л. Н. Боголюбова и др., 6-11 классы, в соответствии с учебником «Обществознание». 7 класс. Л. Н. Боголюбов и др | ||
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе... Программы для общеобразовательных учреждений. Обществознание: Боголюбова Л. Н., Городецкой Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И. (Просвещение,... | Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе... Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И. Л. Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. «Просвещение».... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе... Программа рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся... | Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного... | ||
Рабочая программа по обществознанию учителя истории и обществознания... Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе... Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по алгебре для 8 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом... | Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе... | Рабочая программа по обществознанию (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
«рассмотрено» «согласовано» «утверждено» Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования(базовый уровень),... | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об... | Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе... Билет №1 Вопрос 1: Боевая одежда пожарного. Назначение, устройство, характеристика |