Скачать 173.69 Kb.
|
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Калуги 2012 Участие в выборах: право или обязанность? Урок обществознания в 10 классе Антонова Марина Викторовна учитель истории и обществознания г. Калуга Аннотация. Становлению демократического общества, преодолению кризисных явлений в России способствует правильно организованное гражданско-правовое образование. Мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее граждане участвуют в выборах, тем быстрее страна достигает экономической, социальной и культурной стабильности и расцвета. Поэтому участие в выборах - это проявление социальной ответственности каждого взрослого человека. Актуальность темы. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно участвует в выборах. Одна из причин такой ситуации - низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня. Данный урок рассчитан на тех, кому сегодня 16 - 17 лет, будущих избирателей. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социопространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах. Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право». Тема урока: «Участие в выборах - право или обязанность?» Вид урока: урок обобщения знаний. Форма урока: «Круглый стол». Цель урока:
Решение образовательных, развивающих, воспитательных задач осуществляется через формирование ключевых компетенций: Образовательные задачи: Социальные компетенции: умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства; приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата; умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации. Коммуникативные компетенции: умение владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов. Информационные компетенции: умение владеть информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением. Развивающие задачи: Когнитивные компетенции: готовность к непрерывности образования и самообразования на протяжении всей жизни. Воспитательные задачи: Поликультурные компетенции: формирование правовой культуры, гражданственности, социальной активности, гражданского самосознания. Методы обучения и методические приёмы: В ходе проведения данного урока применяются активные методы обучения, которые строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе, рефлексии. Данная система методов обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Применяемые методические приемы: метод структурированной дискуссии; обозначение проблемы и нахождение путей ее решения; организованный диалог; интеллектуальный штурм; самостоятельная работа с неадаптированными источниками; анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, обобщение. Используемые методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу «включенности» каждого ученика в работу, проявить активность, самостоятельность, побуждают обучающихся к выполнению проблемных заданий, обобщению и самореализации их субъективного опыта, способствуют развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач, организация себя на выполнение поставленных целей. Предполагаемые результаты: В результате проведения урока участники смогут:
Основные термины и понятия темы: Демократия, гражданское общество, правовое государство, избирательная система, выборы, референдум, принципы избирательного права, избирательный процесс, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная кампания, политическая власть, гражданская ответственность, гражданская позиция, абсентеизм, политическая активность. Предварительная работа учителя:
Предварительная работа обучающихся:
1) история избирательного права в России; 2) абсентеизм: понятие, причины, последствия; 3) меры воздействия к игнорирующим выборы гражданам в других странах.
Оборудование и материалы, применяемые на уроке:
• Обсудить важность голосования в демократических странах. • Проанализировать аргументы в поддержку обязательного голосования и против него. • Определить области согласия и несогласия с другими учениками. • Решить, индивидуально и в составе группы, является ли обязательное голосование необходимой демократической реформой; поддержать свои решения доказательствами и разумной логикой. • Подумать о ценности обсуждения при решении актуальных вопросов в демократическом обществе. Вопросы для обсуждения: «Участие в выборах – это право гражданина…» «Гражданин обязан принимать участие в выборах…» «Свободный в своем выборе человек - это ответственный человек…»
1. Организационный момент Слайд №1. Вводное слово. Мы продолжаем изучение темы «Права человека и гражданина» в курсе «Обществознания». И сегодня мы поговорим об избирательном праве. Право выбора – одно из базовых прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Наверное, каждый взрослый человек в современном обществе знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи – наблюдают за этим процессом со стороны. В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем эпизод в их повседневной жизни. Важность выборов многие склонны недооценивать. Справедливо ли это? Попробуем найти ответ на этот вопрос и другие, интересующие нас: Зачем нужны выборы? Что такое избирательное право и каковы его принципы? Какая история развития у избирательного права в России? Что такое абсентеизм, каковы его причины и последствия? Участие в выборах – право или обязанность? 2. Основная часть. 12 декабря 1993 года был принят Основной Закон нашего государства – Конституция РФ. Слайд №2. В главе 1. «Основы конституционного строя». Статья 1 провозглашает, что
? Что означает понятие «Демократия»? Слайд №3. Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии характеризуется рядом следующих признаков:
? На основе статей Конституции РФ докажите, что эти признаки демократии характерны для нашего государства. Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Обратимся вновь к статье 1 Конституции РФ, где Российская Федерация – определяется как правовое государство. ? Что такое правовое государство? И каковы его основные признаки? Мы попробуем построить правовое государство, найдя из предложенного вам материала, его характерные признаки. Вам нужно подойти взять один из признаков и решить – относится ли он к правовому государству или нет. Если, да, то разместить его на доске (7 мин.). Варианты признаков (вперемежку): Правовое государство: 1) верховенство закона во всех сферах жизни общества; 2) принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3) взаимная ответственность личности и государства; 4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность; 5) политический и идеологический плюрализм; 6) стабильность законности и правопорядка в обществе. Неправовое государство: приоритет государства над личностью и правом; излишнее регламентирование отдельных сторон жизни человека и общества; сильное имущественное расслоение общества; ограничение свобод личности, прав человека; преследуется самостоятельность и собственные убеждения; вводится единомыслие, какая-то одна идеология; практикуются репрессии и доносы; применение насилия, принуждения ради "великих" целей и задач; право заменяется понятиями "пользы", "целесообразности"; отсутствие или декоративный характер разделения властей; неприязнь к частной собственности. Слайд №4 Мы построили правовое государство. И сегодня на уроке мы постараемся выяснить, какая же существует взаимосвязь правового государства, с одним из фундаментальных прав человека – правом выбора, в частности с правом политического выбора, т.е. с избирательным правом граждан. ? Что такое выборы? Слайд №5 Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Но, выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом. Политическая миссия выборов значительно более широкая. Слайд №6 Обратимся к высказыванию «Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами». Шарль Форб де Монталамбер (1810-1870) – французский писатель и политический деятель. ? Как вы понимаете данное высказывание? Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения. Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством. В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа. В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения. Таким образом, каждый ответственный гражданин должен понимать, что его голос всегда очень важен при определении власти в государстве. Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом. Слайд №7 пп. 1,2 статьи 32 Конституции РФ 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления. ? Каким бывает избирательное право? Избирательное право может быть активным и пассивным. Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах. Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства. Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако для этого потребовалась более чем 200-летняя борьба. Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 году, Греции – 1956 году, Швейцарии – в 1971 году. ? Какая история развития у избирательного права в России? (Левин Никита). Люди по-разному относятся к выборам. В последнее время некоторые страны сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей половины населения страны. ? Как называется сознательное неучастие граждан в выборах? Слайд №8. Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах и демонстрациях и т.д.). Главным образом подразумевается уклонение от своих электоральных функций. ? Каковы причины абсентеизма? (Эриашвили Майя). ? Как вы думаете, к каким последствиям может привести абсентеизм? Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Но, существует мнение, что отдать свой голос за того или иного кандидата в день выборов – это проявление гражданского долга. Любопытно, что один из составителей «Толкового словаря русского языка» Сергей Иванович Ожегов трактует слово «долг» как «то же, что обязанность». Во многих странах к вопросу голосования граждан подходят как к гражданскому долгу. ? Какие меры применяются к игнорирующим выборы гражданам в других странах? (Дронова София). Сейчас в своих группах вам предстоит ответить на поставленный для вашей группы вопрос и затем представителю от группы необходимо будет озвучить общее мнение группы. Вам необходимо: • Обсудить важность голосования в демократических странах. • Проанализировать аргументы в поддержку обязательного голосования и против него. • Определить области согласия и несогласия с другими учениками. • Решить, индивидуально и в составе группы, является ли обязательное голосование необходимой демократической реформой; поддержать свои решения доказательствами и разумной логикой. • Подумать о ценности обсуждения при решении актуальных вопросов в демократическом обществе. Вопросы для обсуждения: «Участие в выборах – это право гражданина…» «Гражданин обязан принимать участие в выборах…» «Свободный в своем выборе человек - это ответственный человек…» Время обсуждения (5-7мин.) Слайды №№9-12. Теперь давайте обратимся к экрану, и выясним, насколько важным для себя считают ваши родители значение выборов в жизни демократического государства. Вывести на экран результаты опроса родителей. Проанализировать их. (Слепченко Юлия, Павлюк Алёна).
3. Содержательная рефлексия. Мы выслушали достаточное количество аргументов в поддержку той или иной точки зрения, и я предлагаю вам высказать каждому своё мнение по данному вопросу и отметить его на «Шкале мнений» (с использованием разных маркеров). Объяснить свой выбор. Обучающиеся работают индивидуально у доски со шкалой мнений, аргументируя свой выбор. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РФ Право Гражданский гражданина долг (статья 32 Конституции РФ) 4.Подведение итогов голосования на «Шкале мнений». Выводы. От некоторых политиков, да и в среде обычных избирателей можно слышать мнение, что в России ещё нет правового государства, такого, которые мы можем видеть в ряде Европейских стран. Формирование правового государства - задача чрезвычайно трудная и длительная, её решение возможно в результате усилий всего общества, и в первую очередь с формированием демократической культуры граждан, выражающейся в осознании важности участия в избирательном процессе. И очень приятно осознавать, что вы - будущие избиратели неравнодушны к этому вопросу. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее. Слайд №13 «Сказать «Я не занимаюсь политикой» все равно, что сказать: «Я не занимаюсь жизнью». Жюль Ренар (1864 - 1910 гг.) Французский писатель. 5. Заключение. В заключении видеосюжет о том, что думают о праве выбора ваши учителя (Волынщиков Глеб). Оценка учителем деятельности обучающихся с устными комментариями. Документы:
Список литературы:
|
Реферат я выбираю будущее России Статья Всеобщее избирательное право и право на участие в выборах и референдумах | Список региональных избирательных объединений, имеющих право согласно... Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью проведения занятия является закрепление уч-ся знаний об основных положениях избирательного права; анализ основных положений... | 19. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях,... Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности,... | ||
Урок по французскому языку по теме «Защита окружающей среды -наша обязанность» Предлагаемый мною ниже учебный материал проведения уроков в X классе я применяла при изучении темы «Защита окружающей среды — наша... | Кандидат юридических наук успехи и проблемы «левых» на выборах в германии Бранденбурге Левая добилась лучшего результата в своей истории – 27, 96%, на проходивших в тот же день выборах в Саксонии – 23,6%,... | ||
Памятка для наблюдателя на выборах депутатов Государственной Думы... Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» | Отчет о деятельности избирательной комиссии республики бурятия за... Федерации», Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального... | ||
Чугайнова О. Г. Сургпу, г. Сургут Формирование исследовательских... Осуществление исследовательской деятельности, решение комплекса исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право... | Заявка на участие деловая поездка алюминиевый прокат: экспортные возможности китая Список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, составлен по данным реестра владельцев именных ценных бумаг... | ||
Правоохранительные органы России 1 история адвокатуры россии России. В дореформенное время роль адвокатов выполняли частные лица стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не регулировались законодательно... | Направление Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично... | ||
Реферату Тема реферата: “Её королевское величество Елизавета ii” В 2012г. Исполняется 60 лет правления Елизаветы II, поэтому интересно было исследовать историю её восхождения на трон, манеру правления,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конвенции: право на семью, право на медицинское обслуживание, право на бесплатное образование, право на отдых, право на достаточное... | ||
Конспект лекций по гражданскому праву. Вещное право. Тема Общие положения Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск... | Конспект лекций по гражданскому праву. Вещное право. Тема Общие положения Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск... |