|
| Утверждено
на заседании педагогического совета школы
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 47»
(протокол № 5 от 25.03.13г.)
Директор ______________ Донцова О.А.
|
У Ч Е Б Н Ы Й П Л А Н
муниципального автономного
образовательного учреждения города Рязани
“Средняя общеобразовательная школа № 47”
на 2013–2014 учебный год
Пояснительная записка.
Общие положения
Учебный план МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» составлен согласно ст.15 п.1 и ст.32 п.2.6 Закона РФ «Об образовании», Уставу МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» и является нормативным актом образовательного учреждения, устанавливающим перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования в 2012-2013 учебном году.
Нормативную базу учебного плана ОУ составляют документы федерального и регионального уровней:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2001 №919;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от 26.11.2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 г.»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.28.21-10»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18.07.2002 г. № 2783;
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20. 08.2008 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Приказ Министерства образования Рязанской области от 12.08.2011 г. № 1325 «О внесении изменений в примерный базисный учебный план образовательных учреждений Рязанской области, реализующих программы общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
Письмо Министерства образования Рязанской области от 12.01.2012г. №ОЩ/12-84 о введении в 4 классах общеобразовательных учреждений курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель учебного плана:
формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего эффективную систему мер по гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающего потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума;
формирование инновационной образовательной среды.
Задачи учебного плана:
обеспечить современное качество подготовки учащихся в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях;
реализовать комплексный подход к обучению и воспитанию через обновление содержания образования на всех ступенях обучения;
обеспечить преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования;
формировать у школьников устойчивую мотивацию к учению как жизненно-важному процессу, высокий уровень ответственности;
обеспечить возможность выбора учащимися 10-11 классов дополнительных курсов и предметов для изучения на профильном уровне;
организовать образовательный процесс, ориентированный на укрепление здоровья учащихся;
формировать толерантность, способность к осознанному выбору здорового образа жизни.
Ведущие идеи учебного плана:
достижение высокого качества образования, регламентируемого федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного общего, среднего (полного) общего образования и информатизация образовательного процесса;
диверсификация образования:
- наличие разноуровневых классов;
- выбор учебных программ, учебников, педагогических технологий;
- углубленное изучение отдельных предметов;
- профилизацию обучения в старших классах;
удовлетворение потребности учащихся, склонных к умственной деятельности на более высоком уровне, способных к творческой исследовательской работе на последующих этапах обучения в высших учебных заведениях;
ориентация на развитие целостного восприятия мира, на формирование глобального мышления, развитие кросскультурной грамотности;
подготовка выпускников, конкурентноспособных на рынке образовательных услуг.
Специфика данного учебного плана состоит во включении в компонент образовательного учреждения дополнительных часов, отводимых на углубленное изучение отдельных предметов и предпрофильную подготовку на II ступени образования, а также в дифференциации выбора учащимися образовательных маршрутов на III ступени образования.
Учебный план состоит из шести частей, представляющих собой перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение, соответствующий образовательным программам общего среднего образования:
образовательной программе начального общего образования для 1-4 классов,
образовательной программе основного общего образования для 5-9 классов,
образовательной программе среднего (полного) общего образования для 10-11 классов.
Учебный план включает в себя федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент учебного плана полностью реализует компонент федерального государственного образовательного стандарта, который соответствует единству образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками образовательного учреждения необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования.
Региональный компонент учебного плана включает изучение курса «Русский язык» (7-9 классы).
Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане используются
- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы;
- на введение новых учебных курсов;
- на организацию занятий по выбору учащихся.
Начальное общее образование (1-4 классы)
Учебный план 1-4 классов рассчитан на 5-дневную учебную неделю.
В 2013-2014 учебном году на I ступени образования будут функционировать 1А, 2А, 3А, 4А лицейские классы, 2В, 3В, 4В классы с углублённым изучением английского языка.
Школьный учебный план на I ступени общего образования определяет выбор курса на личностно-ориентированную педагогику: на обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на развитие личности младшего школьника. Разработка и активное использование методик и педтехнологий по реабилитации, коррекции младших школьников и работы с одаренными детьми вызвали объективную необходимость создания на данной ступени обучения классов компенсирующего обучения, лицейских классов и класса с углублённым изучением иностранного (английского) языка, способствовали формированию меритократической начальной школы.
Учебный план 1-3 классов составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и состоит из обязательной части.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования на следующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающихся в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть учебного плана 1-3 классов состоит из предметных областей. Предметная область «Филология» в 1-ом классе представлена предметами «Русский язык», «Литературное чтение», во 2-3 классах – «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык»; предметная область «Математика и информатика» - предметом «Математика»; предметная область «Обществознание и естествознание» - предметом «Окружающий мир»; предметная область «Искусство» - предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство»; предметная область «Технология» - предметом «Технология»; предметная область «Физическая культура» - предметом «Физическая культура».
Школа по своему усмотрению использует учебное время данной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектную деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.)
Содержание образования в 1-3 классах будет реализовано за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план 4 классов состоит из федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учреждения.
Вместо учебного предмета «Искусство» в учебном плане представлены предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство».
В 4А классе в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» изучается учебный предмет «Информатика и ИКТ».
Региональный компонент в системе начального общего образования (4 классы) представлен учебным предметом «Русский язык».
Компонент образовательного учреждения в системе начального общего образования (4 классы) представлен следующими предметами: «Математика», «Иностранный (английский) язык» для углублённого изучения предмета.
Основное общее образование (5-9 классы)
Учебный план для 5-9 классов рассчитан на 5-дневную учебную неделю.
Учебный план предполагает функционирование на II ступени общего образования следующих классов:
5А, 6А,7А, 8А, 9А лицейских классов;
5В, 6В, 7В классов с углублённым изучением английского языка с целью удовлетворения познавательных интересов обучающихся и способствующих подготовке школьников к обучению на III ступени среднего (полного) общего образования в классе с углублённым изучением иностранного языка;
5Г, 6Г, 7Г военно-спортивных классов «Юный спасатель», способствующих подготовке учащихся к обучению на III ступени среднего (полного) общего образования в военно-ориентированном классе по профилю «Спасатели»;
8Г, 9Г военно-спортивных классов «Спасатели» с углублённым изучением предметов «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующих подготовке учащихся к обучению на III ступени среднего (полного) общего образования в военно-ориентированном классе по профилю «Спасатели»;
5Б, 6Б, 7Б, 8Б, 9Б классов эколого-краеведческого направления с целью подготовки учащихся к обучению в классе с углубленным изучением химии и биологии на III ступени обучения.
Совершенствование содержания образования и изменение приоритетов в педтехнологиях на II ступени общего образования, в рамках которого закладываются основы базового образования, будут проводиться по трем основным приоритетным направлениям:
через введение разноуровневых программ;
посредством преимущественно индивидуально-ориентированного обучения;
через изменение соотношения федерального компонента, регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Исходя из этого, школьный учебный план предполагает совершенствование основной ступени образовательной школы через следующие формы организации образовательного процесса:
дифференциацию содержания образования;
создание базовых и факультативных авторских, индивидуальных учебных программ;
создание основы развития профильно-дифференцированных классов с углубленным изучением отдельных предметов и интегрированных курсов: гуманитарного, физико-математического, химико-биологического направлений.
Учебный план для 5-9 классов включает в себя федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения базисного учебного плана.
Вместо учебного предмета «Искусство» в учебном плане 5-7 классов представлены предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство», в учебном плане 8-9 классов – предмет «Изобразительное искусство».
Региональный компонент в системе основного общего образования (7-9 классы) представлен учебным предметом «Русский язык».
Компонент образовательного учреждения в системе основного общего образования (5-9 классы) представлен согласно статусам классов следующими предметами:
«Русский язык» во всех 5-6 классах, 7Б, 7Д, 8В, 9В классах для более успешного усвоения программ;
«Математика» в 5 классах, 6А, 7А, 7Д, 8А, 9А, 9В классах для более успешного усвоения программ;
«Иностранный (английский) язык» в 5А, 6А лицейских классах для более успешного усвоения программ;
«Физика» в 6 лицейском классе как пропедевтический курс с целью развития познавательных интересов учащихся;
«Физика» в 7-9 лицейских классах для предпрофильной подготовки учащихся с целью дальнейшего обучения на III ступени образования в профильном физико-математическом классе;
«Иностранный (английский) язык» для углублённого изучения предмета в 5В, 6В, 7в классах;
«География» и «Биология» в 6б классе для развития познавательных интересов учащихся;
«Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8Г, 9Г военно-спортивных классах «Спасатели» для углублённого изучения предмета;
«Основы безопасности жизнедеятельности», «Военная история» в 5Г, 6Г, 7Г военно-спортивных классах «Юный спасатель» как пропедевтические курсы, способствующие дальнейшему успешному обучению в военно-спортивном классе «Спасатели» с углублённым изучением отдельных предметов;
«Химия» в 7Б классе эколого-краеведческой направленности как пропедевтический курс;
«Химия» и «Биология» в 8Б и 9Б классах эколого-краеведческой направленности с целью подготовки учащихся к обучению в классе с углубленным изучением химии и биологии на III ступени обучения.
Компонент образовательного учреждения в системе основного общего образования (5-6 классы) представлен предметами по выбору учащихся (факультативными занятиями).
Предпрофильная подготовка в 9-х классах представлена элективным курсом «Узнай себя», а также осуществляется через деятельность классных руководителей и работу педагогов-психологов. Она включает такие формы работы, как классные часы, встречи с представителями различных профессий, экскурсии в профессиональные училища и колледжи.
Среднее (полное) общее образование (10-11 классы)
Учебный план для 10-11-х классов рассчитан на 5-дневную учебную неделю.
В 2013-2014 учебном году на III ступени образования будут функционировать следующие 10-е и 11-е классы:
10А лицейский класс с профильными предметами «Математика (алгебра и геометрия)», «Русский язык»;
10Б и 11Б гуманитарные классы с профильными предметами «Русский язык», «Обществознание»;
11А лицейский класс с профильными предметами «Математика (алгебра и геометрия)», «Физика»;
10Г и 11Г военно-спортивные классы «Спасатели» с углублённым изучением предметов «Физическая культура» и «ОБЖ».
Учебный план для 10-11-х классов отражает специфику школы, реализующей на ступени среднего (полного) общего образования модель гибкой дифференциации с учётом интересов и склонностей старшеклассников.
В 10-11-х классах профильное обучение организуется путём реализации профильных учебных программ по ряду предметов, в том числе по выбору учащихся.
На III ступени среднего (полного) общего образования учебный план предусматривает
- свободный выбор направленности обучения;
- разные по структуре и направленности учебники;
- творческие индивидуальные программы, позволяющие готовить учащихся к осознанной деятельности в условиях рыночной экономики;
- достижение более тесной связи школьного компонента образования с системой вузовского образования;
- углубленное изучение отдельных предметов;
- создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников;
- расширение возможностей социализации обучающихся, создание преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективную подготовку выпускников к освоению программы высшего образования.
Учебный план для 10-11-х классов включает в себя федеральный и региональный компоненты, компонент образовательного учреждения базисного учебного плана.
Федеральный компонент представлен базовыми и профильными предметами.
Региональный компонент в системе среднего (полного) общего образования представлен учебным предметом «Русский язык».
Компонент образовательного учреждения учебного плана 10-11-х классов представлен учебными предметами, позволяющими удовлетворить познавательные интересы обучающихся и получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ:
«Решение задач с параметрами» в 10-11-х классах;
«Стилистика русского языка» в 11А классе;
«Культура устной и письменной речи» в 10А, 10Б, 10Г, 11Б, 11Г классах;
«Решение физических задач повышенной сложности» в 10А, 11А классах;
«Актуальные проблемы общественных наук» в 10А, 10Б, 10Г, 11Б и 11Г классах,
«Деловой английский» в 10А, 10Б, 11Б классах;
Для развития содержания базовых предметов и удовлетворения познавательных интересов учащихся в различных сферах деятельности в 10Г и 11Г военно-спортивных классах представлен учебным предметом «Спецподготовка «Школа выживания».
Режим работы школы
Школа работает в две смены по пятидневной рабочей неделе. Продолжительность урока в 1-х классах в I полугодии составляет 35 минут, во II полугодии – 45 минут. Продолжительность урока во 2-11-х классах составляет 45 минут. Длительность перемен в I смену: 10 минут после 1-ого, 4-ого, 5-ого, 6-ого уроков, 20 минут после 2-его и 3-ого уроков; длительность перемен во II смену: после 2-ого урока – 20 минут, остальные – 10 минут.
I смена: 800 – 1340
1 урок 800 – 845
2 урок 855 – 940
3 урок 1000 – 1045
4 урок 1105 – 1150
5 урок 1200 – 1245
6 урок 1255 – 1340
II смена: 1440 – 1920
1 урок 1440 – 1525
2 урок 1535 – 1620
3 урок 1640 – 1725
4 урок 1735 – 1820
5 урок 1830 – 1915
В I смену занимаются:
1а, 1б, 1в, 1г, 1д,
2а, 2б, 2в, 2г, 2д,
3а,
4а,
5а, 5б, 5в, 5г, 5д,
6а, 6г,
7а, 7г,
8а, 8г,
9а, 9б, 9в, 9г,
10а, 10б, 10г,
11а, 11б, 11г - 33 класса-комплекта.
Во II смену занимаются:
3б, 3в, 3г, 3д,
4б, 4в, 4г, 4д,
6б, 6в,
7б, 7в, 7д,
8б, 8в - 15 классов-комплектов.
В 2013-2014 учебном году в школе будут работать 48 классов-комплектов.
1 классы
Предметные
области
| Учебные
предметы
Классы
| Количество часов в неделю
| Всего
в год
| Лицей-
ский
1А
| Обще-
образовательные 1Б,В,Г,Д
| Лицей-
ский
1А
| Обще-
образова-
тельные 1Б,В,Г,Д
|
| Обязательная часть
|
| Филология
| Русский язык
| 5
| 5
| 165
| 165
| Литературное чтение
| 4
| 4
| 132
| 132
| Иностранный язык
| -
| -
| -
| -
| Математика и информатика
| Математика
| 4
| 4
| 132
| 132
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
| 2
| 2
| 66
| 66
| Основы духовно- нравственной культуры народов России
| Основы духовно- нравственной культуры народов России
|
_
|
_
|
_
|
_
| Искусство
| Изобразительное искусство
| 1
| 1
| 33
| 33
| Музыка
| 1
| 1
| 33
| 33
| Технология
| Технология
| 1
| 1
| 33
| 33
| Физическая
культура
| Физическая
культура
| 3
| 3
| 99
| 99
| ИТОГО
| 21
| 21
| 693
| 693
|
| |