Администрация Аликовского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аликовская средняя общеобразовательная школа им. И.Я. Яковлева»
Аликовского района Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО ……………
Протокол № ________ от «__»_____________2013 г.
|
| УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ «Аликовская СОШ им. И.Я. Яковлева»
№ _ от «__» ___________2013г.
|
Толмачёва Сергея Григорьевича
по предмету
класс
Авторы программы
| Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. | Учебник
| Информатика и ИКТ. Учебник. 4 кл. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
| Количество часов
| 34
|
2013 -2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»
Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ МОиН РФ от 09.12.08 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 уч. год»
Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Цели программы:
Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем
Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ученом процессе.
Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях.
Задачи программы: корректное воспроизведение требуемой последовательности действий по инструкции;
определение ресурсов, необходимых для выполнения известной деятельности;
выполнение по заданному алгоритму текущего контроля и оценки своей деятельности;
сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, формулировка вывода о соответствии полученного продукта замыслу;
оценивание продукта своей деятельности;
видение сильных и слабых сторон своей деятельности. в информационной компетентности: формулировка вопросов с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
выделение из предоставленной информации той, которая необходима для решения поставленной задачи; умение отсеивать лишние («зашумляющие») данные и видеть дефициты данных;
понимание информации, представленной в разной форме: в виде текста; в форме рисунка, таблицы, диаграммы;
перевод информации из графической или символической формы в текстовую и наоборот;
воспроизведение полученной информации с использованием графических и вербальных средств презентации. в коммуникативной компетентности: понимание того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве;
умение формулировать собственное мнение в понятной для партнеров форме и задавать вопросы на понимание позиции партнера и собеседника;
умение инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе в ситуации конфликта и столкновения интересов;
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
умение адекватно передавать информацию и отображать пред-метное содержание и условия деятельности в устной и письменной речи, владение элементами представления информации в схематичной форме. Программа рассчитана на 35 часов. Реализуется в течении всего года (1 урок в неделю).
Учебно-методический комплект включает: Информатика и ИКТ. Учебник. 4 кл. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ. 4 кл.: Рабочая тетрадь. Ч. 1. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ. 4 кл.: Рабочая тетрадь. Ч. 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ. 4 кл.: Тетрадь для контрольных работ / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы. Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 4 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Контроль уровня обученности 1. Перечень контрольных работ
| № п/п
| Тема
| Количество
часов
| Сроки
проведения
| 1
| Информация. Объекты и свойства. Информационные объекты
| 1
| I четверть
| 2
| Логика
| 1
| II четверть
| 3
| Алгоритмы. Программа. Программно-управляемые исполнители
| 1
| III четверть
| 4
| Хранение и поиск информации. Технологии обработки информации
| 1
| IV четверть
| 5
| Итоговая контрольная работа
| 1
| IV четверть
| ИТОГО
| 5 часов
|
2. Перечень практических работ
| № п/п
| Тема
| Количество
часов
| Сроки
проведения
| Раздел «Модель и моделирование»
| 1
| Изменение и создание простых информационных объектов на компьютере
| 1
| III четверть
| Раздел «Хранение и поиск информации»
| 1
| Выходим в Интернет
| 1
| III четверть
| 2
| Осваиваем электронную почту, группу новостей и чат.
| 2
| III четверть
| Раздел «Технологии обработки информации»
| 3
| Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Набираем текст
| 2
| IV четверть
| 4
| Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): Вывод текста на принтер. Создаем графики, диаграммы
| 2
| IV четверть
| 5
| Создание небольшого текста с использованием изображений на экране компьютера. Презентации. Оформляем проект
| 2
| IV четверть
| ИТОГО
| 10 часов
|
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
что данные — это закодированная информация;
что тексты и изображения — это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники записные книжки, Интернет;
называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
в компетентности решения проблем:
видение заданной учителем проблемной ситуации как новой, для разрешения которой необходим поиск новых способов действия;
определение последовательности этапов решения задачи;
корректное воспроизведение требуемой последовательности действий по инструкции;
определение ресурсов, необходимых для выполнения известной деятельности;
выполнение по заданному алгоритму текущего контроля и оценки своей деятельности;
сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, формулировка вывода о соответствии полученного продукта замыслу;
оценивание продукта своей деятельности;
видение сильных и слабых сторон своей деятельности.
в информационной компетентности:
формулировка вопросов с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
выделение из предоставленной информации той, которая необходима для решения поставленной задачи; умение отсеивать лишние («зашумляющие») данные и видеть дефициты данных;
понимание информации, представленной в разной форме: в виде текста; в форме рисунка, таблицы, диаграммы;
перевод информации из графической или символической формы в текстовую и наоборот;
воспроизведение полученной информации с использованием графических и вербальных средств презентации.
в коммуникативной компетентности:
понимание того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве;
умение формулировать собственное мнение в понятной для партнеров форме и задавать вопросы на понимание позиции партнера и собеседника;
умение инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе в ситуации конфликта и столкновения интересов;
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
умение адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в устной и письменной речи, владение элементами представления информации в схематичной форме.
Структура курса 4 класса
| № п/п
| Тема (глава)
| Количество
часов
| 1
| Повторение. Информация. Объекты и свойства. Информационные объекты и компьютер. Организация информации
| 7
| 2
| Логика
| 9
| 3
| Модель и моделирование
| 8
| 4
| Информационное управление
| 6
| 5
| Повторение и итоговый контроль
| 4
| ИТОГО
| 34 часа
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПОВТОРЕНИЕ. ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ. КОМПЬЮТЕР (7 часов)
Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем и контроль. В результате изучения раздела учащиеся должны
Знать:
правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики и при работе за компьютером
виды информации по форме ее представления
состав персонального компьютера как рабочего места пользователя и названия устройств, входящих в состав компьютера
назначение основных устройств, входящих в состав компьютера
основные категории объектов и проводить их классификацию
что объект – это любой предмет, явление или процесс окружающего мира, на который направлено внимание человека
что такое характеристика объекта
что такое существенное свойство объекта
Понимать:
чем отличаются источники и приемники информации
для чего необходимы носители информации
что компьютер – это инструмент для обработки информации
что в каждый момент времени человек может думать только об одном объекте
многообразие свойств объектов
Уметь:
приводить примеры источников и приемников информации
приводить примеры различных носителей информации
выполнять простые действия с помощью мыши и вводить простой текст с клавиатуры
приводить примеры действий с информацией
приводить примеры различных форм представления текстовой, графической, числовой информации
приводить примеры существенных свойств, которые можно отразить при описании объектов
выделять в объектах общие и отличительные свойства
устанавливать отношения между объектами, различать отношения объектов между собой
определять тип отношений, в которых находятся объекты
обозначать отношения объектов в виде схемы
обозначать отношения объектов в текстовой форме
ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ (9 часов)
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем и контроль.
Практические работы
Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»
Практическая работа №2-3 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»
Практическая работа №4-5 «Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа»
Практическая работа №6-7 «Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»
В результате изучения раздела учащиеся должны
Знать:
правила техники безопасности, понятие информатика, информация, предысторию информатики, основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни общества, информационная этика;
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютер;
назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
что такое «истина» и «ложь»;
понятие суждения, умозаключения;
понятие графический редактор, устройство ввода графической информации;
название инструментов в программе Paint и возможности текстовой и графической обработки в программе Paint;
способы решения некоторых логических задач;
Уметь:
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютере;
запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться горизонтальными и верти-кальными полосами прокрутками, закрывать окно;
открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты;
редактировать и форматировать графические объекты;
решать логические задачи;
создавать коллажи.
МОДЕЛЬ И МОДЕЛИРОВАНИЕ (8 часов)
Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа. Повторение, работа со словарем. Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем, контрольное тестирование.
Практические работы
Практическая работа №8 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур».
Практическая работа №9-10 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр».
Практическая работа №11-12 «Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений»
В результате изучения раздела учащиеся должны
Знать:
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютер;
понятие модели. Модель объекта;
понятие алгоритма, исполнителя алгоритма;
понятие компьютерной программы
Уметь:
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютере;
запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться горизонтальными и вертикальными полосами прокрутками, закрывать окно;
открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты;
редактировать и форматировать графические объекты;
решать логические задачи;
создавать алгоритм решения простейшей задачи ГРИС «Стрелочка»
ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (6 часов)
Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером. Повторение, тестирование, игры и эстафеты.
Практические работы
Практическая работа №13 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров».
Практическая работа №14-15 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических рисунков».
Практическая работа №16-17 «Рисунок на свободную тему»
В результате изучения раздела учащиеся должны
Знать:
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютер;
понятие информационного управления, схемы управления;
управление неживыми объектами, компьютером
Уметь:
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютере;
запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться горизонтальными и верти-кальными полосами прокрутками, закрывать окно;
открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты;
редактировать и форматировать графические объекты;
решать логические задачи;
создавать алгоритм решения простейшей задачи ГРИС «Стрелочка»
V. ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)
Работа со словарем, контрольная, тестирование. Повторение, работа со словарем, компьютерный практикум (зачет). Предварительная контрольная, работа над ошибками, игры и эстафеты. Итоговая контрольная работа и тестирование.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
уро-
ка
| Тема раздела,
урока
| Кол-во
часов
| Виды,
формы
контроля
| 1
| Человек и информация. Инструктаж по технике безопасности.
| 1
|
| 2
| Действия с информацией
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 3
| Объект и его свойства.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 4
| Отношения между объектами.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 5
| Компьютер.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 6
| Повторение
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 7
| Обобщающий урок по теме «Человек и информация»
| 1
| Проверочная работа
| 8
| Понятие.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 9
| Деление и обобщение понятий.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 10
| Отношения между понятиями.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 11
| Совместимые и несовместимые понятия.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 12
| Понятия «истина» и «ложь».
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 13
| Суждение.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 14
| Умозаключение.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 15
| Повторение
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 16
| Обобщающий урок по теме «Понятие, суждение, умозаключение»
| 1
| Проверочная работа
| 17
| Модель объекта.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 18
| Модель отношений между понятиями.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 19
| Алгоритм.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 20
| Виды алгоритмов
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 21
| Исполнитель алгоритма.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 22
| Компьютерная программа.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 23
| Повторение.
| 1
|
| 24
| Обобщающий урок «Модель и моделирование» | 1
| Проверочная работа
| 25
| Цели и основа управления
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 26
| Управление собой и другими людьми.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 27
| Управление неживыми объектами.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 28
| Схема управления.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 29
| Управление компьютером.
| 1
| Фронтальный опрос
Проверка заданий в тетради
| 30
| Повторение
| 1
|
| 31
| Обобщающий урок по теме «Информационное управление»
| 1
| Проверочная работа
| 32
| Повторение
| 1
|
| 33
| Резерв
| 1
|
| 34
| Резерв
| 1
|
|
ЛИТЕРАТУРА
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2010.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь, ч.1, 2 для 3 класса. - М.: Бином, 2010.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Контрольные работы. 3 класс –М.: Бином, 2010
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 3 класс. - М.: Бином, 2009.
Электронные пособие на CD-ROM.
|